Ректор УрФУ Виктор Кокшаров: "Альтернативы дистанту сейчас нет"

Фото предоставлено пресс-службой УрФУ

В 2020 году Уральский федеральный университет (УрФУ, Екатеринбург) отметил 100-летний юбилей. Являясь одним из ведущих вузов России, УрФУ сосредотачивает в себе не только функцию обучения студентов, но и роль помощника обучающимся в их научной деятельности, построении карьеры и выстраивании отношений с будущими работодателями. Кроме того, УрФУ выступил инициатором создания Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "Передовые производственные технологии и материалы" (УМНОЦ), который станет площадкой, объединившей академические институты, производства и компании и научных работников – студенты смогут работать над проектами, которые будут внедрены в производственные процессы.

Однако в этом году пандемия внесла серьезные коррективы в планы университета – вместо перевода на дистант 20% образовательного процесса, на "удаленку" ушло почти 100%, за исключением лабораторных работ. Ректор вуза Виктор Кокшаров в интервью "Интерфаксу" объяснил, каким образом пандемия переместила акцент в образовании на гуманитариев, почему на дистанте образование не может быть дешевле, и как Универсиада-2023 изменит жизнь студентов.

- Виктор Анатольевич, в первую очередь поздравляем вас со 100-летним юбилеем университета! В мае, когда мы с вами общались также в формате интервью, торжественное празднование юбилея и многие нововведения, связанные с коронавирусом, были еще только впереди. Скажите, как УрФУ пережил это время? Стало ли сейчас проще работать на дистанте, изменилось ли что-то в формате преподавания?

- Пандемия и сейчас не позади, к сожалению.

Во многом стало проще, мы отладили технологические моменты, обращения в службу техподдержки сошли до минимума. Когда переходили массово на дистант в конце марта, был разнобой даже в применении технологических программ - никто же не готовился к пандемии. Одновременно применялись и Zoom, и Microsoft Teams, и Google Meet. Сложно было, конечно.

Сейчас у нас нормально работает система управления учебным процессом. В ней выложено около 4 тыс. курсов наших преподавателей. Эта система позволяет полностью вести электронный учет того, как ведутся занятия. В том числе фиксируется время. В этом отношении она дисциплинирует не только студентов, но и преподавателей.

При этом нельзя говорить, что от дистанта надо отказываться полностью. Это не только онлайн-курсы, это и общение преподавателя со студентами, это и симуляторы, это большой пласт совершенно новых технологий, которые должны использоваться в образовании.

Но по-прежнему 100-процентный дистант - это стрессовая ситуация. Особенно для преподавателей - они фактически находятся на постоянной связи со студентами, 24 часа в сутки отвечают на вопросы, ставят задачи.

Образование - это дорога с двухсторонним движением, это диалог преподавателя и студента. Зачастую преподаватели жалуются, что нет отклика от студентов, что, когда проводят занятия, камеры студентов выключены. Студенты могут обращаться к ним с какими-то вопросами в 6 часов утра или два часа ночи…

- Не так давно вышел указ о том, что студенты УрФУ переводятся на дистант как минимум до конца января следующего года - почему установили такой большой срок?

- Мы для себя крайнюю дату поставили. Если ситуация изменится в лучшую сторону, мы хоть сейчас объявим - выходите и занимайтесь. У нас и сейчас ведутся занятия в смешанном режиме. Там, где требуется использование лабораторного оборудования, студенты приходят, мы стараемся их по малым группам распределять с соблюдением всех норм. Инженерам и естественникам никак нельзя обойтись без лабораторной сессии. Мы ее спрессовали, и как только она завершится – полностью переходим на дистант.

- Как вы считаете, влияет ли дистанционная форма обучения на качество образования?

- Студент на дистанте получает даже больше, потому у него контакт с преподавателем более интенсивный. Но это работает для тех студентов, которые хотят учиться. Те студенты, которые учиться не хотят, они и очно не учатся, отсиживаются в аудитории, но их меньшинство.

