Директор Центра делового образования Омского госуниверситета Елена Еременко: "Вузы сегодня должны стать в своих регионах драйвером образования через всю жизнь"

В 2020 году Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского участвует в реализации федерального проекта "Новые возможности для каждого", запущенного в рамках нацпроекта "Образование". Об особенностях этой программы и о том, как она реализуется в условиях онлайн-обучения, в интервью "Интерфаксу" рассказала директор Центра делового образования ОмГУ Елена Еременко.

Фото предоставлено пресс-службой Омского госуниверситета

Фото предоставлено пресс-службой Омского госуниверситета

- Елена Ивановна, расскажите, в чем суть проекта, реализацией которого занимается сейчас команда специалистов под Вашим руководством?

- Начну с того, что федеральный проект "Новые возможности для каждого" реализуется в рамках национального проекта "Образование". Он предполагает, что вузы сегодня должны активно заниматься не только обучением студентов, магистрантов, аспирантов, не только заниматься наукой, но и, в том числе, стать в своих регионах действительным драйвером образования через всю жизнь как принципа современного человека – непрерывного образования, образования для всех. Именно поэтому проект так и называется: "Новые возможности для каждого". Сегодня и Минобрнауки, и правительство России уделяют этому особое внимание.

Очевидно, что чем выше уровень образования у населения, тем богаче страна, тем эффективнее ее развитие, оно идет по самым передовым направлениям, которые сегодня наиболее востребованы. Благодаря этому страна может войти в те тренды, которые являются наиболее высокоприбыльными, завоевать лидерские позиции на мировом рынке. Поэтому очень важно, чтобы уровень образования в целом у нас был высоким.

Второе. Сегодня для того, чтобы быть в этих трендах, нужно их знать и нужно успевать за их изменениями. Меняется экономика, меняются технологии, поток информации нарастает как снежный ком – чтобы успевать за всем этим, тех знаний, которые были получены даже пять лет назад, уже недостаточно. Сегодня нужно постоянно заниматься самообразованием, повышением квалификации, посещать различные тренинги, семинары. Вот на это и направлен проект – чтобы вуз в любом регионе мог дать такую возможность любому желающему повысить свои навыки, свои компетенции.

В целом в этом году в проекте "Новые возможности для каждого" участвует 51 вуз по всей России. У нашего университета в рамках данного гранта два соглашения, на их реализацию нам выделены две целевые субсидии – 20,5 млн рублей и 10,5 млн рублей. Первое соглашение – это повышение квалификации научно-педагогических работников, то есть сотрудников университетов, научных организаций, руководителей предприятий. И второе – непрерывное образование граждан старше 25 лет.

Отмечу, что эти субсидии были выделены министерством образования потому, что ОмГУ год назад успешно реализовал подобный проект, выиграв грант в рамках нацпроекта "Образование".

- По каким программам проходят повышение квалификации научно-педагогические работники? В чем их особенности?

- В рамках этого соглашения у нас три программы. Первая – это "Инклюзивное образование". Мы должны повысить компетенцию тех преподавателей, которым приходится работать со студентами с ограниченными возможностями здоровья. В сегодняшних реалиях эта тема встает достаточно остро, и сегодня любой преподаватель должен уметь работать с такой категорией обучающихся. Для этого необходимы, в первую очередь, знания об особенностях этих людей, знания того, какие именно современно-образовательные технологии подходят для работы с такой категорией. Какие психологические особенности обучающихся должны учитывать преподаватели, и как им самим справляться со стрессом при работе с такой категорией. Именно на это направлена программа.

Могу добавить, что сейчас в рамках аккредитации вузов ставится едва ли не обязательным условием, чтобы преподаватели прошли повышение квалификации по этому направлению. Чтобы вуз мог гарантировать, что преподаватель, входя в аудиторию с такими людьми, знает, как с ними работать.

Мы, например, сами недавно столкнулись с такой ситуацией. В ОмГУ поступил мальчик, который потерял зрение буквально накануне 11 класса. То есть адаптироваться к своей беде он еще не успел. Он не очень хорошо читает по Брайлю, потому что еще не разработана чувствительность пальцев. А как ему изучать, к примеру, высшую математику или математический анализ – вот проблема! А парень хочет учиться. В итоге он поступил к нам в институт математики и информационных технологий, собирается разрабатывать программное обеспечение для незрячих людей. Конечно, это серьезный вызов для университета! Рядом с ним должен находиться человек, который мог бы записывать в тетради произносимое им решение задачи и показывать это преподавателю. Просто тьютор без математического образования на эту роль не годится. При этом все его преподаватели говорят, что это умнейший и талантливейший парень. Как его оставить без образования? Вот поэтому работающим в вузе преподавателям и нужны специальные компетенции для работы с такими людьми.

Вторая наша программа посвящена управлению проектами в вузах. Отмечу, что сегодня умение работать в проектной деятельности и в целом владение проектным инструментарием для работников вузов решает многое. Это значительно облегчает их деятельность и решение тех задач, которые перед ними ставятся.

