Ректор НИУ "БелГУ" Олег Полухин: "В 2020 году мы приняли рекордное количество абитуриентов, несмотря на пандемию"
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ") в условиях карантина принял рекордное количество абитуриентов за всю историю, а также продолжил развивать научные исследования. О том, как университету удалось пережить карантин, а также о новых трендах в воспитательной и образовательной деятельности в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор вуза, профессор Олег Полухин.
- Олег Николаевич, на прошедшем недавно Гайдаровском форуме много говорилось о роли высшего образования в формировании молодого человека как личности. В частности, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и многие специалисты отмечали, что необходимо повышать мотивацию студентов к развитию и творчеству. Как в НИУ "БелГУ" решают эту проблему?
– Вы начали разговор, на мой взгляд, с главного тренда в образовательной политике. На фоне происходящих социальных и политических кризисов важной задачей является воспитание у молодых людей не только лидерских качеств, но и, прежде всего, доброты, психологической и моральной устойчивости. При этом считаю, что главное качество, которое мы должны прививать своим студентам и которое поможет им состояться в жизни, – это умение оплодотворять творчеством любую работу. Через призму этого тезиса должна сегодня строиться вся образовательная и научная деятельность в вузе.
Привлекая студентов уже с первых курсов к исследовательской деятельности, мы формируем среду, где позиция "отрицания отрицания" не осуждается, а поощряется, где возможность "подвергать все сомнению" и формулировать собственную интерпретацию ответов на любые вопросы стимулирует у студентов стремление к научному поиску. Все наши программы, планы, мероприятия предусматривают возможность дискуссии, самовыражения, эмпатии.
Мы приветствуем свободное высказывание собственного мнения, вовлекаем студентов в управленческие процессы. В нашем университете под эгидой Союза студентов действует 24 студенческих объединения. Показательно, что самым массовым, включающим пять тысяч человек, стала волонтерская организация вуза "Горячие сердца". Ее участники - волонтеры Победы, экологи, психологи, цифровые волонтеры и, конечно, отряды милосердия: волонтеры-медики и социальные волонтеры, которые просто героически трудились весь прошедший год и продолжают оказывать помощь людям в этом году. Несколько десятков наших ребят получили награды президента России, ну а мы, конечно, выразили благодарность каждому, кто внес свою лепту в борьбу с пандемией. Только ко Дню студента мы наградили 77 наших лучших активистов.
- Министр также высказал мысль, что для воспитания "нового человека" вузам необходимо изменить и образовательную модель, и расписание, и дисциплины. "Нам принципиально важно подготовить выпускников в вузах не только к тому, чтобы они вышли и заняли уже готовое место, но и чтобы они были настроены на формирование новых видов деятельности", - отметил Фальков. Возглавляемый вами вуз уже несколько лет идет по этому пути. Что уже сделано, а что – в ближайших планах?
– Полностью согласен с министром, при этом должен сказать, что мы создали такую образовательную модель, которую не нужно постоянно менять, потому что в самой модели заложен элемент самопроизводства непрекращающихся изменений и улучшений. Нам очень помогло, что мы серьезно и творчески подошли к вопросу внедрения в вузе системы бережливого производства, которая, как вы знаете, предусматривает настройку всех процессов на непрекращающиеся улучшения в интересах студентов и оптимизацию ресурсов. Причем сами студенты становятся акторами этих процессов через проектную деятельность.
Мы постоянно работаем над тем, чтобы предложить им лучшие образовательные программы, согласованные с работодателями, адаптированные под потребности рынка будущего. Многие программы становятся междисциплинарными, и в каждую вводятся курсы предпринимательства, проектного менеджмента, бережливого производства. Наш выпускник должен уметь и хотеть учиться постоянно. Для этого у нас есть возможность выстраивать образовательную траекторию внутри университета: от колледжа до докторантуры или собственного реализованного стартапа. Поэтому у нас постоянно идет увеличение контингента обучающихся в магистратуре и аспирантуре и количество выпускников, создавших свой бизнес.
