Директор Летнего кампуса РАНХиГС Наталья Демидова: "В Кампусе приняли участие более 200 студентов из 29 стран"

Фото предоставлено РАНХиГС

Летний кампус – ежегодное и неизменно популярное среди молодежи мероприятие Президентской академии. О лекционной программе Кампуса-2019, его участниках и проектах, особенностях культурного взаимодействия и подготовке будущих лидеров в интервью корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой рассказала директор Международного летнего кампуса РАНХиГС Наталья Демидова.

– Летний кампус уже стал традиционным для РАНХиГС и прошел в восьмой раз. В чем особенность Кампуса-2019, какие были нововведения?

– Для нас каждый Летний кампус является особенным, уникальным. Неизменным остается только ключевой слоган Кампуса – "Территория возможностей". Каждая из площадок формируется индивидуально с учетом выбранной тематики и того, что происходит в мире за год. Ни один Кампус не похож на предыдущий, в этом году он был посвящен теме "Инновации и тренды".

Если говорить не о глобальных особенностях, то изменения затронули организацию работы ребят. Мы ввели их после получения обратной связи от участников прошлого года, которые обозначили, что им не всегда хватало времени на анализ и осмысление материала в рамках программных мероприятий. Ребята зачатую запрашивали у нас дополнительное время после отбоя для завершения работы в командах (правда, в этой части ничего не поменялось и в 2019 году).

При формировании программы Летнего кампуса-2019 мы учли это пожелание. Теперь дополнительно целый слот, который ранее выделялся для лекций, отдан для проектной командной работы – это возможность подумать, проанализировать, выдохнуть. Безусловно, были сомнения, правильно это или нет: у нас более 200 участников из разных стран, поэтому нужно было учитывать культурные и личностные особенности, и с точки зрения организации и дисциплины это определенный вызов.  Но на вечерних мероприятиях с участием команд мы поняли, что приняли правильное решение. Единение и взаимная поддержка, которые сформировались у ребят, являются тому подтверждением. Это, наверное, основная новинка Кампуса-2019.

– Лекционная программа получилась очень насыщенной и охватывает огромный спектр тем: от блокчейна до смерти газет, бизнес-моделирование, построение бренда. Как формировалась программа Кампуса в этом году?

– Тему Кампуса мы определяем зимой. Организаторы совместно с группой тьюторов и экспертами формируют предложения, которые мы совместно прорабатываем и выбираем конкретное название. В этом году, сузив весь спектр предложений до темы "Инновации и тренды", мы, прежде всего, сформировали собственное видение того, что для нас входит в это понятие, постаравшись максимально емко раскрыть эту его. Далее мы обратились к молодежи – студентам РАНХиГС, которые в то же время уже являются нашими коллегами, а также представителям Студенческого совета Академии. Совместно мы определили, что есть инновации для нас, в нашем возрасте с нашим видением мира и опытом, и что есть инновации для ребят. Таким образом, в рамках подготовки нашей программы мы постарались учесть максимальное количество областей.

В качестве примера комплексности программы можно привести пленарную сессию Летнего кампуса, которая прошла в Иннополисе. Это фундаментальное мероприятие, помогающее иначе взглянуть на глобальные понятия, попробовать сформировать новые подходы к решению, казалось бы, привычных вопросов. В то же время, сессия о скейтбординге и о том, что он вошел в олимпийские виды спорта – безусловно, это инновация для студентов. Или мастер-класс по абсолютно новым технологиям традиционного для России заваривания чая. Это лишь некоторые из множества сессий Кампуса, и мы как организаторы наверняка не смогли бы сформировать столь комплексную программу, если бы не советовались в процессе подготовки нашего мероприятия с разными экспертными группами.

– То есть вы идете от тем, а не от спикеров?

– К счастью, Кампус вышел на тот уровень, когда мы можем сначала формировать повестку, а потом искать потенциальных экспертов. При определении возможных спикеров мы зачастую руководствуемся не столько их уровнем, сколько глубиной их погружения в тему и способностью помочь участникам сформировать взгляд на ту или иную тему изнутри, разобраться в ее специфике и нюансах.

– Расскажите об участниках Кампуса. Откуда они, и какими проектами занимаются?

– Большая часть участников Кампуса – это студенты 20–24 лет, второй, третий, изредка четвертый курсы бакалавриата. В этом году у нас 201 участник из 29 стран. Они, кстати, подготовили прекрасный вечер в рамках культурной программы Кампуса. Это было мероприятие "Калейдоскоп культур" – очень яркий фестиваль с невероятной энергетикой. Когда смотришь на такое представление, понимаешь, что мы здесь все вместе делаем большое дело. Выступления, которые подготовили участники, любовь к своей стране, которую они смогли передать в рамках недолгого присутствия на сцене – это очень здорово.

В этом году в первый раз многие участники, помимо творческого номера и выхода в национальных костюмах, подготовили видео-презентацию своих стран. Форматы были самые разные, и это было очень познавательно. У кого-то была фундаментальная презентация с цифрами, статистикой и показателями, у кого-то, например, у наших тьюторов - Бьорна Стенверса и Квинтена Пилена из Нидерландов, собравших забавные статистические данные о своей стране, презентация была наполнена юмором.

Отдельно хотела бы коснуться финального задания, результаты которого команды представляют в конце Кампуса: в этом году ребята готовили в командах предложения по созданию и запуску стартапа, нацеленного на решение одной из целей устойчивого развития. Это актуальное и амбициозное задание, и оно вызвало живой интерес среди участников.

