Вице-губернатор Томской области Андрей Антонов: "Большой томский университет готов взять на себя большие задачи"
Традиционный для Томска форум молодых ученых U-novus в этом году проходит на фоне формирования Большого томского университета и создания под него новой инфраструктуры. О том, зачем нужна новая над-университетская надстройка и как будет строиться новый кампус, "Интерфакс" побеседовал с заместителем губернатора Томской области по экономике Андреем Антоновым.
- Андрей Александрович, Минобрнауки РФ ставит задачу увеличения доли российской науки на рынке НИОКР. Как эта задача коррелируется с обновленной стратегией развития Томской области и как регион может помочь в ее решении?
- Томская область стала одним из первых регионов, которые провели согласование своей стратегии в Минэкономразвития РФ по новому формату. Этот формат предполагал учет предложений со стороны других министерств и экспертного сообщества, в том числе, мы максимально учли все пожелания по блоку науки.
Регион ставит перед собой двуединую задачу экономического развития. С одной стороны - это трансформация зрелых отраслей экономики, увеличение производительности в них. Здесь наши вузы включаются в работу с крупнейшими корпорациями и помогают им разрабатывать и внедрять инновации.
Вторая сторона - это формирование новых отраслей экономики: это и креативные индустрии, и водородная тематика, и новая химия, и проект атомного реактора нового поколения БРЕСТ-300.
Все это в конечном итоге должно отразиться на экономике: способствовать росту ВРП и доходов региона.
- Можете ли привести примеры, которые подтверждают возможность стать технологическими лидерами здесь, в Томске, несмотря на его географическую удаленность от рынков сбыта и климатические особенности?
- В отрасли микроэлектроники это "Микран" с проектами сетей 5G на отечественной элементной базе. В химической промышленности это "СИБУР" с целой линейкой инновационной продукции, в том числе биоразлагаемых полимеров. В атомной энергетике я уже упоминал проект БРЕСТ-300. В области углеводородов нельзя не отметить проект "Палеозой", который реализуется совместно с "Газпром нефтью" - здесь мы занимаемся разработкой технологии поиска трудноизвлекаемых запасов и уже добились высоких результатов. Последние данные показывают коэффициент 0,6, т.е. бурение одной скважины на глубине палеозоя дает приток нефти с 60-процентной вероятностью, это очень высокий показатель. Нефть эта качественная, в ней мало примесей (в сравнении с Urals - ИФ), и это даже дает основания говорить о появлении новой марки. Кроме того, разработка палеозойской нефти возможна в районах с уже имеющейся инфраструктурой: дороги, поселки, трубопроводы, вертолетные площадки и т.д.
- Тема вывода НИОКР на мировой уровень связана с проектом "Большого университета", и здесь вопрос: почему существующего формата оказывается недостаточно? Есть консорциум вузов, можно вспомнить ОЭЗ. Почему все же мы говорим о "Большом университете"?
- Здесь все просто: нам нужно снизить риски того, что, работая порознь, мы не выполним большие проекты. Суть "Большого университета" - взять на себя большие задачи.
К примеру, есть тема создания геномного принтера. Мало сделать механику с высокой точностью, нужно еще под это разработать новые материалы, провести математическое моделирование. Один вуз или НИИ не решат такую задачу, поэтому нужно более ответственно договориться на уровне стратегий и совместных сервисов.
Мы хотим быть заметны для федерального центра и крупных компаний по критически важным направлениям развития экономики страны. Не будет же потенциальный заказчик или инвестор бегать по десяткам организаций и узнавать, какие разработки у кого есть. Для этого нужна одна точка входа.
- Для этого нужно какое-то юрлицо, кто им должен стать?
- У нас есть Консорциум томских университетов, и, по нашему мнению, он должен выполнять эти функции. В то же время нужно снять большое количество барьеров, которые не позволяют вузам работать вместе. Приведу пример: ТГУ выиграл грант на разработку модели цифрового университета, договорился с двумя другими университетами - ТПУ и ТУСУР - о том, кто и какие задачи в рамках этого гранта выполняет. Но ТГУ не может дать эти деньги другим вузам напрямую, нужно проводить конкурс, а это риски получить недобросовестного подрядчика. Но ладно бы все упиралось только в эту проблему. Дальше другой барьер: все результаты выполненной работы по этому гранту ТПУ и ТУСУР должны передать ТГУ, они не имеют на них права. ТГУ рад бы поделиться правами на эту работу с другими вузами, но распорядиться самостоятельно своей интеллектуальной собственностью он не может.
Еще пример: мы стремимся создавать смешанные команды из студентов и преподавателей разных вузов, но пользоваться общей инфраструктурой они не могут. Если студент ТГАСУ идет заниматься в лабораторию ТГУ, то ТГАСУ должен заплатить ТГУ за это деньги. А есть еще нерешенные вопросы безопасности, ответственности и т.д.
В итоге, как бы мы ни старались точечно объединить усилия вузов, каждый университет вынужденно работает как отдельный хозсубъект, как отдельная закрытая от других корпорация. Все понимают, что нужно по-другому, но упираются в кучу разных барьеров.
- Имеющаяся в стране система хоздоговорных отношений подразумевает, что должно быть единое юридическое лицо, которое отвечает за результаты той или иной работы.
- Все правильно, но согласование и передача чего-либо от одного университета другому занимает в министерствах по полгода. Юридически это возможно, но к моменту, когда это будет сделано, студент уже закончит учиться.
В идеале мы бы хотели, чтобы правительство РФ предоставило вузам, входящим в "Большой университет", особый порядок - наделило их правом самостоятельно определять, как пользоваться и обмениваться своей инфраструктурой. Это не что-то сверхъестественное, это возможно с точки зрения законодательства.