Что такое проектное управление, сегодня знают и используют этот инструментарий в своей деятельности не только крупнейшие предприятия, но и средний и малый бизнес. Увы, вузы в этот процесс включились попозже. Поэтому для многих учебных заведений эта программа очень интересна и востребована.

Мы рассказываем в целом о проектном менеджменте, о проектном управлении, даем инструментарий и объясняем, каким образом все это можно использовать в учебном процессе. Как можно вовлечь в проекты студентов, магистрантов, как можно эти технологии совмещать с другими и т.д. Кроме этого, в программе предусмотрена стажировка в вузах, которые считаются лидерами в проектном управлении. Это и Белгородский государственный университет, и Тюменский госуниверситет, Вятский госуниверситет, в программе также участвует Новосибирский государственный университет экономики и управления, государственный университет управления города Москвы. Причем стажировка проходит на уровне проректоров, на уровне руководителей проектных офисов, которые готовы поделиться своими наработками, своим опытом.

Следующая программа называется "Современные образовательные технологии: менторинг, коучинг, фасилитация". Для ее реализации мы привлекли практикующих бизнес-тренеров, которые делятся своими наработками, какими-то своими изюминками, и эта программа рассчитана не только на научно-педагогические кадры, но в том числе и на работников предприятий. Эти технологии будут интересны любому руководителю, причем руководителю любого уровня, от топ-менеджмента до руководителей среднего и младшего звена.

Если говорить о менторинге – это наставничество. Любой преподаватель, как и любой руководитель, должен выступать, прежде всего, наставником. Сегодня передача собственно знаний уже малоэффективна. В том же интернете их более чем достаточно. В процессе менторинга мы говорим именно о том, как направить человека в нужное русло, как заинтересовать его, как мотивировать его к получению определенных знаний и компетенций.

Коучинг сегодня очень развит именно в производственной деятельности, в бизнес-сфере. При этом освоить эту технологию сможет не каждый, потому что она подразумевает, что коуч должен, прежде всего, уметь слушать своего подопечного, и за счет правильной постановки вопросов ему нужно привести человека к самостоятельному решению той или иной задачи. То есть не коуч решает задачу, а задачу должен решить тот человек, с которым он работает. Потому что, действительно, настолько быстро меняется мир, меняется рынок, любой руководитель работает в условиях многозадачности, и за всей этой суетой, чехардой иногда очень сложно сосредоточиться, увидеть за всем этим что-то главное. В этом случае коуч и должен помочь, и его задача, еще раз повторю, в первую очередь слушать, слышать человека и правильно поставить вопрос, чтобы человек, отвечая на него, пришел к правильному решению.

Фасилитация - это технология командной работы. Здесь мы также привлекаем бизнес-тренеров, которые рассказывают о том, как правильно работать с командой, как за счет сплочения, каких-то вопросов, вбросов определенных идей, постановки задач вывести команду либо на решение поставленных перед командой проблем, либо на ее сплочение, либо на ее вовлечение в процесс.

- Как проходит процесс обучения именно сейчас, в нынешней эпидемиологической обстановке?

- В наших программах используются активные методы, это не просто "говорящая голова" в кадре. То есть мы стараемся, даже работая в онлайн-формате, этот процесс, что называется, "оживить", чтобы слушатели могли почувствовать энергетику преподавателей, их вовлеченность и заинтересованность в том предмете, который они выдают.

Понятно, что здесь очень много технической работы, поэтому над программой работает достаточно большая команда. Когда мы говорим об офлайн-формате, то здесь, конечно же, все в руках преподавателя. Он вышел в аудиторию, он увидел глаза слушателей, он, что называется, зажег, да и сама среда, сама атмосфера аудитории располагает к главному. Когда же мы работаем над дистанционным продуктом, либо преподаватель читает лекцию онлайн, то здесь очень важна техническая поддержка, и от того, как сработают те люди, которые снимают, монтируют, накладывают звук и т. д., зависит многое. В этот процесс у нас вовлечено много людей, которые заинтересованы в том, чтобы на выходе у нас был хороший современный продукт.

Если мы действительно хотим, чтобы аудитория вовлеклась в этот процесс, это должен быть продукт очень высокого качества, сопоставимый с уровнем хорошей телевизионной программы, чтобы можно было смотреть обычную лекцию как какое-нибудь ток-шоу. Вы представляете, сколько технических средств и времени потребуется для того, чтобы выпустить хорошую телевизионную программу?

В этом направлении нам пришлось проделать колоссальную работу, но зато и опыт мы получили тоже колоссальный. Да, возможно, у нас получилось не все, сроки были очень жесткие, но все работали с большой отдачей, и теперь будем ждать от наших слушателей обратной связи, чтобы понимать, что у нас действительно получилось, а где еще нужно будет доработать.

- Все-таки, по-вашему, в дистанционном формате обучения больше минусов или плюсов?