– Сколько человек в командах и сколько мест в этом конкурсе?

– В среднем в команде от 16 до 18 человек. Всего на Кампусе 12 команд. Мы формируем команды вдумчиво, учитывая гендерную составляющую, хотя традиционно девчонок чуть больше, чем ребят. Мы также стараемся максимально принимать во внимание географию так, чтобы участники, представляющие одну и ту же страну, были распределены по разным командам.

Год от года интерес к участию в Кампусе у иностранных студентов растет, выпускники Кампуса прошлых лет становятся послами мероприятия в своих странах, рассказывая о своем опыте участия. В России конкурс на Летний кампус традиционно довольно высок, ведь участие в нем дает действительно уникальную возможность познакомиться с новыми интересными людьми и попробовать реализовать себя в проектной деятельности.

– Все участники разные. Получается ли успешно решать проблему культурного взаимодействия? Как обстоят дела с языковым барьером?

– Изначально была разработана комплексная система отбора, которая касается и языковых компетенций. Помимо адаптивного тестирования, видоизменяющегося в зависимости от ответов, мы проводим индивидуальное собеседование каждого участника через Skype. Мы сознательно закладываем время, привлекаем профессионалов, коллег, команду тьюторов, модераторов. Мы проводим большую и серьезную работу по проведению конкурса.

– Возникали конфликты на Кампусе?

– Ни разу ситуации не выходили на уровень именно конфликта. У нас интернациональная команда тьюторов и модераторов, среди которых есть представители Нигерии, Индии, Нидерландов, Болгарии, Румынии, не говоря уже о множестве стран, представители которых выступают на Кампусе в качестве спикеров. Таким образом, участники попадают в абсолютно органичную и комфортную для себя среду, поскольку команда организаторов и экспертов, которая непосредственно работает с ребятами, точно так же весьма разнообразна по составу.

Мы проявляем уважение ко всем культурам, которые представлены на Летнем кампусе. Еще на старте мероприятия проводится анкетирование всех ребят, которое помогает нам учесть индивидуальные особенности каждого. Мы дополнительно информируем участников о том, что на Кампусе будут представители разных стран, культур, религий, просим, чтобы гардероб подбирался с учетом максимального уважения ко всем представленным культурам, то есть аккуратно и мягко проводим определенную подготовку заранее.

Уже по прибытии в Татарстан в программу интегрированы мероприятия по командообразованию, повышению уровня культурного осознания (cultural awareness). Это делается деликатно и ненавязчиво, так, чтобы не вызвать отторжения или раздражения. Невероятно здорово, когда смотришь и понимаешь, что люди могут открыто общаться на профессиональные и личные темы вне всяких условностей. Для меня это одна из самых важных составляющих на Кампусе.

– Как выстраивается взаимодействие РАНХиГС с республикой Татарстан? Мероприятие ведь проходит здесь уже регулярно.

– В части взаимодействия с коллегами из Татарстана мы видим в Летнем Кампусе очень серьезную площадку для формирования будущих лидеров, надежных кадров, которых мы увидели в разных обстоятельствах. Убеждена, что наша совместная деятельность в этом направлении с Республикой Татарстан помогает формировать очень серьезный кадровый резерв. Причем это касается как участников, так и членов организационных команд. Я уже упоминала о том, что Академия привлекает к организации Кампуса студентов, представителей студсовета или очень молодых сотрудников. Учитывая характер мероприятия и его интенсивность, на Кампусе идет активная прокачка: кто-то справляется, а кто-то совсем не выдерживает, просто формат не подходит. Ведь все же, это очень специфическая нагрузка, когда человеку приходится быть в доступе круглосуточно с полной степенью ответственности.

Татарстан тоже качественно и детально отрабатывает взаимодействие с участниками проекта от республики. Коллеги заранее собирают кандидатов, прошедших этапы отбора, вывозят на программные мероприятия, формируют необходимые компетенции и объясняют правила игры. С нашими московскими участниками тоже проводится активная работа: Управление молодежной политики РАНХиГС проводит целый ряд мероприятий в течение учебного года, поэтому к нам приезжают очень мотивированные и дружные ребята.

В этом году вообще хотелось бы отметить уровень участников и степень их вовлеченности в работу: несмотря на столь многочисленную группу, все нарушения ребят сводятся лишь к редким опозданиям. Кампус окрыляет, и здесь играет роль совокупность различных обстоятельств: инфраструктура, невероятные пейзажи, активный стиль работы, многонациональное сообщество – это действительно дает новое дыхание.

– Какие, на ваш взгляд, знания и навыки необходимы современным молодым людям для личностного роста?

– Этот вопрос одновременно и простой, и глубокий. Сказать, что есть четкий инструментарий, получив который, ты можешь быть уверен, что состоишься и станешь лидером, в современном мире крайне сложно. Я бы, прежде всего, выделила открытость к изменениям, нестабильности, неустойчивости, постоянной смене видов деятельности, всему новому. Очень важные качества – гибкость, умение быстро адаптироваться, не жертвуя при этом своими внутренними ценностями и принципами – умение комфортно себя чувствовать в разных обстоятельствах, не изменяя себе. Важна также способность определять приоритеты, для чего, безусловно, необходимы аналитические компетенции. Я бы определила именно эти качества как ключевые и актуальные в современном мире.

Читайте "Интерфакс-Образование" в "Facebook""ВКонтакте""Яндекс.Дзен" и "Twitter"