Ректор МГОУ Елена Певцова: "Современный университет должен стать родным домом для студентов и преподавателей"
Московский государственный областной университет (МГОУ) в этом году, несмотря на пандемию, принял абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ, превысив показатели прошлых лет, а также призеров Всероссийской олимпиады школьников. О том, как вуз переживает период коронавируса, о новых направлениях подготовки, в интервью "Интерфаксу" рассказала ректор МГОУ Елена Певцова.
- Университет - это уникальное пространство, объединяющее образование, науку, социальную сферу жизни ключевых субъектов образовательного процесса – студентов и преподавателей. И, несмотря на то, что сегодня все чаще звучат слова о будущем университете как о виртуальном цифровом пространстве участников образовательного процесса, мы смело можем сказать, что вуз – это второй дом каждого, кому не безразлично будущее страны. В своем доме нельзя конфликтовать, нужно умело вести хозяйство и смотреть в будущее.
Сегодня мы вступили в новый этап человеческой истории, так называемый VUCA-мир, где отношения людей выстраиваются в условиях неопределенности, гибкости, мобильности. В этих условиях нельзя не реагировать на новые потребности цифрового общества, выстраивая в новой парадигме возможности для обучающихся получать необходимые профессиональные навыки, востребованные на рынке труда. Ученые прогнозируют, что к 2031 году человеку уже не нужно будет тратить время на обучение, и он будет получать необходимые знания мгновенно, как только в этом будет его потребность. Но в этих условиях роль образовательной организации отнюдь не уменьшается, а становится особенно важной. Возникает потребность в профессионализме, который сегодня, увы, все меньше встречается в реальной жизни.
Мы провозглашаем своей миссией - стать глобальным центром не только педагогического образования, но и серьезных научных исследований и разработок социогуманитарного, естественно-научного направлений. А для этого нужно развивать ресурсный потенциал университета и его научную инфраструктуру, создавать новые интересные для молодежи проектно-ориентированные образовательные программы. Должна кардинально видоизмениться подготовка педагогов. Просматривая серии киножурнала "Ералаш", посвященные школе, всегда с болью замечаешь, что выстроенный сегодня в общественном сознании образ учителя оставляет желать лучшего. Мы должны подготовить для наших детей современных учителей, которые не отстают, а превосходят по цифровым компетенциям подрастающее поколение, уважаемы и успешны в нашей стране.
Наш университет сегодня – это более 11 тысяч обучающихся, свыше 2000 работников, 15 факультетов, 87 кафедр, научно-образовательные центры в наукоградах Подмосковья. И это хорошие стартовые позиции для ярких проектов.
Предстоящий 2021 год - особый период для истории университета, год нашего 90-летия. Столь солидный для вуза юбилей - это не только повод для чествования ветеранов педагогического труда, позиционирования заслуг коллектива, но и новая веха развития университета, который должен смотреть в будущее.
По данным RAEX мы находимся на 69 позиции, являемся вузом, входящим в ТОП-100 вузов страны. Наш коллектив ставит амбициозные задачи по вхождению в международные предметные рейтинги, а для этого нам необходима перезагрузка образовательной деятельности с использованием современных технологий, важно организовать научные исследования в фарватере мирового научного знания.
- Какие направления подготовки существуют в МГОУ?
- В университете немало направлений подготовки, более 120 программ, есть и абсолютно новые, которые до настоящего времени не предлагались абитуриентам: и они самые разнообразные, например, в рамках педагогического образования профиль "Иностранный язык (китайский и английский)", "Начальное образование и информатика" или "Промышленный дизайн", менеджмент с профилем "Логистика и управление цепями поставок" и многие другие.
В октябре удалось открыть абсолютно новое для истории вуза направление подготовки студентов - лечебное дело. Так мы входим в историю Подмосковья как вуз, открывший медицинский факультет, появилось первое образовательное учреждение области, которое станет готовить врачей-лечебников.
МГОУ – современный классический университет. Приоритет для университета сейчас – это увеличение исследовательского потенциала. Если мы станем по-настоящему исследовательским вузом, это будет действительно прорыв. Поэтому для нас важно более плотное сотрудничество университета с РАН, РАО, МГУ, другими ведущими научными и образовательными центрами страны. Например, недавно мы начали работу в рамках проекта "Базовые школы РАН", в котором участвуют шесть школ Подмосковья. Цель этого проекта – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.
Развитие медицинского направления и смежных с ним: биомедицина, медицинская физика и других, - тесно связано с развитием научных компетенций МГОУ. Не секрет, что прорывные научные открытия делаются на стыке специальностей. И МГОУ – это площадка, где мы можем создать условия для междисциплинарной коллаборации.
Мы ждем талантливых ребят со всей России, чтобы обеспечить им самое лучшее медицинское образование. В образовательном процессе мы будем использовать самые современные технологии: анатомические компьютерные столы, VR. Кстати, среди наиболее продвинутых решений в этом плане, нам очень близки отечественные разработки, такие, например, как ультрасовременный интерактивный анатомический 3D стол "Пирогов".
- Дистанционное образование вызвало очень много дискуссий в обществе. Как вошел в МГОУ в этот процесс? Все ли было гладко?
- Сегодня университет – это еще и драйвер социально-экономического развития территории, инструмент трансформации региона. Московская область – признанный лидер инновационно-технологического развития, культурного и социального развития, территория, аккумулирующая потенциал восемь наукоградов. Цифровизация – глобальный тренд социального развития.
