Директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России Сергей Жуков: "Освоить технологии искусственного интеллекта на базовом уровне необходимо всем"
Искусственный интеллект (ИИ), который позволяет решать задачи, связанные с распознаванием предметов, работать с естественными языками и анализировать данные, прочно вошел в нашу жизнь и присутствует практически во всех ее сферах: от медицины и научных исследований до индустрии игр и развлечений. Для обучения азам работы с технологиями ИИ в 2020 году компания Intel запустила в России программу IntelⓇ AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого", которую в пилотном режиме уже реализуют в нескольких вузах, школах и учреждениях дополнительного образования. О первых итогах работы программы, а также о новой инициативе "Навыки для инноваций" в интервью "Интерфаксу" рассказал директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России Сергей Жуков.
— Сергей Владимирович, Вы работаете в Intel с 2006 года. Как за это время развивались технологии искусственного интеллекта?
— Развитие ИИ началось в 1950-60-х годах, когда компьютеры стали относительно доступны для крупных компаний. Уже тогда научное сообщество пыталось понять, как из простых вычислителей с битами и байтами можно смоделировать знания о строении мозга. Ведь, грубо говоря, любой компьютер, любая программа — это уже некий ИИ.
Наши коллеги из Нижнего Новгорода, которые с 2000-х годов занимаются промышленным ИИ в системах распознавания образов, отмечают некую точку перегиба в развитии этих технологий в 2011-2012 годах, когда произошло много значимых событий. Одно из них —победа машины над человеком в игре Го. До этого событие такого же масштаба состоялось в 1997 году, когда Гарри Каспаров проиграл шахматную партию суперкомпьютеру Deep Blue.
С тех пор искусственный интеллект перешел на новый уровень: в 2012 году появились модели нейронных сетей, которые при минимальной тренировке научились прогнозировать результат на уровне принятия решения человеком. С этого момента искусственный интеллект перешел на новую, промышленную стадию развития.
За последние годы ученые значительно продвинулись в развитии компьютерного зрения, речевых алгоритмов и, конечно, чат-ботов. Также выросли необходимые для этого компьютерные мощности, эволюционировало программное обеспечение. Появилось понимание, как заставить машину эффективнее обрабатывать запросы и задачи. Сейчас ИИ проник во все сферы деятельности человека и помогает как в решении простых задач — например, сделать фото на смартфон, — так и, например, выстраивает логистику поставок в крупных торговых сетях.
— Насколько важно современным школьникам и студентам уметь работать с этими технологиями?
—Еще 10-15 лет назад в педагогическом сообществе дискутировали о том, как поддержать учителей в ходе внедрения информационных технологий в процесс обучения, поскольку была цифровая пропасть — первоклассники 2010-х были уже из цифрового мира, пользовались гаджетами, а учителя были к этому не готовы. Сегодня вопрос заключается уже не в том, обучать или нет школьников и студентов работе с ИИ, а в том, как помочь им эффективно взаимодействовать с новыми технологиями.
Например, в рамках базового курса по работе с информационными технологиями, который, на мой взгляд, необходимо включать в программу начальной школы, нужно обучать детей навыкам работы с ИИ, в том числе, как бережно относиться к своим персональным данным.
— С 2020 года Intel реализует в России программу IntelⓇ AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого". Каковы основные цели этой программы?
— Программа IntelⓇ AI for Youth на сегодняшний день работает уже в 11 странах мира, включая Южную Корею, Польшу, Германию, Индию и Сингапур, где она была разработана нашими коллегами из Intel. Ее цель – научить подростков 13-19 лет, в том числе из нетехнической аудитории, навыкам работы с ИИ на базе реальных, полезных обществу проектов.
В результате обучения дети приобретают спектр навыков: учатся программировать на языке Python, который оптимально подходит для технологий ИИ; анализировать данные; работать с машинным зрением и обучением; обрабатывать естественный язык. Кроме того, что очень важно, они приобретают, так называемые soft skills: учатся критически мыслить и решать задачи, проводить презентации, работать в команде и понимать этические аспекты работы с ИИ. В перспективе, с помощью программы можно подготовить специалистов для создания и развития алгоритмов ИИ. Важно отметить, что программа предполагает три уровня сложности: стартовый, базовый и продвинутый, в зависимости от уровня знаний, чтобы всем было комфортно.
