Директор Байкальского института БРИКС Дмитрий Савкин: "Университет должен быть глобальной территорией для профессионального развития, самореализации и академической свободы"
Байкальский институт БРИКС в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ) является единственной научно-образовательной организацией БРИКС в мире, которая не только занимается исследованиями различных проблем этой группы государств, но и готовит специалистов в востребованных областях знания.
В институте преподают на английском языке, а подавляющее большинство студентов – иностранцы. О сложностях реализации такого международного проекта в Восточной Сибири, новых образовательных программах, научных проектах и о будущем высшего образования в России в интервью "Интерфаксу" рассказал директор института, проректор по международным отношениям ИРНИТУ Дмитрий Савкин.
- Байкальский институт БРИКС – это, в первую очередь, единственный проект, не замкнутый на одной дисциплинарной области. Наша идеология заключается в подготовке будущих лидеров по специальностям будущего, которые лежат в области экологии, возобновляемой энергетики, зеленой экономики и искусственного интеллекта. Второе отличие от большинства традиционных вузов – у нас все образование полностью на английском языке. И третье – мы создали междисциплинарные исследовательские лаборатории и центры в институте БРИКС с участием иностранных профессоров в важных для стран сообщества областях.
Если говорить об образовании, первый набор 2018 года состоял преимущественно из иностранцев. Всего у нас было 34 студента и только три человека из России. Настоящий прорыв произошел в 2019 году: к нам поступило 200 новых студентов из 10 стран мира. Из России тогда поступило около 20 человек, остальные 180 – из Китая, Индии, Монголии, Вьетнама, Египта, Индонезии, Нигерии, Зимбабве и других стран. В этом году, даже несмотря на глобальную пандемию, спрос на образование в Байкальском институте БРИКС также сохранился высоким. В общей сложности у нас сейчас около 350 студентов, из которых 250 – иностранцы.
- Какие образовательные программы у вас реализуются?
- В первый год набора у нас было три англоязычных бакалавриата: "Международный бизнес", "Устойчивая инновационная экономика" и "Экологический инжиниринг и чистая энергетика".
Программу "Устойчивая инновационная экономика" я создал совместно с одним из лучших университетов Китая – Шандуньским университетом (Цзинань, КНР). Это двудипломная программа, по которой студенты учатся два года в Иркутске, затем еще два года в Китае. Она построена вокруг зеленой экономики, инновационных подходов таким образом, чтобы студенты сразу изучали, как сделать предприятия и целые отрасли более экологичными, экономически эффективными, снизить эффекты вредных выбросов в атмосферу, переработки отходов предприятий и внедрений новых технологических решений по озеленению предприятий.
Программа "Экологический инжиниринг и чистая энергетика" – это гибридная программа, которая включает в себя не только теорию по экологии, но и прикладные дисциплины. Студенты учатся проектировать и создавать инженерные решения по очистке воды, воздуха и создавать автономные энергетические системы. Наши выпускники смогут заниматься не только проектированием этого оборудования, но в перспективе смогут создать целое предприятие, производственную линию, разработать бизнес-план, найти рыночную нишу и рынки сбыта. Это хорошая образовательная программа, которая сочетает в себе инжиниринговый цикл по экологии и по чистой энергетике.
Также в 2019 году мы запустили магистратуру по большим данным, облачным технологиям для компании 1С. Когда мы запустили такую магистратуру для одного из крупнейших дистрибьюторов компании 1С для подготовки кадров для монгольского рынка, то ей заинтересовалась и сама компания 1С. В итоге, по их запросу мы запустили такую же программу для филиала компании во Вьетнаме. Кроме того, в этом году у нас появилась новая программа по международной журналистике. Ее возглавляет известный американский писатель, журналист Брендон Айзек Джонс. Также в этом году мы запустили бакалаврскую программу по искусственному интеллекту на английском языке – первую в России.
В следующем году мы планируем разделить программу по экологии и энергетике – сделаем отдельную программу по экологическому инжинирингу, отдельно программу по возобновляемой энергетике. Также планируем сделать новую бакалаврскую программу по международным финансам по стандартам МСФО.
- Помимо образовательных, Вы упомянули научные проекты.
- Да, в этом году мы запустили сразу несколько научных проектов. Так, мы создали первую в России лабораторию промышленной математики. Подобные есть в Ирландии, Великобритании и Сингапуре. Нашу лабораторию возглавил профессор Денис Сидоров из Российской академии наук. Под его руководством работают не только русские специалисты, но и два профессора из Ирана и научный сотрудник из Вьетнама. Коллектив лаборатории ведет исследования в области компьютерного зрения, математического моделирования для промышленных предприятий.