Вскоре ожидается федеральный конкурс на создание центров трансфера технологий, и мы хотели бы создать межвузовский центр - нет необходимости делать шесть таких центров на каждый вуз. Но по условиям конкурса на него может зайти только университет. Кто это будет, как определить? Если бы действовал особый порядок, документы мог бы подать Консорциум, и все вопросы излишней конкуренции между вузами были бы сняты.
- В ходе недавней поездки премьер-министр Мишустин пообещал выделить Томской области 18 млрд рублей на строительство нового кампуса. Насколько нынешняя вузовская инфраструктура удовлетворяет потребностям "Большого университета"?
- Строительство кампуса связано с предстоящим увеличением количества иностранных студентов, а не улучшением существующей инфраструктуры. Сейчас ситуация более-менее сбалансированная. Но перед Томской областью стоит задача увеличить количество иногородних и иностранных студентов на 10 тыс. человек, а принять их негде.
Мы предполагаем, что строительством и эксплуатацией кампуса будет заниматься единый концессионер. Это будет отдельная компания, в ее уставном капитале будут банк и инвестор. Вначале он будет работать как девелопер, а затем, по мере ввода объектов кампуса в эксплуатацию, - как управляющая компания.
Предварительно интерес к участию в этом проекте проявила петербургская ГК "Гранит". Это опытный девелопер, для него это не первый проект. И более того, прежде чем обсуждать с ним детали кампуса, было поручение Минстрою РФ от вице-премьера проверить этого потенциального инвестора на способность выполнять такие проекты. В итоге мы получили письмо, что этот девелопер имеет соответствующие компетенции и министерством потенциально согласован.
Я не зря делаю оговорку "предварительно" и "потенциально", потому что концессионера еще только предстоит выбрать. Законом о ГЧП определено два варианта выбора: либо в результате конкурса, либо путем направления концессионной инициативы. Предполагаем, что "Гранит" выберет второй вариант, он самый короткий по времени. При таком раскладе отбор займет четыре месяца, за это время концессионер подает заявку, любой с ней может ознакомиться и предложить свое решение, которое может оказаться более выгодным для администрации Томской области.
- Томская область должна будет гарантировать возврат инвестиций?
- Да, концессия региональная, минимальный гарантированный доход должен присутствовать. Мы в модели закладываем, чтобы затраты со стороны региона на протяжении 20 лет были равны нулю, лишь в один из годов закладываем в бюджет обеспечение в размере 300-400 млн рублей, дальше проект должен окупаться за счет наполняемости кампуса студентами. То есть мы гарантируем, что не менее 80% мест в кампусе будут обеспечены студентами. Если будет меньше - мы должны будем компенсировать разницу. Таковы правила концессии.
- Эта сумма ляжет в расходную часть бюджета Томской области?
- Это риск, который берет на себя регион. Если мы не выполним условия концессии, то мы обязаны будем понести дополнительные расходы. Но нам проще обеспечить поток студентов, в этом вопросе мы работаем с университетами.
- Кто должен предоставить землю под кампус?
- Регион. Мы должны быть собственниками земли. Пока земля у частного собственника - ГК "Карьероуправление".
- Ранее сообщалось, что участок земли под кампус оценивается в 600 млн рублей.
- На этапе подготовки проекта бюджета 2021 года мы смотрели рыночную цену земли. В итоге пришли к мнению, что это один из лучших участков с точки зрения комплексности и обеспечения транспортом. Внутри городской черты подходящего по размеру участка нет, а если строить точечно в разных местах, то затраты будут еще выше.
Но в любом случае до того, как будет земля выкупаться, предстоит сделать актуальную оценку рыночной стоимости.
- Как будут переданы Томской области 18 млрд рублей от федерации?
- Эти средства будут выделены в виде капитального гранта в рамках концессии. Это будет межбюджетный трансфер, который мы после перечислим инвестору.
- Сообщалось, что общая стоимость проекта превысит 30 млрд рублей. Какой банк будет финансировать вторую часть затрат?
- Это тоже будет конкурс, но его будет проводить инвестор самостоятельно. Сейчас вопрос отрабатывается с одним банком, но может прийти другой, который предложит инвестору более выгодные условия финансирования.
- Какие еще затраты будет нести регион?
- Нам необходимо подготовить инженерные коммуникации до точки подключения кампуса. Но, опять же, преимущество этого участка в том, что рядом есть и газ, и вода, и дороги. Развязка на подъезде к мосту через реку Томь предусмотрена проектом. По водоотведению предстоит построить локальные очистные сооружения, расходы на них придется взять на себя региону, но и по этому вопросу мы планируем привлечь других инвесторов.
С организационной точки зрения в рамках администрации мы предполагаем создать департамент по спецпроектам. Этот департамент на этапе строительства будет усилен специалистами, которые занимаются строительным контролем, а затем там будут работать специалисты, которые занимаются контролем качества работы управляющей компании со студентами. Предстоит кропотливая ежедневная работа.
- Сейчас в Томске проходит форум U-NOVUS, заявлены дискуссии по определенным направлениям: инженерная биология, кибербезопасность, палеозой... Почему именно эти направления были выбраны?
- Так это и есть основные направления работы "Большого университета". Мы их дополнительно обсуждаем, но все они готовы к реализации. Сейчас договариваемся с компаниями, чтобы взять ту или иную тему в лабораторное исследование, создать R&D-центр, поставить под него оборудование. Здесь целое поле для междисциплинарных исследований, дипломных проектов и стартапов.
В России пока 10% выпускников вузов самостоятельно создают новые рабочие места, а в мире этот показатель 20-30%. К этому показателю мы стремимся и видим, что возможности для этого есть.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"