Для запуска программы в России, в апреле 2020 года мы собрали группу экспертов, которые с 2005 года работали в различных образовательных инициативах Intel, и организовали для них 10 обучающих сессий по четыре часа на английском языке с авторами IntelⓇ AI for Youth.
Прошлым летом эта команда перевела программу на русский язык и "приземлила" ее на российскую действительность. Стояла задача, в том числе, посмотреть, где IntelⓇ AI for Youth будет наиболее востребована, чтобы создать учебные модули под различные аудитории. Именно поэтому в пилотной группе были представители педагогических университетов, общеобразовательных школ и с уклоном в ИТ, представители сферы дополнительного образования и кванториумов.
Мы всегда адаптируем программу под особенности конкретного региона. И речь идет не только о языке. Изначально курс создавался в Азии, поэтому инициативы и примеры там имеют свою специфику. Так, существовал проект использования ИИ для отслеживания маршрутов слонов и прогнозирования мест возможных браконьерских действий. В России слонов заменили амурские тигры.
Глобальная программа рассчитана на 170 академических часов, для России она была адаптирована 144 часа — годовой курс с сентября по май.
Изначально мы планировали обучение в формате "face-to-face", но начались локдауны в разных регионах, и программа стала гибридной, а обучение на тренингах проходило полностью онлайн.
— Какие результаты уже достигнуты?
- На первом этапе инициатива стартовала на девяти площадках, а в 2021 году число пилотных площадок программы выросло до 52.
Чтобы получать обратную связь в конце 2020 года мы объявили среди участников "Технологий искусственного интеллекта для каждого" конкурс проектов, прошедших путь от разработки до промышленного внедрения. В конкурсе участвовали преподаватели, студенты и школьники, которые представили 20 проектов. Из них мы выбрали 11 призеров в номинациях "AI кейс", "AI прорыв", "AI этика". Наибольший интерес вызвали проекты по использованию ИИ для решения социальных задач.
Конкурс помог нам понять, как дальше развивать программу. Осенью 2021 года состоится уже второй аналогичный конкурс.
— Как проходит процесс обучения сегодня?
— Программа состоит из четырех поэтапных модулей: "вдохновение", "приобретение знаний", "опыт", "применение знаний". Список предметных областей включает науку о данных, машинное обучение, компьютерное зрение (распознавание и анализ образов), обработку естественных языков (голосовые команды и понимание человеческой речи), а также программирование на языке Python.
В ходе первого блока участникам рассказывают о возможностях работы с ИИ и о потенциальных проблемах, с которыми они могут столкнуться в процессе реализации решений с применением ИИ. Далее слушатели получают базовые знания о концепциях ИИ, затем переходят к более глубокому техническому обучению. Четвертый модуль является проектным — участники формируют решения социальных задач с помощью ИИ.
Главные принципы программы — вариативность, ориентация на современные технологии и проектный подход. При этом программу можно реализовывать по трем моделям. Например, как дополнительное обучение, которое может длиться в течение целого учебного года. В рамках проектной модели, модули могут стать дополнением к материалам для подготовки к олимпиаде НТИ или другим профильным конкурсам в сфере ИИ. Третья модель реализации программы предполагает создание, например, лаборатории ИИ, где могут проходить занятия. Длительность курса во всех моделях составляет от 72 до 144 часов.
— С какими учебными заведениями вы уже сотрудничаете и планируете наладить сотрудничество в рамках реализации программы?
— В "пилот" вошли девять площадок: вузы, школы и учреждения дополнительного образования. Изначально у нас было 15 мастер-тренеров. За полгода они вовлекли в процесс около 70 преподавателей, а обучение прошли более 1200 студентов и школьников из 52 образовательных учреждений в 24 регионах России. В настоящее время программа работает во всех федеральных округах страны.
В этом году наша основная задача — масштабировать программу. Мы намерены сделать это через вузы, в частности педагогические, поскольку именно они активно участвуют в образовательном процессе в подшефных школах, готовят будущих педагогов и реализуют программы повышения квалификации учителей. Также мы продолжим заниматься профессиональным развитием тренеров и обучать новых.
В марте-апреле мы начали проводить тренинги для будущих центров компетенций на базе вузов. Всего по программе Intel® AI for Youth мы ожидаем, что будет открыто до 20 центров компетенций в 24 регионах России, 75 новых слушателей из 19 российских вузов уже прошли обучение по программе тренинга. Центры компетенций могут обучать дистанционно, тем самым, точки нашего присутствия будут везде, и участникам проекта не обязательно будет ехать в Москву для решения рядовых вопросов.
