Ректор Института бизнеса и дизайна Сергей Юров: "Бизнес должен принимать участие в формировании необходимого ему специалиста в вузе"

Фото предоставлено пресс-службой Института бизнеса и дизайна

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на прошедшем в июне заседании Российского союза ректоров озвучил новую программу повышения глобальной конкурентоспособности вузов России. Один из основных критериев этой программы – умение вузов выстраивать отношения с представителями бизнеса. О том, как этот вопрос решается в Институте бизнеса и дизайна, рассказал "Интерфаксу" ректор вуза Сергей Юров.

– Сергей Серафимович, как вам удалось наладить взаимодействие вуза с представителями бизнеса?

- Сотрудничество образования и бизнеса было и остается одним из основных факторов развития кадрового потенциала нашей экономики. Рынок труда является потребителем продукта, который мы выпускаем. Чтобы "продукт", т.е. выпускник, удовлетворял запросы бизнеса, сам бизнес должен принимать участие в формировании необходимого ему специалиста. Но лишь малая часть вузов способна адаптировать учебный процесс к требованиям бизнеса, создать удобные и взаимовыгодные отношения с его представителями и не как череду спонтанных мастер-классов, а как системный подход.

Такого рода взаимодействие невозможно наладить, не привлекая в вуз успешных практиков из соответствующих областей на руководящие должности во всех основных направлениях и профилях подготовки. Только в этом случае вуз и бизнес смогут разговаривать на одном языке, воспринимая друг друга как союзников, а не как соперников за внимание и уважение студентов.

Чтобы решить эту задачу, мы в Институте бизнеса и дизайна внедрили в учебный процесс новую форму взаимодействия университета с бизнесом и наукой – "Бизнес-практику". "Бизнес-практика" – это не структурное подразделение университета, а образовательная технология, в которой профессиональная деятельность имитируется с максимальной приближенностью к реальности. Такая технология позволяет университету практически без всяких затрат гармонизировать учебный процесс с различными отраслями бизнеса.

Кроме того, "Бизнес-практика" - это интеграция бизнеса и науки в учебный процесс. Важной особенностью такой интеграции является создание образовательного пространства, в которое университет приглашает профессионалов из отрасли. С одной стороны, профессионалы, попадая в это пространство, играют по заданным вузом правилам. С другой - они заставляют студентов работать по правилам их бизнес-деятельности. Именно их оценки творческого труда студентов на каждом этапе практического проекта определяют качество конечного результата. Так вуз подстраивается под современные бизнес и науку.

- Как работает эта технология?

 - Мы приглашаем к партнерству компании, являющиеся лидерами своих рынков, а также новаторами, которые потенциально готовы к внедрению новых технологий, изменениям в своей рекламной стратегии или ребрендингу. Их эксперты и руководящие сотрудники участвуют в "Бизнес-практике" в качестве спикеров и кураторов. Они формируют заказ на разработку проекта, проводят для студентов необходимые консультации и мастер-классы, а затем оценивают результаты на защитах студенческих проектов.

Хочу отметить, что вуз сам определяет актуальность того или иного направления проектной деятельности, выбирает компании и диктует им шаблон брифа, согласовывает с ними сроки и уровень сложности задач.

Таким образом, студенты, начиная с первого курса, учатся работать в командах, решая не просто учебные, а практические задачи, полученные не от преподавателей института, а от руководителей или топ-менеджеров компаний, научных организаций, владельцев среднего и малого бизнесов. И что особенно важно, студенты учатся проектной деятельности не на старых кейсах, а на актуальных и даже передовых бизнес-процессах и свежих трендах.

В рамках этой образовательной технологии наш Институт сотрудничает с компаниями разного масштаба и сфер деятельности: с компаниями крупного международного бизнеса, такими как Mars, Estee Lauder, L’Oreal, Bonduelle, Purina; с крупными российскими компаниями – Яндекс, Мегафон, Сколковский Институт науки и технологий, Black Star Burger, Мистерия; с дизайн-бюро, брендинговыми, рекламными и коммуникационными  агентствами – Depot, GetBrand, Brand Hub, One Touch, DA Creative Group, Ignition Media, Медор и другими.

