Ректор БГТУ имени В.Г.Шухова Сергей Глаголев: "Девиз 2020 года - никогда не сдаваться!"
Нынешний год выдался непростым для всех: противоэпидемические ограничения коснулись всех сторон нашей жизни, в том числе и сферы образования. С середины марта высшие учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения. Дистанционка, продлившаяся до конца прошлого учебного года, частично действует и сейчас. В связи с этим вузы вынуждены были во многом перестроить свою работу, попытавшись сохранить главное: качество образования. О том, как это удалось сделать коллективу Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) имени В.Г.Шухова, в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор вуза Сергей Глаголев.
- Сергей Николаевич, переход на дистанционное обучение стал настоящим вызовом и для студентов, и для преподавателей университета. Как вы организовали учебный процесс? С какими трудностями столкнулись?
- Еще каких-то пять лет назад ситуация, которая сложилась в марте (а нужно было очень быстро, буквально за три дня, более 12 тысяч студентов и преподавателей отправить на удаленку), действительно, могла стать очень большой проблемой для вуза. Но современные технические и программные средства, внедренные в нашу систему обучения, и высокий уровень владения ими позволили нивелировать сложности перехода на удаленное обучение для большинства преподавателей и студентов. И те, и другие очень быстро, буквально в течение одной-двух недель, адаптировались и смогли продуктивно и без особых проблем работать, коммуницировать посредством всевозможных онлайн-платформ. Конечно, были какие-то частности, когда, например, возникали проблемы с интернетом у преподавателей, которые живут за городом. Но эти точечные проблемы мы оперативно решили, организовав у себя в университете аудитории-студии, куда любой преподаватель мог приехать и вести занятия в удобной для себя обстановке. Мы и сейчас будем эти студии использовать для проведения онлайн-занятий.
Безусловно, смягчить переход нам помогли наработки прошлых лет. Так, в системе заочного образования, которое мы уже давно осуществляем с применением дистанционных технологий, было разработано более 700 электронных учебно-методических комплексов для различных дисциплин. Они стали базой для создания полноценных онлайн-курсов, которых за последний год появилось более 120. Сейчас мы продолжаем работу в этом направлении, создаем новые онлайн-курсы. В этом нам помогает и федеральный центр. Так, в текущем году БГТУ получил субсидию из федерального бюджета в размере более 3 млн рублей на создание онлайн-курсов по тематике математических и естественных наук.
Самое большое количество "узких мест" при переходе на дистанционный режим возникло в техническом оснащении. Пришлось "на ходу" изменять структуру и состав серверных мощностей, телекоммуникационную инфраструктуру, систему информационной безопасности, расширять каналы, чтобы увеличить скорость интернета в общежитиях (а у нас там оставалось около 1500 студентов-иностранцев) и еще многое другое.
- Не возникло ли дисциплинарных проблем при переходе на дистанционку? Как студенты завершили учебный год? Не пострадало ли качество выпускных квалификационных работ?
- Каких-то особых проблем с дисциплиной мы не почувствовали - опять-таки потому, что практически не было сложностей технического характера, все занятия проходили по расписанию, и мы хорошо контролировали посещаемость. Так что сессию ребята сдали достаточно предсказуемо, и количество отчисленных студентов (а такие, к сожалению, были) тоже осталось на прежнем уровне. Дипломные и курсовые работы, как вы понимаете, пишутся не в стенах вуза, а дома и на производствах, которые в большинстве своем работали даже в разгар противоэпидемических ограничений. Соответственно, все 2476 выпускных квалификационных работ наших студентов были очень хорошего качества.
Практически все защиты и экзамены, за исключением ряда прикладных дисциплин, проходили в дистанционном формате, при этом были приняты все меры, для того чтобы исключить возможность списываний.