— Есть ли отличия в реализации программы в России и в других странах мира?
— Отличия есть, конечно. Например, мы сделали сразу полноценную программу без облегченных версий, хотя из-за пандемии обучение перешло в дистанционный режим.
На мой взгляд, у российских учителей достаточно высокий уровень квалификации, при обучении они активно используют компьютеры и онлайн-инструменты. Все это прекрасно встраивается в общую концепцию модернизации образования в России и внедрения новых образовательных стандартов.
Плюс к этому, мы не столкнулись с серьезными сложностями при реализации программы, потому что к участию в ее пилотной стадии пригласили наших уже проверенных партнеров, готовых изучать новые технологии и применять их на практике. От них мы и получали обратную связь: наша программа комплексная, помимо технической составляющей она также содержит и социальный блок.
Для нас это очень важно: мы хотим не просто научить подростков механически программировать, а комплексно развивать их навыки.
- Куда следует обращаться вузам и школам для получения права пользоваться вашей программой и инициативой в своих образовательных целях? Какие требования предъявляются к образовательным организациям?
- Стратегическим партнером по масштабированию программы Intel® AI for Youth в России является компания "Мобильное электронное образование" (МЭО). Она проводит курсы повышения квалификации учителей по проектированию и программированию систем ИИ, а также организует программы обучения детей и взрослых с различным уровнем цифровых компетенций и подготовки. По окончанию преподаватели получают необходимые документы и материалы для запуска программы в своих образовательных организациях, которые впоследствии могут пройти сертификацию и войти в число площадок программы в России. Группы формируются ежемесячно на сайте.
Партнерские "Центры компетенций" создают на базе учреждений среднего, высшего, специального или дополнительного образования. Преподаватели, которые прошли обучение в "Центрах компетенций", могут открыть "Площадку" программы Intel® AI For Youth в своем образовательном учреждении. В задачи "Площадок" входит обучение студентов и учащихся на основе инновационных курсов по программе Intel® AI For Youth.
На сегодняшний день сертификацию прошли пять "Центров компетенций" и 26 площадок в 20 регионах России, среди которых: Алтайский край, Удмуртия, Кемеровская область, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Псковская область, Мордовия, ЯНАО, Якутия, Приморский край, Чувашия, Башкирия, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Томская область, Кировская область, Челябинская область и Красноярский край.
Также в июне стартовали летние лагеря инициативы Intel® AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого" и новой образовательной программы Intel® Skills for Innovation "Навыки для инноваций" в ряде заинтересованных пилотных площадок.
— Каковы перспективы детей — участников программы Intel® Skills for Innovation? Поможет ли им участие при поступлении в вуз или при трудоустройстве?
— Программа "Навыки для инноваций" позволяет не только получить новые навыки и знания, она очень важна и для профориентационной работы. Ее участники, пройдя обучение, могут выбрать будущую профессию, которая не обязательно будет связана с ИТ — это может быть профессия из кросс-предметных областей. Кроме того, наша программа предполагает обучение высокому уровню владения языком программирования Python, который часто используется для решения задач в области ИИ. А умение писать программы сегодня приравнивается к знанию иностранных языков — программировать сегодня должны уметь все, хотя бы на базовом уровне.
— В этом году началась реализация инициативы IntelⓇ Skills for Innovation "Навыки для инноваций". В чем ее отличие от программы "Технологии искусственного интеллекта для каждого"?
— Инициатива Intel® Skills for Innovation "Навыки для инноваций" дополняет и расширяет возможности работы с новыми технологиями, предложенные программой Intel® AI for Youth. Она нацелена на изучение и дальнейшее использование технологий при подготовке школьников и студентов к работе в будущем. Обучающие материалы инициативы сформированы на базе технологий и методик развития навыков XXI века, необходимых в современном мире: социально-эмоционального, дизайнерского и вычислительного мышления, а также навыков программирования, моделирования, взаимодействия с ИИ.
"Навыки для инноваций" — достаточно универсальная инициатива, в рамках которой преподаватели и эксперты получают готовые кейсы-уроки для интеграции цифровых технологий в программы обучения ИТ. Это программа направлена на отработку навыков зачастую в кросс-предметной области.