 - Что это дает студентам?

– Спикер-практик представляется студентам в качестве "учебного материала", чтобы показать на примере, что именно из себя представляет реальный заказчик научных или бизнес-проектов, за что он может казнить, а за что миловать. Практик становится "стендом" для отработки навыков по чтению и пониманию технического задания - брифа, участию в брифинге и дальнейших консультациях по заданию, защите проекта перед заказчиком.

Погружаясь в бриф, студент не только пытается применить полученные в вузе знания на практике, он еще и "слышит" ответ бизнеса на свои предложения. Чем больше таких проектов, тем скорее у студентов сформируется системный подход, интегрирующий вузовские знания и понимание актуальных проблем бизнеса.

Параллельно идет развитие навыков командной работы и управления проектом. "Бизнес-практика" объединяет в одном образовательном пространстве еще и студентов разных курсов. Старшие играют роль руководителей и наставников для младших. Так мы сближаем их, "сталкиваем лбами", позволяя развивать эмпатию и эмоциональный интеллект. Увольнения из команд здесь тоже не редкость. Дружеские союзы рассыпаются, если не прошли проверку совместной деятельностью. На их руинах формируются новые, более крепкие.

Решение практических задач на основе полученных теоретических знаний в атмосфере бизнес-инкубатора позволяет развить у студентов наряду с профессиональными навыками креативность, воображение, инициативу и лидерство.

– Применима ли эта образовательная технология к другим направлениям подготовки, не связанным с бизнесом?

– Одним из основных принципов и преимуществ "Бизнес-практики" является межфакультетское взаимодействие. Сотрудничество факультетов заключается не только в дисциплинарной интеграции, но и в совместной работе над проектами.

В нашем институте студенты разных профилей - дизайнеры, менеджеры, специалисты по маркетингу и рекламе — объединяются в команды для выполнения сложных интегрированных проектов. Эти команды по своему составу фактически являются проектными группами, способными решать задачи различной сложности. Все проекты имеют практическую направленность, представляя из себя креативные решения практических задач, как в сфере бизнеса, так и в сфере дизайна. При этом научная составляющая проектов присутствует во всех сферах.

Коллаборация факультетов создает мощный взаимоусиливающий эффект для всех проектов. Она открывает перед студентами новые возможности для профессионального роста, способствует расширению их кругозора и формированию новых компетенций и навыков. Обмен опытом в рамках "Бизнес-практики" позволяет будущим выпускникам развиваться комплексно и учиться выполнять целый ряд разноплановых задач, а не только тех, на которых они специализируются.

Такое взаимодействие стимулирует студентов выходить за рамки привычной профессии, приобретать мульти-функциональные навыки, расширять свой кругозор и быть готовыми к решению нестандартных задач.

В совместной работе рождается студенческая корпоративная культура, в основе которой лежат ценности сотрудничества и конкуренции, стремления к победе и постоянному совершенствованию, лидерству, перфекционизму и самоотдаче в командной работе.

- Чем отличается "Бизнес-практика" от обычных практик в других вузах?

- Во-первых, "Бизнес-практика" носит системный характер – она вписана в систему формирования компетенций вуза на протяжении четырех лет, она же является системой со своей практикой привлечения компаний, планирования мероприятий, поощрения студентов и их "карьерой" внутри этой системы.

Во-вторых, "Бизнес-практика" интегрирована в учебный процесс: она является частью основной учебной нагрузки студентов, а не позиционируется как дополнительная нагрузка в свободное от учебы время; она стоит в расписании, кураторы консультируют команды, объединяют студентов разных курсов и профилей и привлекают параллельно идущие дисциплины для достижения определенных целей проекта.