Тем не менее, преподавателям переход на дистанционку дался тяжелее, чем студентам, и это нужно признать. Подавляющее большинство отметили, что стали тратить гораздо больше времени на подготовку к занятиям. Некоторые испытывали определенный дискомфорт от того, что во время лекций и семинаров приходилось общаться с монитором компьютера, а не с живой аудиторией. У многих поначалу были сложности с налаживанием обратной связи со студентами. Но, повторюсь, все эти проблемы носили точечный характер и оперативно решались. Что же касается студентов, то многие из тех, с кем общался лично я и мои коллеги, отмечают как несомненный плюс дистанционного обучения именно новые возможности общения с преподавателями, которые открыл для них этот формат.
- Лаборатории вуза также некоторое время были закрыты. Не повлияло ли это на сроки выполнения ваших научных проектов и грантов?
- Так называемый локдаун у нас в университете длился не более двух недель. И даже в эти дни функционировали все службы, необходимые для нормальной жизни не только вуза, но и всего студенческого кампуса, на территории которого продолжали находиться, как я уже говорил, около полутора тысяч иностранных студентов. А лаборатории и МИПы (малые инновационные производства - ИФ) вернулись к нормальному режиму работы, естественно, с соблюдением всех противоэпидемических правил уже в начале апреля. Так что все проекты и гранты выполняются в соответствии с графиками. Мы совместно с индустриальными партнерами точно в срок реализовали соответствующие мероприятия по пяти проектам в рамках НОЦ "Инновационные решения в АПК". Конечно, есть трудности с теми проектами, которые реализуются совместно с иностранными партнерами: наши зарубежные коллеги, к сожалению, не могут пока к нам приехать из-за коронавирусных ограничений. Но и здесь мы стараемся не выбиваться из графика; закрытые границы не мешают интенсивному общению в режиме онлайн. Естественно, мы с нетерпением ждем, когда станут возможны личные встречи с коллегами из других стран. Ведь из-за ковид-ограничений нам пришлось отменить многие международные мероприятия, в том числе и крупные научно-практические конференции. Часть из них прошла в онлайн-режиме, но не в тех масштабах, которые мы изначально планировали.
- Вы упомянули студентов-иностранцев, которые по понятным причинам не смогли уехать на родину и вынуждены были не только дистанционно учиться, но и провести летние каникулы в Белгороде. Как вы организовали их жизнь?
- Во-первых, мы всех их оставили в общежитиях и создали там все условия, чтобы ребята могли учиться, отдыхать и не испытывали никаких бытовых трудностей. Как я уже говорил, для улучшения качества обучения в оперативном порядке были расширены каналы интернет-связи, что обеспечило стабильно высокую скорость передачи данных. Во-вторых, с помощью активистов из студенческих землячеств и педагогического состава организовали досуг ребят. Это и занятия физкультурой и спортом на свежем воздухе, и различные кружки в онлайн и частично в очном формате. Мы буквально 24 часа в сутки не оставляли иностранных студентов без внимания и заботы. В-третьих, мы дали им возможность работать и зарабатывать деньги. Для этой цели были созданы интернациональные студенческие трудовые отряды, которые работали более чем на 15 различных площадках: как на объектах университета, так и на предприятиях Белгорода и области. Кроме того, мы организовали юридическое сопровождение оформления трудовых отношений, всем ребятам помогли получить СНИЛС и ИНН, провели лекции и инструктажи по охране труда и технике безопасности. Во время работы всех иностранных студентов бесплатно кормили три раза в день. Оплата труда была сдельной, что, надо сказать, очень хорошо их стимулировало.
Кстати, именно эти международные трудовые отряды помогли нам привести в порядок территорию университетского кампуса перед началом нового учебного года. Обычно этим занимаются студенты-первокурсники в рамках так называемого "третьего семестра". Но в этом году из-за переноса сроков ЕГЭ и, как следствие, вступительных испытаний и зачислений мы его просто не успели организовать.
- Как в целом проходила приемная кампания-2020?