Как можно говорить о падении качества образования, если весь учебный план, все расписание выполняются "от" и "до"? В том числе практические занятия в лабораториях.

Некоторые студенты жалуются, что им не хватает социализации. Во-первых, в условиях пандемии от социализации надо отказаться. У нас много больных и среди студентов, и, что самое тяжелое, среди преподавателей. Если заболевает преподаватель, то зачастую его курс вести некому, потому что преподаватель - это носитель уникальных знаний, компетенций, которые нарабатываются в течение долгих лет, это предмет постоянной работы в определенной научной области.

Второе, на что жалуются - это качество связи. К сожалению, здесь надо не нам, а провайдерам задавать вопросы. Если у студентов проблемы с интернетом дома - университет открыт, открыты коворкинги, библиотека.

Кроме того, мы договорились с оператором мобильной связи, который предоставил льготный тариф с безлимитным интернетом.

- В соцсетях и ряде СМИ появлялись сообщения о том, что родители студентов-платников хотят, чтобы цены на обучение снизили, якобы, дистант – это не очное обучение. Как бы Вы могли это прокомментировать? Действительно ли есть такие жалобы?

- Надо читать законы РФ. Есть закон "Об образовании", где говорится, что дистант - это технология. Если говорят, что это похоже на заочную форму обучения, то скажу так - контакта с преподавателем на заочном в 10 раз меньше, потому что заочная форма - это самостоятельное изучение, а не ежедневные лекции, вебинары, семинары.

Альтернативы дистанту сейчас нет.

Мы понимаем, что происходит падение доходов людей, и кому-то тяжело оплачивать образование. Поэтому мы вводим различные виды рассрочек по заявлению студентов - они могут оплачивать помесячно, поквартально. А если оплачивают заранее, мы даем скидки. Также мы разработали целый комплекс мер социальной поддержки.

По инициативе союза ректоров России вместе с министерством науки и высшего образования мы добились введения льготных образовательных кредитов под 3% годовых. Это меньше, чем уровень инфляции.

К тому же стоимость обучения в этом учебном году мы оставили на уровне прошлого года, несмотря на инфляционные процессы и на то, что стоимость очень многих услуг, за которые платит университет, повышается.

Экономия на энергоресурсах, на вывозе мусора, на уборке за март-октябрь, когда мы были на дистанте, составила для университета около 24 млн рублей, при этом только на срочные противоэпидемические мероприятия за это время мы потратили больше 34 млн руб.

На выполнение требований Роспотребнадзора, на процессы, связанные с дистанционным обучением, на серверное оборудование, разработку онлайн-курсов и многое другое университет затратит до конца года около 183 млн рублей, и эта сумма не была предусмотрена нашим бюджетом. Со всех точек зрения мы не можем идти на снижение платы за обучение.

К тому же ребята не пользуются транспортом, они питаются дома, что все-таки выгоднее, чем в университетской столовой. Есть много других положительных моментов. От студентов разные отклики. Многие пишут, что им на дистанте заниматься удобнее - высыпаются больше, могут быть с преподавателем на прямом контакте.

- Стало известно, что в следующем году количество бюджетных мест для поступающих в УрФУ будет увеличено еще более чем на 1 тыс. Вы отмечали, что в настоящее время начинает прослеживаться тенденция, когда государство уделяет больше внимания гуманитарным, экономическим и IT-направлениям. Если с информационными технологиями более-менее понятно – идет цифровизация всех процессов, то с чем связан акцент на гуманитарных науках?

- В последние годы у нас действительно ощущается серьезный прирост количества бюджетных мест. В 2019 году их было 6 тыс. 028, в 2020 - 6 тыс. 496. В следующем году на бюджет мы сможем принять 7 тыс. 504 человека.

На бакалавриат и специалитет у нас в этом году на бюджет поступили 3 тыс. 705 человек без учета иностранцев, которые идут по квоте Россотрудничества. Мы в этом смысле чуть-чуть уступили МГУ, который принял 3 тыс. 755 человек. В следующем году обгоним, это точно, и выйдем на первое место в стране по количеству бюджетных мест.