Каждый семестр проходят публичные защиты проектов, на основе которых не просто выставляются оценки, но и выбираются победители. Победители получают рекомендательные письма, подписанные представителями бизнеса, денежные призы и возможность выполнять роли руководителей и наставников команд в будущих проектах.

– Расскажите о результатах, которые принесла "Бизнес-практика".

– Многие завершенные проекты "Бизнес-практики", являются перспективными для инвестиций стартапами.

Получил широкое общественное признание один из первых проектов – "Ситуационный дизайн для повседневной жизни". В рамках этого масштабного проекта студенты создали "умные" прототипы IT- решений на основе ситуационного дизайна. В течение двух семестров они прошли все этапы работы: от анализа и постановки задачи до инженерного проектирования, создания конструктивного решения и финального производства прототипа. В итоге, на Всероссийской выставке "Зодчество" были представлены модульная система для выращивания свежей зелени с роботизированным поливом и освещением – "Зеленая грядка", а также "умные" технологии хранения вещей "Стоп-хлам" и "Чистая обувь".

В 2019 году наши студенты получили много интересных брифов, которые завершились практическими проектами и созданием прототипов. Все они также основа перспективных стартапов. Два из них особенно актуальны сейчас, в период пандемии коронавируса. Например, проект интеграции робота "Promobot" в сервис ресторанов Black Star Burger. Дизайн-концепт был утвержден заказчиком, и скоро робот будет обслуживать посетителей ТРЦ "Европейский". Еще был проект "Виртуальная примерочная для магазинов одежды", который победил в межвузовском конкурсе Trade PRарктика.

Но самый главный результат "бизнес-практики" – приглашения студентов на стажировку и работу в известные компании еще до получения диплома.

- Насколько быстро студенты получают работу после таких практик? Помогает ли это им в трудоустройстве?

- Студенты, проявившие себя, получают приглашение на стажировку или работу практически сразу после защит. И это не традиционное распределение на летнюю практику: "Что достанется по распределению - туда и идет работать". Это осознанный выбор компании, в которой хочется работать, еще на этапе распределения брифов. У каждого есть шанс проявить себя. И не один. За время обучения каждому студенту вуз предлагает в среднем 6-8 таких шансов.

- Участвуют ли представители бизнеса в разработке учебных программ Института?

- Конечно. Представители бизнеса выступают рецензентами нашей образовательной программы. Они принимают участие в модернизации содержания курсов и их ежегодном обновлении, особенно всего того, что касается цифрового маркетинга, как наиболее динамично развивающейся отрасли.

Большинство инициатив по корректировке образовательных программ идут от бизнеса, они предлагают актуальные учебные курсы или корректируют существующие. Например, с прошлого учебного года для студентов факультета управления бизнесом у нас введена дисциплина по изучению "Битрикс24", без этой системы сейчас не обходится ни один бизнес. Наши партнеры отметили, что для молодых специалистов эти знания были бы актуальным конкурентным преимуществом, и мы прислушались. Еще один пример: мы заключили соглашение с компанией Яндекс, в рамках которого их специалисты читают для наших студентов курс по цифровому маркетингу.

Кроме того, представители бизнеса выступают рецензентами выпускных квалификационных работ наших студентов.

- На ваш взгляд, что сегодня требуется работодателям от выпускников? Какие компетенции им необходимы в первую очередь?

- На мой взгляд, есть несколько ключевых компетенций, которые необходимы сегодняшним выпускникам для успешного трудоустройства. Студенты должны уметь анализировать данные о рынке и потребителях, формулировать выводы о динамике спроса, барьерах и возможностях продвижения. Также выпускник должен уметь видеть причины проблем, с которыми столкнулся бизнес, определять пути решения этой проблемы. Среди нужных компетенций – умение формировать команду и распределять в ней роли, объединять результаты труда команды и, конечно же, уметь презентовать результаты проекта заказчику. Все эти навыки необходимы в творческом и любом другом бизнесе, и все эти навыки наши студенты получают в процессе "Бизнес-практики".

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"