- В целом, конечно, довольно напряженно. Главные трудности были связаны с тем, что правила приема постоянно корректировались: сдвигались сроки, менялась нормативная база. Конечно, мы на все изменения старались максимально оперативно реагировать, но все равно пришлось понервничать. Например, в результате всех корректировок по срокам сдачи ЕГЭ время кампании - самой процедуры приема и зачисления - сократилось с обычных двух недель до шести дней. При этом значительная часть документов на поступление была подана онлайн, и иногда мы буквально до последней минуты ждали согласия от абитуриентов, прошедших на тот или иной факультет по баллам. Вступительные испытания провели полностью дистанционно. Из-за этого пришлось, например, изменить формат экзамена по русскому языку: если в прошлые годы на очном испытании абитуриенты писали изложение, то в этом году мы им предложили диктант, чтобы исключить возможность аудиозаписи. Математику, физику тоже в дистанционном формате сдавали. Результаты, кстати, вполне приличные, не хуже, чем в прошлом году. Однако оригиналы документов мы получили пока не от всех первокурсников...
Заселение в общежитие пришлось организовать в три этапа, чтобы избежать очередей. Принимали только с отрицательным результатом ПЦР-теста на коронавирус. До 1 сентября заселили первокурсников, в первую неделю учебного года - второй-третий курс, в следующую неделю - остальных.
- А как отразился новый формат сдачи ЕГЭ на среднем балле и в целом на качестве знаний абитуриентов?
- Средний балл поступивших у нас в этом году выше, чем в прошлом: 66,15 против 65,05. Но общая ситуация, конечно, вызывает беспокойство: многие выпускники и у нас в области, и в других регионах не смогли преодолеть так называемый порог успешности. В частности, профильную математику - очень важную для нас дисциплину - в этом году не сдали 470 выпускников против 77 в 2019 году. С каждым годом уменьшается число ребят, выбирающих для ЕГЭ физику и химию. Это неприятные сигналы, мы постоянно говорим об этом на встречах со школьными педагогами. Вместе с тем, выросло количество выпускников, успешно сдавших ЕГЭ по информатике. Благодаря этому мы набрали на информационные специальности на 10 процентов больше студентов, чем планировали.
Общие цифры по приему следующие. Зачислены на дневную форму обучения (бакалавриат, специалитет) 2400 студентов - на 200 больше, чем в прошлом году. 1777 из них будут учиться бесплатно. К слову, в этом году нам выделено в общей сложности на 130 бюджетных мест больше, чем годом ранее. Все эти места - на инженерных специальностях: "Архитектура", "Электро - и теплоэнергетика", "Машиностроение", "Химические технологии", "Техносферная безопасность и природообустройство", "Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия", "Техника и технологии строительства". В следующем году мы ожидаем 2220 бюджетных мест (плюс 443 к текущему году). Это очень радует.
Что касается магистрантов - здесь мы немного меньше набрали, чем в прошлом году: 500 человек против 550. А вот число первокурсников нашего колледжа высоких технологий выросло на 43%, в этом году мы приняли 143 человека - в прошлую приемную кампанию было 100. Произошло это за счет выпускников 11-ых классов, которых мы раньше на СПО не брали.
- Ваш вуз всегда пользовался большой популярностью у абитуриентов из других регионов и стран. Стал ли этот год исключением?
- Коронавирус и сюда внес свои коррективы. Многие белгородцы не поехали в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, а решили поступать поближе к дому. В результате к нам поступили на 350 жителей нашего региона больше, чем в прошлом году. И, естественно, наблюдается и зеркальная тенденция: к сожалению, многие из тех ребят, что собирались приехать к нам, например, с Урала, из Сибири, южных областей, остались дома. Некоторые вообще отложили поступление на 2021 год, кто-то поступил в вузы по месту проживания, но с надеждой перевестись потом к нам. Тем не менее, как и в прошлом году, мы приняли на учебу ребят из 73 регионов нашей страны.