Тот факт, что даются дополнительные бюджетные места на гуманитарные направления, меня радует. Пандемия нам показала, насколько большую роль играет экономика впечатлений. В огромном потоке информации, с которой человек сталкивается, важны специалисты, которые могут эту информацию разложить по полочкам, донести ее до определенной категории людей, нуждающихся в ней.

Гуманитарная наука получает сегодня второе рождение. Это видно и по нашему гуманитарному институту, который заметно продвигается вперед - по количеству научных публикаций, научных конференций, по позициям в международных рейтингах топовых университетов.

- Будет ли на фоне этой тенденции меняться взаимодействие вуза с предприятиями, организациями?

- Это особенно важная тема для нашего университета. Все-таки ядро университета по большей части составляют инженерные и естественнонаучные направления. К тому же мы находимся в центре промышленного пояса России. Поэтому без связи с предприятиями нам точно нельзя обходиться.

Работодатели, не только в промышленной, но и в социальной сфере, что важно для гуманитариев, дают конкретные практические проектные задания студентам. На выходе команда может напрямую контактировать с предприятием и уже непосредственно внедрять продукт или технологию. У студентов появляется новая мотивация в обучении.

Индивидуализация образования - это важнейшее, что происходит в этой сфере. Мы здесь во многом лидеры. Индивидуальное обучение позволяет в зависимости от возможностей, потребностей, способностей, от взгляда на будущее конкретного студента выстраивать его траекторию движения. Даже в обязательной части, в базовом ядре есть возможность выбрать уровень сложности, преподавателя, время похождения дисциплины. Ребята из специализированных школ и лицеев могут выбрать более высокий уровень математики, а ребята из сельских школ, где, может быть, не было сильного преподавателя, - выбрать уровень может чуть ниже, но освоить с тем, чтобы переходить на следующий уровень.

Пройдя обязательное ядро, они набирают вариативные курсы, модули. У них появляется достаточно широкий выбор.

У нас очень много научно-исследовательских прикладных работ, которые мы выполняем вместе с предприятиями. Например, с "Росатомом" масштабные работы ведутся по пирохимическим способам переработки ядерного топлива - в этом году на 301 млн рублей. Или по технологиям и материалам для жидко-солевых реакторов нового типа – 178 млн рублей. Причем все это делается в консорциуме и с академическими институтами, и с предприятием-производителем. Мы являемся организатором и интегратором по этим проектам. И подобных примеров я могу назвать десятки.

У нас 14 базовых кафедр, много совместных программ с предприятиями.

- УрФУ знаменит, в том числе, своими научными работниками, которые участвуют в важных проектах, являются авторами тех или иных разработок. Как вуз работает в этом направлении, оказывает ли поддержку своим научным сотрудникам? Насколько важна в этом вопросе поддержка конкретных предприятий, производств?

- Мы создали целую сеть центров, которые взаимодействуют с предприятиями, их у нас больше 10. Один из ярких примеров – Инжиниринговый центр цифровых технологий. Мы закупили программное обеспечение, которое позволяет делать цифровые двойники изделий и технологических процессов для наших предприятий. Применение этих технологий позволяет удешевлять и сокращать временные затраты на изготовление изделий. В "цифре" изделие или процесс можно проверить, в том числе на все физические, химические процессы, и соответственно улучшить его характеристики и уменьшить себестоимость. У нас большое количество контрактов с предприятиями именно по этому направлению.

У нас много проектов, в том числе и с Каменск-Уральским металлургическим заводом, с НПО автоматики им. академика Семихатова, со Свердловским инструментальным заводом, Машиностроительным заводом имени Калинина, Уралвагонзаводом, с "Трубной металлургической компанией" (ТМК) и "Синарой".

Мы подготовили заявку на создание Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "Передовые производственные технологии и материалы", который будет работать на Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области. По результатам экспертизы из 20 заявок в рамках нацпроекта "Наука" наш проект получил высшую оценку.