Большим подспорьем в будущем трудоустройстве выпускников стал для нас научно-образовательный центр мирового уровня "Инновационные решения в АПК". НИУ "БелГУ" выступает интегратором сетевого взаимодействия участников НОЦ и реализует совместно с индустриальными партнерами девять проектов и более десяти образовательных программ. Пять из них реализуется в институте фармации, химии и биологии НИУ "БелГУ". В этом году в сотрудничестве с МГУ им. М.В. Ломоносова открыта еще одна новая уникальная программа магистратуры - "Генетика и селекция". В институте наук о Земле НИУ "БелГУ" реализуется магистерская программа "Исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами", которая реализуется в тесном сотрудничестве с ведущими научными организациями в сфере природопользования и землеустройства Белгородской области. Еще одна новая программа в рамках НОЦ – "Биологические ресурсы" – открыта в аспирантуре. Отмечу, что у нас работает 22 диссертационных совета по 14 отраслям наук. Причем последняя отрасль – "Сельскохозяйственные науки" - добавилась буквально в конце 2020 года. Так что теперь мы можем готовить кадры высшей квалификации для нужд АПК. Напомню, что у нашего университета есть право самостоятельного присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук.
- По мнению представителей власти, студенты обязательно должны во время обучения иметь возможность попробовать себя в других направлениях и при необходимости иметь возможность поменять направление обучения. Есть ли такая свобода у студентов Белгородского госуниверситета?
- Свобода выбора студентов должна постоянно сопровождаться ростом ответственности. Да, наши студенты могут поменять направление подготовки. Но большинство предпочитают осваивать одновременно два направления, а также проходить дополнительные образовательные программы. Ряд направлений подготовки предусматривают получение двойных дипломов совместно с зарубежными вузами-партнерами. У нас сейчас в вузе 21 совместная образовательная программа и 10 программ на английском языке. Этим обусловлен и рост количества иностранных студентов в нашем университете. Сегодня их около 3,5 тысяч из 89 стран мира. И, несмотря на пандемию, мы видим, что интерес к нашему вузу у иностранных абитуриентов не снижается, как, впрочем, не снижается и интерес российских школьников. В 2020 году, когда впервые приемная кампания проходила на 100 процентов в дистанционном формате, мы приняли на первый курс более восьми тысяч абитуриентов, почти на тысячу превысив прошлогодний показатель. Что стало историческим максимумом за всю 144-х летнюю историю университета.
- По мнению Фалькова, для того чтобы привлечь как можно больше увлеченных своим делом преподавателей, вузам необходимо развивать внутри университетов исследовательскую деятельность. Какие условия для совместной исследовательской деятельности преподавателей и студентов, аспирантов сегодня созданы в вашем вузе?
- Ведущих ученых и педагогов российских и зарубежных вузов привлекает не просто заработная плата и возможность обеспечения качественным служебным жильём, но и свобода творчества, именно такая творческая среда притягивает, как я уже говорил. Также важны понятные правила взаимодействия по всем этим вопросам с учеными и преподавателями, которые становятся нашими сотрудниками, создают научные школы, проводят исследования, реализуют проекты.
Ежегодно у нас преподает более 60 зарубежных преподавателей. Один из последних примеров – приглашение к проведению исследований на базе НИИ Фармакологии живых систем НИУ "БелГУ" по тематике НОЦ, а также к учебному процессу в качестве приглашенного лектора профессора Кардиффского университета (Великобритания) Владимира Бухмана. Поддержку в реализации исследовательских программ и проектов по перспективным научным направлениям деятельности НОЦ в течение двух месяцев 2020 года нам оказывала заведующая лабораторией биотехнологии растений Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН Ольга Молканова.
Существенную роль в привлечении молодых исследователей и поддержке кадрового состава структурных подразделений НИУ "БелГУ" играет наша активная работа по созданию и поддержке центров передовых исследований – так называемых центров превосходства и точек роста. Сегодня в стенах университета созданы три центра превосходства, в числе которых два НИИ и 11 международных лабораторий. Все эти структуры постоянно развиваются и оснащаются новейшим оборудованием. Так, на базе НИИ Фармакологии живых систем в 2020 году открылась новая лаборатория геномного редактирования в биомедицине и ветеринарии, которая проводит моделирование заболеваний человека на лабораторных животных с использованием генетических технологий, разработку генотерапевтических препаратов и создание ГМ-животных с улучшенными свойствами для сельского хозяйства. Благодаря полученному финансированию в рамках НОЦ, мы дооснастили оборудованием стоимостью 13,5 млн рублей лабораторию генетических и молекулярно-биологических исследований, которая входит в структуру экспериментально-биологической клиники (вивария).