Современный университет – это университет цифрового формата. Сегодня можно смело говорить о том, что цифровые образовательные ресурсы влияют не только на технологическую компоненту образовательного процесса, но и на содержание, образовательный контент. Цифровизация университета основывается на экосистемном подходе и дизайн-мышлении, предоставляет возможность бесшовного взаимодействия с сервисами на всем пути студента (от абитуриента до выпускника) и пути преподавателя, обеспечивает прозрачность работы вуза.
Конечно, мы стремимся выполнять все основные требования и соответствовать высокому предназначению. Дистанционное образование не может полностью заменить контактную форму обучения. Здесь большую роль играет сам преподаватель, центральная фигура образовательного процесса. Хочу сказать, что было не все так просто, поскольку преподаватели и студенты привыкли общаться очно, привыкли вживую обсуждать какие-то проблемы. Но, тем не менее, мы достаточно быстро перестроились. Сейчас технических сложностей не возникает.
- А что касается преподавателей, всем ли легко удалось перестроиться на удаленку? Обычно, людям солидного возраста это сделать сложнее...
- Безусловно, у нас есть определенный процент преподавателей достаточно солидного возраста. Мы уважительно относимся к этим ученым, многие из них работают в университете более 50 лет. Причем у нас сложились педагогические династии тех, кто трудится в рамках нашего образовательного процесса, и это здорово! Конечно, я не могу сказать, что они легко встроились в этот процесс. Специально для них, а также для всех желающих, организованы обучающие курсы, чтобы оказать поддержку в приобретении таких цифровых компетенций.
- Сложности из-за пандемии возникли и у абитуриентов. Как прошла приемная кампания в МГОУ в этом году?
- Университет провел крайне успешную приемную кампания, результатом которой стало поступление студентов из 70 субъектов Российской Федерации. Это практически вся страна! Нас радует, что многие выпускники таких престижных учебных заведений, как МГУ, Высшая школа экономики, МГИМО МИД России, Дипломатическая академия МИД России и многих других вузов пришли к нам в аспирантуру. Мы стараемся подбирать тех аспирантов, которые действительно занимаются и интересуются наукой, привлекаем в образовательный процесс молодых ученых, специалистов-практиков для того, чтобы они были с нашими аспирантами в постоянном контакте. Этот мощный результат указывает на актуальность наших образовательных программ и профилей, говорит о слаженной работе нашей новой команды.
- Есть ли планы по увеличению количества абитуриентов в следующем году?
- Мы планируем увеличить количество студентов в связи с открытием новых направлений подготовки. Перед каждым факультетом поставлена задача предложить не менее двух новых образовательных программ. Деканы факультетов с радостью откликнулись на этот призыв – предложений больше, чем ожидалось. Мы также планируем открыть факультет цифровых медиа. Мы готовы предложить нашей молодежи новые направления подготовки в различных сферах.
- А что касается качества абитуриентов – лучше ли стали выпускники школ или остались на том же образовательном уровне?
- Вы знаете, сложно судить по ЕГЭ о качестве общего образования. Иногда ребята с низкими баллами ЕГЭ, не сумевшие ответить на какие-то шаблонные вопросы, становятся суперталантливыми и делают уникальные научные открытия. Если судить по формальным признакам - по баллу ЕГЭ, который представляет выпускник школы, то в этом году пришли абитуриенты с более высокими баллами. Так, средний балл ЕГЭ в этом году составил 77 (по методике Мониторинга эффективности вузов), что больше на два балла по сравнению с предыдущим годом.
Также в этом году к нам впервые поступили тринадцать победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Мы увидели рост интереса абитуриентов к нашему университету.
Мой ключевой тезис: "Университет для студента". Это важное направление нашего развития, и мы должны его обеспечить. Студенту должно быть интересно и комфортно у нас, он должен приходить сюда с радостью и чувствовать, что он один из членов нашей команды ученых. Мы будем стремиться это делать. Воспитательная работа и молодежная политика – один из безусловных приоритетов развития нашего Университета.
- Следующий вопрос касается набора иностранных студентов. Удалось ли принять их в этом году?
- Из-за пандемии и закрытых границ приток иностранных студентов несколько сократился. Сейчас у нас обучается 400 студентов из разных стран мира, в том числе, из Китая и стран СНГ. Они обучаются в удаленном режиме, к ним индивидуальный подход. Мы никого не оставили без внимания и выполнили все взятые обязательства.
- В следующем году университету исполняется 90 лет. Как будете отмечать?
- Наш университет известен в стране как кузница педагогических кадров. Сегодня мы классический университет. Мы разработали план мероприятий, который позволит встретить этот юбилей достойно.
Например, у нас готовятся юбилейные книги, в том числе энциклопедии, монографии, в которых будет представлен исторический опыт развития МОПИ – МПУ – МГОУ. Для нас важно, что в этом благородном труде под руководством ученых, наших ветеранов, профсоюзного движения примут активное участие студенты и аспиранты.
- Недавно на круглом столе в Минобрнауки Вы представили доклад о патриотическом воспитании студентов. В чем, на Ваш взгляд, заключается это воспитание?
- На заседании рабочей группы под руководством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова был представлен наш проект, который качественно отличается от ранее существовавших программ патриотического воспитания молодежи. Дан четкий акцент на целевую аудиторию – студенческую молодежь, которая имеет свои особенности. Методология программы основана на аксиологическом подходе. Ключевыми особенностями предложенной МГОУ модели являются факторы формирования целостной системы мировоззрения, адаптивности к современному социальному типу молодежи, диалоговой формы "студент воспитывает студента". Большая роль в этой модели отводится вузам, которые должны развиваться как центры интеграции науки и образования, стать хабами культурной и социальной жизни.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"