С начала года по этой инициативе уже проводится обучение преподавателей, переводятся и адаптируются кейсы программы, проходят первые занятия в школах и учреждениях дополнительного образования.
Библиотека Intel® Skills for Innovation в настоящее время содержит 70 англоязычных кейсов — 140 часов обучения по различным предметам для начальной, средней и старшей школы. Школы могут использовать эти кейсы в любом количестве и комбинации в зависимости от выбранной модели интеграции в учебный процесс. Возможны четыре модели интеграции: межпредметная, индивидуальный проект, инженерный практикум и внеурочная деятельность.
Русскоязычная версия библиотеки, адаптированная с учетом учебного процесса в российских школах, включает 16 обучающих кейсов на 32 учебных часа. У преподавателей, в том числе из наших 18 центров компетенций, есть возможность воспользоваться всей библиотекой, включая англоязычные кейсы, для создания своих уроков или изменения программ с использованием новых технологий.
Сейчас инициатива находится на стадии пилотирования — в настоящее время обучение прошли 37 преподавателей от 21 пилотной площадки, часть из которых уже запустили летние лагеря по инициативе для заинтересованных студентов и школьников. Со второй половины года обучение в рамках этой инициативы будет доступно на базе партнерских центров компетенций.
— Каких результатов ожидаете от реализации инициативы Intel® Skills for Innovation "Навыки для инноваций"?
— Мы оптимисты, поэтому ожидаем только позитивных результатов. Для нас главное понять, в какой комбинации инициатива гармонично встраивается в стандартные образовательные программы. Для учителей должно быть понятно, как в рамках текущей деятельности они могут применить данную практику. Мы хотим закрепить полученные точки роста, реализуя несколько базовых принципов: не навредить, не перегрузить, найти золотую середину, когда инициатива интересна, полезна и вписывается в образовательный процесс.
— Насколько активно сейчас идет внедрение технологий ИИ в России?
— Мы внутри процесса, общаемся с конечными заказчиками, помогаем им, поэтому объективно оценить общую ситуацию не можем. Мы видим лишь часть процессов: чем-то довольны, а чем-то нет. Но согласно мировым рейтингам, Москва, например, реализуя программу "Информационный город", постоянно находится в пятерке-десятке мировых лидеров по направлению цифровизации городской инфраструктуры. Во многом этого удалось достичь благодаря внедрению ИТ-технологий и систем ИИ в эту инфраструктуру. У компании Intel много партнеров из России, которые вышли на мировой рынок с ИТ-решениями, использующими технологии ИИ. Российские компании создают хорошие решения, которые востребованы для масштабирования во всем мире.
— Если говорить о специалистах, работающих с ИТ-технологиями, насколько они востребованы в России?
— Кадровый голод в России очень серьезный. Работодатели говорят о нехватке, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн специалистов в ИТ-сфере. Уже объявлено, что в ближайшие годы будет увеличен набор на бюджетные места на ИТ-специальности в российских вузах. Сейчас этих мест недостаточно — всего 80 тысяч. Система видит потребности и реагирует на них. Это общая проблема и задача, которую мы решаем вместе.
— Эксперты говорят о четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0. На Ваш взгляд, когда она наступит?
— Одни эксперты говорят, что четвертая промышленная революция уже началась, другие — что мы уже на пороге пятой. Мне кажется, что мы, если не пережили ее, то, по крайней мере, прошли экватор революции в период пандемии. Мы прошли его с минимальными потерями и окончательно осознали, что без информационных технологий дальнейшей жизни не будет. Наши системы обучения с вызовом справились, бизнес не остановился. Более того, хочется отметить, что наши инфраструктурные решения выдержали возросшую нагрузку.
Уже можно сказать точно, что назад пути нет. Кому-то понравился гибридный вариант работы с пребыванием большей части времени в дистанционном формате, и он так хотел бы работать дальше, кому-то понравилось обучение онлайн. Все это открывает нам новые возможности и перспективы.
— Планирует ли Intel реализовать новые образовательные инициативы в ближайшее время?
— Образование — достаточно консервативная область. Чтобы внедрить в ней какую-то инновацию, нужно 10-11 лет — период учебы в школе. В перспективе мы планируем расширить набор курсов, программ, связанных с ИИ. На ближайшие год-два для нас это будет ключевой задачей. Возможно, мы также реализуем программы по ИИ для взрослых, курсы для чиновников, программы переподготовки кадров.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"