- Раньше я вообще была категорична, то есть я была противницей дистанционного обучения и онлайн-формата. Сейчас нет, я понимаю, что идет век технологий, и что-то действительно можно выдать онлайн. Например, непосредственно сами знания. Но отработку навыков, конечно, передать дистанционно очень сложно.

Из плюсов, пожалуй, можно назвать то, что у нас появляется возможность охватить гораздо большую аудиторию, мы можем делиться своими знаниями с массой слушателей из разных регионов. В офлайн-формате это было бы проблематично.

Но при этом слушатели лишаются чего-то главного. Понимаете, вуз – это, в первую очередь, среда, это социализация, это, как бы то ни было, но воспитательный процесс. В студенческой аудитории преподаватель – гуру, с которого можно взять пример, на которого можно равняться, на которого студенты смотрят, открыв рот. И когда мы переводим обучение в онлайн-формат, мы это все теряем.

С обучением взрослых людей, как ни странно, еще сложнее. Когда приходит взрослая аудитория, здесь даже самое главное не преподаватель. Здесь главное – те люди, которые собрались в аудитории. Потому что эти люди сюда пришли со своим профессиональным и жизненным опытом, со своими ценностями, взглядами и амбициями. И от общения друг с другом они получают едва ли не больше, чем от преподавателя.

Представьте, приходит в аудиторию руководитель какого-нибудь предприятия. У себя на предприятии он царь и бог. И таких здесь собралось еще человек 40. В первую очередь, они общаются друг с другом, делятся опытом. А преподаватель в большей степени выступает ментором, модератором, потому что он должен этим коллективом, вот этой энергетикой управлять. Приходит в голову такое сравнение – в этот момент в аудитории варится бульон. Каждый пришел кто со своей перчинкой, кто с луковицей… И вот теперь представьте себе, что сейчас мы этот бульон разлили по всей стране. Отдельно лук, отдельно морковка… Все, среды нет.

Поэтому при всем моем уважении к дистанционным технологиям, все должно быть в меру, везде нужно найти золотую середину.

- Сколько человек в общей сложности пройдет обучение по этим программам?

- В рамках соглашения по повышению квалификации научно-педагогических работников мы должны обучить 1260 человек. На сегодняшний день у нас эта квота уже перевыполнена, потому что научно-педагогические работники - это, как всегда, самая активная категория. На участие в программе заявилось более 45 вузов из 10 регионов.

Что касается квоты на граждан, то нам нужно обучить не менее 3087 человек. Но набор еще продолжается, и я думаю, что и здесь мы перевыполним – к концу декабря у нас пройдет обучение порядка 4,5 тыс. человек.

- Насколько я понял, в рамках этих соглашений вам нужно охватить несколько регионов. Отдается ли при этом какой-то приоритет омичам?

- Вы знаете, нет. На обучение собственных университетских работников у нас серьезное ограничение, более 5 процентов своих преподавателей в этот грант мы вовлечь не можем. В первую очередь, перед нами поставлена задача охватить те регионы, которые требуют приоритетного развития. Но, в принципе, в этом может участвовать любой вуз.

- У Центра делового образования ОмГУ уже накоплен достаточно большой опыт обучения взрослых, состоявшихся, успешных людей по президентской программе подготовки управленческих кадров. Что дал Вашей команде опыт в реализации этого нацпроекта?

- Дополнительным образованием наш Центр занимается уже более 30 лет. По президентской программе мы работаем 23 года – по сути, формируем высокие компетенции у людей, которые состоялись, работают на высоких должностях, сделали серьезную карьеру. Опыт, конечно, за это время накопили достаточно большой.

В принципе, президентская программа – это тот драйвер, который не позволяет нам стоять на месте. Мы все время ищем новые подходы, новые методики. И требования к ее реализации, сами понимаете, предъявляются достаточно жесткие. Здесь все отслеживается, все контролируется, возможности расслабиться нет. Сейчас, проводя любые программы в Центре делового образования, мы всегда равняемся на то, как с нас спросили бы за это в рамках президентской программы. Поэтому большинство преподавателей уже знают, как работать с программой дополнительного образования, какие к этому предъявляются требования, все прекрасно понимают, что это не студенческая, это совершенно другая аудитория, и ответственность здесь совершенно другая.

Опыт участия в федеральном проекте "Новые возможности для каждого" нам тоже дал многое. Да, было нелегко, поскольку реализация проекта осуществлялась в сжатые сроки. Справились мы с задачей во многом благодаря уже наработанным обширным контактам с другими вузами страны.

В итоге мы получили два базовых результата. Во-первых, на более высоком уровне нами были разработаны образовательные программы. Каждая из них содержит полноценный онлайн-курс, на который можно опираться, и в дальнейшем мы сможем предлагать их слушателям уже вне рамок реализации нацпроекта.

Второй важный результат – мы обучаем около 4,5 тысяч человек и приобрели опыт создания и реализации полноценных онлайн-курсов, а также современное оборудование, которое будет использоваться нами в дальнейшей работе и принесет пользу всему университету.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"