Что касается иностранцев, желающих приехать к нам даже больше, чем мы можем принять. Но большинство пока не могут приехать из-за закрытых границ. Мы, конечно, организовали для них онлайн-обучение, всячески поддерживаем их интерес к нашему университету. Каждого первокурсника-иностранца, которого мы уже приняли, мы знаем, всячески этим ребятам помогаем. Но выдержит ли студент-иностранец такой режим, не перегорит ли, захочет ли все-таки потом продолжить обучение, приехать к нам - большой вопрос. А для подготовительного отделения, где иностранцы изучают русский язык, а это не менее 500 человек ежегодно, такой формат вообще не подходит. Вы же сами знаете, что иностранный язык нужно изучать в языковой среде. Так что с подготовительным отделением у нас пока вопросов больше, чем ответов.
- Как отразилась пандемия на материальном положении университета?
- Мы недополучили, по меньшей мере, 120 млн рублей из-за приостановки на время ограничений коммерческой деятельности. Это различные курсы повышения квалификации и профподготовки, кружки и спортивные секции, аренда студенческого ДК для проведения различных концертов, работа бассейна, куда ходили плавать не только студенты и преподаватели, но и жители соседних микрорайонов. И это еще не все. Один только университетский комбинат питания приносил нам ежемесячно 12 млн рублей дохода. И он полгода почти полностью простоял, работала только пара буфетов. Кроме того, мы не добрали студентов на коммерческой основе. Например, недобор на архитектурном факультете составил около 20 человек - это порядка 15 процентов. 20 процентов - на экономические специальности и в магистратуры. Помимо этого мы вынуждены были закупить аппараты для дистанционной термометрии, дезинфектанты, маски и другие средства индивидуальной защиты, лекарства в медпункты и так далее - только на это ушло порядка 15 млн рублей. Плюс около 40 млн рублей обошлась техническая модернизация: оборудование студий, закупка оргтехники, апгрейд серверов и т.п. И это пока предварительные цифры, год еще не закончен. Тем не менее, университет располагает внутренними резервами, чтобы справиться с этими трудностями.
К тому же, в этой ситуации мы нашли и новые векторы развития. Например, наши студенты и аспиранты - участники Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) "Метаморфоза" - разработали респираторную маску на основе нетканого мембранного материала спанбонд, наладили серийный выпуск держателей-клипс для респираторных масок. Это собственная наша разработка, они изготавливаются из гибкого пластика или плотного картона. С их помощью можно легко собрать маску из любой подходящей ткани. Эту продукцию мы изготавливаем и для себя, и на продажу. Кроме того, разработчики центра включились в некоммерческую инициативу сообщества "Мейкеры против COVID-19" и доработали под станок лазерной резки стандартную модель защитного щитка для медиков. Щитки по нашему раскрою печатают в других городах: Пскове, Липецке, Санкт-Петербурге.
Наши специалисты пришли на помощь белгородской городской больнице №2, переоборудованной в ковидный госпиталь. Наши механики выполнили обратный инжиниринг поврежденных деталей компьютерного томографа и создали их оптимизированные цифровые модели. Провести техобслуживание аппарата в привычном формате было невозможно, зарубежные специалисты приехать не смогли. Специалисты БГТУ на 3D-принтере собственной конструкции изготовили все необходимые запчасти, сами смонтировали их и отладили работу. На это потребовался всего один рабочий день. И, по словам врачей, изготовленные у нас детали по качеству и работоспособности были лучше оригинальных зарубежных.
- Какой, на ваш взгляд, главный урок извлекли шуховцы из этой ситуации?
- И урок, и своеобразный девиз 2020 года - никогда не сдаваться! Могу с уверенностью сказать: наши сотрудники и преподаватели готовы к постоянной модернизации форм работы и к поиску нестандартных решений. Студенты и аспиранты университета тоже проявили себя с лучшей стороны. Так что с любыми вызовами мы достойно справимся.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook", "ВКонтакте", "Яндекс.Дзен" и "Twitter"