В рамках НОЦ планируются прорывные проекты с "Росатомом", "Роскосмосом", МРСК, РЖД, Siemens и Boeing. Мы собираем вокруг себя пул академических институтов, предприятий-партнеров и являемся организаторами этих работ с целью внедрения результатов научных разработок и технологий в производственную деятельность.

- Возникает при всем этом вопрос – зачем нужен НОЦ, если университет и сейчас успешно работает с предприятиями? Он необходим конкретно для объединения всех этих "игроков" процесса?

- Конечно. НОЦ - это консорциум из высокотехнологичных, промышленных предприятий, академических институтов и вузов. В его рамках будет финансирование со стороны государства. К тому же НОЦ получает все меры нефинансовой поддержки - льготное налогообложение, и федеральное, и региональное, приоритетное финансирование проектов через различные механизмы федеральной поддержки, через институты развития ВЭБ, Минпромторг, Минэкономики. Фактически, это концентрация усилий всех органов власти и управления вместе с академической вузовской наукой для того, чтобы добиться серьезных технологических прорывов у нас здесь.

- Вернемся все же к нашим реалиям - в том числе дистанту. В целом, не только на фоне пандемии коронавируса, но и в соответствии с развивающимися технологиями актуальным остается вопрос цифровизации образования и подготовки кадров, готовых участвовать в цифровизации экономики, науки и управленческих моделей. Готов ли УрФУ делиться своим опытом в этом направлении с другими вузами, в том числе уральскими?

- Мы этим занимаемся постоянно. Мы получили большую поддержку со стороны государства на отработку именно цифровых методов трансформации, выиграли два крупных конкурса на отработку моделей цифрового университета и конкурс на создание Международного научно-методологического центра в области математики, информатики и технологий. Эта деятельность позволяет нам предоставить в распоряжение российских вузов наши компетенции, знания и технологии. Это бесплатные программы дополнительного образования преподавателей, которые доступны для любого российского университета.

Только за первые девять месяцев этого года мы вложили из бюджета университета в развитие IT-технологий 320 млн рублей. До конца года будет не меньше 500 млн рублей. Это и модернизация серверного оборудования, и закупка программного обеспечения и оборудования для дистанта, перенастройка системы управления учебным процессом, перевод в частное виртуальное облако технологических процессов, внедрение индивидуальных траекторий и проектного обучения, разработка онлайн-курсов. Без "цифры" учебный процесс невозможен. Представьте, если 1 тыс. студентов пойдут по индивидуальной траектории обучения - вручную составить расписание просто невозможно, для этого нужен искусственный интеллект.

Цифровой университет - это всегда много университетов. Мы здесь связаны в сеть с нашими вузами-партнерами, активно участвуем в программе "Открытое образование", которую создали восемь университетов, включая УрФУ. У нас там выложено около 50 онлайн-курсов.

На открытых платформах порядка 1 тыс. курсов российских университетов, но их создали 18 университетов из 724 существующих в РФ. То есть и здесь мы идем впереди, очень тесно взаимодействуя и с Московским государственным университетом, и с Высшей школой экономики, и с МФТИ, и с МИФИ. Один в поле не воин.

- Через три года в Екатеринбурге пройдет масштабное мероприятие - Универсиада. Готовится ли вуз уже сейчас к соревнованиям? Планируют ли команды вуза участвовать в Универсиаде?

- Студенты все время готовятся. У нас есть команды по 30 видам спорта, они играют и в студенческих лигах по баскетболу, регби-7, волейболу, футболу, и везде на очень хорошем уровне. Я уж не говорю, что наш вуз окончили многие олимпийские чемпионы и чемпионы мира – Антон Шипулин, Павел Дацюк, Костя Цзю, Сергей Чепиков, Егор Мехонцев. Список этот большой.

Для наших спортсменов Универсиада – это возможность показать себя, защитить честь России. Я уверен, что наши университетские спортсмены будут входить в состав национальной сборной.