- Прошедший год был очень сложным для всех, и для высших учебных заведений особенно. Тем не менее, сегодня уже можно говорить о том, что вузы не просто справились с возникшими в ходе пандемии проблемами, но и смогли сохранить главное: саму модель российского высшего образования. Тем не менее, много пришлось пересмотреть и много изменить: как в учебном процесс, так и в смежных сферах. А какой опыт извлекли из пандемии лично Вы и ваш коллектив? Чему вас научил 2020-ый?
– С удовлетворением могу сказать, что мы справились с пандемийными вызовами: смогли уберечь коллектив от массовых заболеваний и организовать качественное обучение студентов в дистанционном формате. Да, мы понесли тяжелые потери в лице нескольких уважаемых и выдающихся профессоров и сотрудников. Мы бережно сохраним бесценное наследие этих педагогов и ученых и сделаем все возможное, чтобы предотвратить новые потери.
Мы приняли у себя в университете программу по оздоровлению и восстановлению работоспособности сотрудников, переболевших коронавирусом. Оздоровительные программы, которые будут наполовину софинансироваться университетом, реализуются на базе центра семейной медицины НИУ "БелГУ" и нашей поликлиники. Мы продолжаем проводить усиленную дезинфекцию помещений, обязательными остаются термометрия, дезинфекция рук, масочный режим. Сейчас началась массовая вакцинация всех желающих. Прививки сделали уже более 300 сотрудников вуза.
Переход на преимущественно дистанционное обучение был сложным с технической, финансовой и психологической точки зрения, как для студентов, так и для преподавателей. Нам пришлось расширить каналы связи, закупить новые серверы и компьютеры, дополнительно обучить преподавателей. Кстати, проведенное в университете исследование показало высокий уровень цифровых компетенций у всего профессорско-педагогического состава и управленческого аппарата. Это говорит о том, что мы вовремя, еще несколько лет назад, предприняли меры по цифровизации университета и внедрению дистанционных образовательных технологий. Но нынешняя ситуация заставила нас мобилизоваться, пересмотреть многое и в наших программах, и в системе управления.
Мы яснее увидели, какие предметы можно перевести в дистанционное обучение после пандемии, какие предметы можно частично перевести в самостоятельное изучение, как вообще увеличить объем самостоятельной работы, не теряя при этом качества образования. Честно говоря, я благодарен тому, что эта проблема подарила нам новые возможности и заставила нас самих меняться. Многие из нас освоили новые электронные технологии, которые в прошлой, допандемийной жизни были не нужны или мало востребованы, но без которых сегодня мы не сможем управлять нашим огромным коллективом – это более 27 тысяч студентов, преподавателей, сотрудников.
Кстати, студенты быстро адаптировались не только к образовательному процессу с применением дистанционных технологий, но и к проведению своих студенческих творческих и даже спортивных мероприятий в формате онлайн. Все наши структуры, отвечающие за культурно-воспитательную работу, освоили интернет-пространство. Онлайн-концерты, заседания студенческих клубов в системе Zoom, стримы круглых столов и патриотических акций – это теперь обыденные явления нашей жизни. Но, конечно, живого общения ничто не заменит. И мы стараемся хотя бы в ограниченном составе с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических правил встречаться со студентами, с февраля начнём плавный переход в традиционный формат обучения.
Резюмируя, 2020 год научил нас организации гибкого, смешанного научно-образовательного процесса, еще больше ценить и беречь друг друга, а также укрепил нашу веру в свои силы. Эта уверенность и проведенная работа, надеюсь, помогут нам внести значительный вклад в решение задач, которые ставит перед нами министерство и президент страны, объявивший 2021 год Годом науки и технологий.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"