Вторая лаборатория, которую мы запустили в этом году, – это зеркальная лаборатория с НИУ ВШЭ "Модели развития энергетической инфраструктуры удаленных и изолированных территорий России". Сейчас для этой лаборатории закупается оборудование. Она занимается важными для такой большой страны, как Россия, и для других стран БРИКС, задачами – разработкой автономных и мультиэнергетических систем, внедрением возобновляемых источников генерации, IT в энергетике.
Третья лаборатория – экологическая. Она тоже будет работать с начала 2021 года. Она займется анализом, нормированием выбросов и загрязнения воздуха почвы и т. д.
- С какими сложностями Вы столкнулись в подготовке и осуществлении проекта? Можно ли создать подобный проект в других региональных российских вузах?
- Создать такой проект в российском университете, особенно региональном, достаточно тяжело. В основном, это связано с инерцией традиционных академических структур, отсутствием у управленцев навыков бизнес-планирования при разработке образовательных программ, дефиците квалифицированных человеческих ресурсов. В таких условиях сложно перестроиться на сервисную модель. В образовательной деятельности такая модель предполагает, что студент – это наш клиент, наш заказчик, и он, естественно, хочет получить качественную образовательную услугу. В исследованиях компании не готовы "покупать" у университетов не нужные им разработки и хотели бы заказать исследования, решающие их текущие задачи. В обоих случаях мы должны постараться, чтобы предоставить нашим клиентам качественную услугу.
Особенно необходимо постараться, когда у тебя студенты из разных стран мира, и у них разные потребности. Например, египтяне хотят, чтобы у них было время для намаза, студенты из стран Африки хотят определенное расписание, потому что они привыкли к определенному дневному циклу, студенты из Китая привыкли уезжать к себе домой на китайский Новый год, который проходит как раз в то время, когда в российских вузах традиционно проходит зимняя сессия. Естественно, под всех этих студентов нужно адаптироваться, но не все институты к этому готовы. Поэтому и в вопросах качественных сервисов наш гринфилд один из самых лучших в России.
- Как ваш проект влияет на образование в макрорегионе? Есть ли попытки сделать что-то подобное?
- Честно говоря, подобное хотят сделать. Однако чтобы запустить такой проект, нужен руководитель – визионер, который может внятно сформулировать идею и цель, а также методично реализовывать проект на всех стадиях. Моим условием переезда в Иркутск из Гуанчжоу было то, что я не просто становлюсь директором Байкальского института БРИКС, а еще и проректором всего ИРНИТУ. Это было необходимо, чтобы я мог успешно развивать проект в условиях существования традиционной инерции постсоветского университета, которая существует практически во всех вузах России.
Кроме того, для создания такого проекта нужна команда. Команда, которую я собрал здесь – это 50 преподавателей, 17 из них иностранцы, менеджеры и руководители образовательных программ. Фактически, я собрал их со всего региона, из других иркутских вузов и из-за рубежа. Самые талантливые люди пришли к нам в ИРНИТУ именно в мой проект. И именно благодаря нашей команде этот проект такой успешный. Очень сложно его повторить, не имея этих двух компонентов.
- Имея опыт работы и в российских, и в зарубежных вузах, создания такого проекта с нуля, как Вы считаете, каким должен стать российский университет будущего?
- Я считаю, что университеты всего мира – это системы со слабыми связами, потому как в них, зачастую, отдельно функционирует образование, отдельно – исследование. Иногда они вообще не связаны между собой. Это очень инертные системы, устойчивые и стабильные. Государственные режимы меняются, приходят и уходят Наполеоны и Сталины, а университеты остаются. Многие университеты существуют очень давно, поэтому их очень сложно менять. Я считаю, что залог успешного университета – это успешная интернационализация. Университет должен быть глобальной территорией для профессионального развития, самореализации и академической свободы, территорией либерального знания, где люди из стран с различным строем, общественными установками, культурными кодами могли бы с легкостью самореализовываться. Они должны иметь достаточную свободу самовыражаться в научном и образовательном смысле, т.е. иметь возможность читать лекции, проводить исследования, коммерциализировать свои разработки. Самые успешные университеты мира создают эту уникальную среду. Университет – не для ректора или администрации, он, прежде всего, для студентов, профессоров, исследователей.
- Насколько известно, вы сотрудничаете с компанией Alibaba. Не могли бы подробнее рассказать об этом?
- В прошлом году мне удалось договориться с корпорацией Alibaba, чтобы наш университет стал единственным представителем ее венчурного фонда в России. Во многих странах мира проходят национальные финалы международного конкурса Alibaba God’s Battle Maker (God’s Battle – "Битва богов"), которые приравниваются к глобальному полуфиналу в Китае. В ноябре 2019 года мы впервые провели национальный финал у нас в ИРНИТУ, победители прошли в глобальный финал. Они не заняли призовых мест и не получили венчурного финансирования от фонда Alibaba, однако там было много индустриальных партнеров, которые пришли на это мероприятие. Вот один проект, нашего иркутского подводного робота-сварщика, заинтересовал крупную компанию из Шеньяна, которая предложила создать масштабируемую производственную линию этих роботов.