Кстати, мы в этом году провели мини-репетицию Универсиады – Всероссийскую летнюю спартакиаду, в которой участвовали более 2 тыс. студентов из 113 университетов. Мы заняли пятое место – все первые четыре строчки заняли специализированные физкультурные вузы. Во многом благодаря достижениям спортсменов нашего и других университетов Свердловская область впервые заняла второе место в этой спартакиаде.

Готовимся и к 2023 году, мы практически полностью будем отвечать за волонтерское обеспечение. Мы подписали соответствующее соглашение с автономной некоммерческой организацией "Универсиада" о том, что создаем у себя волонтерский центр, который будет отвечать за подготовку волонтеров – а их будет несколько тысяч человек.

Кроме того, к Универсиаде у нас будет много сделано с точки зрения инфраструктуры. Будут отремонтированы наши спортивные комплексы, полностью реконструирован наш стадион, где будут проходить игры по регби-7. 

Что для нас чрезвычайно важно - появятся места для комфортабельного проживания студентов. Это и городок универсиады, где будут общежитие на 8,5 тыс. мест, новый учебно-административный комплекс, новый стадион, новая поликлиника.

- Во время VII международного строительного форума и выставки 100+TechnoBuild представители генподрядчика возведения объектов Универсиады "Синара-Девелопмент" обозначили, что есть также и вопросы, связанные с дорогами к объектам - многие из них в довольно плохом состоянии.

- Мы получили заверения от региональных и муниципальных властей в том, что будут созданы необходимые условия для транспортировки к объектам Универсиады. Сейчас мы с министерством науки и высшего образования при поддержке губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева активно работаем над идеей строительства учебных корпусов в деревне универсиады - института экономики и управления, института радиоэлектроники и информационных технологий и нового здания СУНЦ УрФУ. Сейчас мы ведем предпроектные работы, требуется все это включить в федеральную инвестиционную программу. Так что мы нацелены на дальнейшее развитие всего инфраструктурного комплекса, в том числе и на развитие транспортного сообщения.

- До Универсиады осталось чуть менее трех лет, а в ходе встречи с журналистами после торжественной церемонии, посвященной юбилею вуза, председатель Наблюдательного совета УрФУ Дмитрий Пумпянский обозначил, что на настоящий момент "обеспеченность университета общежитиями оставляет желать лучшего, фонд изношен". Скажите, проводится ли работа в этом направлении вне подготовки к Универсиаде?

- Не дожидаясь Универсиады, уже в 2022 году мы построим еще одно новое общежитие на более чем 1,3 тыс. человек. На него уже выделены деньги, мы приступаем к сносу старого, аварийного общежития на Фонвизина, 8. Это все для наших студентов. Без комфортных условий для проживания студентов нельзя представить современный университет.

Конечно, проблема сейчас есть. Многие наши общежития постройки еще 30-х годов прошлого века. Общежитие, которое мы сносим на Фонвизина, - 1934 года постройки. Деревянные перекрытия, бутовый фундамент - это множество проблем, связанных, в том числе, с безопасностью проживания.

Мы постоянно ведем эту работу, все зависит от наличия средств. Зачастую мы выделяем на это средства из наших внебюджетных доходов. Много еще проблем, связанных и износом общежитий, но мы будем обновлять всю нашу инфраструктуру.

- Если все же затронуть организационные вопросы Универсиады - сколько всего волонтеров будет готовить УрФУ?

- Более четырех тысяч - это точно. У нас очень активно работает волонтерский центр, и он один из лучших в стране.

Он и в акции "Мы вместе" по оказанию помощи нуждающимся во время пандемии коронавируса принимал активное участие. Наш волонтерский центр был одним из основных по обеспечению мероприятий Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Так что опыт большой.

- Есть какие-то обязательные требования к волонтерам - знание иностранного языка, например, английского?

- Самое главное - желание быть волонтером. Но, конечно, значительная часть волонтеров должна знать иностранные языки. И речь не только про английский язык, к нам ведь приедут команды из многих стран мира.

Помимо английского языка, будут востребованы и испанский, и китайский, и многие другие.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"