В этом году мы нашли партнеров в виде московской компании "Стартех" – это крупная компания по выводу стартапов на иностранные рынки, они являются резидентами московского инновационного кластера. Вместе с ними мы как раз скоро проводим национальный финал. В декабре 2020 года наши победители будут участвовать в глобальном финале конкурса венчурных инвестиций компании Alibaba.
- Повлияла ли пандемия на набор студентов в этом году?
- В этом году количество новых студентов уменьшилось. В прошлом году мы набрали почти 600 на весь университет, из них – 200 поступило в БРИКС. В этом году мы набрали 370 новых студентов. Эта просадка сейчас есть во всех российских вузах. Мы набрали неплохое количество студентов, финансовые поступления от приемной кампании тоже на достаточно высоком уровне.
Для некоторых студентов мы организовали онлайн-преподавание. Они сидят дома в своих странах, а преподаватель читает лекции для тех студентов, которые находятся в аудитории, и для тех, кто находится онлайн. Происходит это так: у преподавателя есть соответствующее программное обспечение - камера, компьютер, доска, проекционный экран. Он спрашивает и тех студентов, которые находятся онлайн, и тех, кто присутствует очно.
Но, например, для китайских студентов, которых к нам в этом году поступило 150 человек, мы выбрали другую модель обучения. Мы договорились с одним из наших университетов-партнеров, куда отправили всех студентов-первокурсников. Для них арендована гостиница, где они проживают и оплачивают ее как общежитие. Также мы сняли для них 10 аудиторий, за студентами следят тьюторы. Они поднимают их каждое утро, ведут в аудиторию. Таким образом, студенты не сидят дома, а учатся в аудитории, где есть большой экран, а у каждого из них камера. Мы гарантированно знаем, чем они занимаются. Мы организовали процесс обучения таким образом только для китайских студентов, поскольку их больше всего. Студенты из других стран обучаются на дистанте индивидуально.
- Институт проводит олимпиаду "Будущие лидеры Евразии". Как она проходит и позволяет ли найти новых талантливых студентов?
- Впервые мы провели олимпиаду в 2018 году. Тогда она называлась "Будущие лидеры Северо-Восточной Азии", поскольку участвовали учащиеся из России, Монголии и Китая. В 2019 году к нам присоединился другие страны, поэтому мы ее переименовали. В этом году она проходила онлайн. В олимпиаде, которая проходит на английском языке, студенты соревнуются по нескольким дисциплинам. Так они могут выбрать любые три из пяти представленных. Это математика, информатика, физика, английский и русский языки (в русском языке соревнуются только иностранцы). Набор предметов коррелирует с образовательными программами института. Победители из каждой страны, которые набрали больше всего баллов по трем выбранным дисциплинам, могут бесплатно учиться в ИРНИТУ. Призеры получают скидку на обучение: за второе место 60%, а за третье – 40%.
В прошлом году мы это делали очно с представителями четырех стран – Вьетнама, Монголии, Китая и России. Было около 100 человек. В этом году было около 300 человек, среди которых, помимо школьников из указанных стран, было 70 человек из Индонезии. Надеюсь, в следующем году мы повторим мероприятие. В Восточной Сибири – это единственная олимпиада подобного рода.
Участники приходят из партнерских школ в России. В других странах участников набирают через наши представительства, которые работают с разными школами. Мы также информируем министерства образования соответствующих стран, народные отделы образования разных регионов. У нас достаточно большая база, с которой мы работаем.
- В этом году должны были открыть новое общежитие для иностранных студентов. Состоялось ли открытие?
- Да, общежитие открылось 25 января. Оно сделано на уровне трехзвездочной гостиницы. Пока это общежитие только на 100 человек. Сейчас мы начали ремонт еще одного общежития на 350 человек, планируем закончить в следующем году. Надеюсь, со следующим набором мы его тоже запустим.
Кроме того, мы купили в этом году новое здание специально для Байкальского института БРИКС. Это трехэтажное здание площадью 1,5 тыс. кв. метров. Сейчас мы делаем из него smart-building: ставим автономные электрические системы, верх здания оборудуем солнечными панелями, внедряем элементы искусственного интеллекта для повышения качества образования и сервисов. Мы надеемся, что это будет самое инновационное здание Иркутска.
Также мы хотели бы построить большую гостиницу на 1,5 тысячи мест. Ее стоимость составляет порядка 1,3 млрд рублей. Это общежитие вместе с гостиницей, конгресс-холлом и фитнес-центром. У нас есть проект этого комплекса, и сейчас мы ищем инвестора.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"