Проректор РАНХиГС Максим Назаров: "Хорошее базовое образование и способность учиться сегодня очень важны"

Фото предоставлено РАНХиГС

РАНХиГС в этом году запускает новые образовательные программы, а также вводит стартап в качестве дипломной работы. Об этих инновациях, приемной кампании, профессиях будущего и перспективах онлайн-образования рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой проректор РАНХиГС Максим Назаров.

Максим Николаевич, началась приемная кампания в РАНХиГС. Расскажите, пожалуйста, какие будут нововведения в этом году. Откроются ли новые образовательные программы?

– Да, конечно. Академия всегда старается следить за новыми трендами в образовании и потребностями потребностями рынка труда. Поэтому у нас ежегодно появляется достаточно большой набор новых образовательных программ. Кроме того, Академия периодически лицензирует новые направления подготовки и расширяет сферу своей образовательной деятельности.

В этом году можно выделить тренд на программы, связанные с подготовкой кадров в сфере цифровой экономики. Это востребованное направление среди абитуриентов. В качестве примера новых образовательных программ можно назвать: "Цифровая экономика", "Цифровое государство", "Цифровые технологии в торговле", "Прорывные финансовые технологии", а также интересные программы на стыке нескольких отраслей науки "Поведенческая экономика" и "Юрист в сфере цифровой экономики".

В этом году в Академии также открыли прием на несколько программ, обеспечивающих подготовку специалистов в сфере контрольно-надзорной деятельности. В РАНХиГС давно реализуются повышение квалификации и переподготовка таких специалистов, но с этого года мы открываем прием в магистратуру.

Расширяется перечень правовых программ – с чем это связано?

– Связано с новыми потребности рынка труда. Мы не считаем, что на рынке переизбыток классических направлений подготовки, таких как экономика, юриспруденция, менеджмент. На рынке таких профессионалов не хватает, если говорить о действительно хорошо подготовленных специалистах. Наши программы по юриспруденции, правовым основам национальной безопасности достаточно востребованы как у абитуриентов, так и у работодателей. Есть правовые программы с зарубежными партнерами.

Хотя иногда возникает потребность и в совершенно новых направлениях подготовки. Академия не стремится стать классическим университетом, открыть, например, такие направления подготовки, как физика, биология. Но у нас есть подготовка по направлениям журналистики, дизайна.

Какие тенденции вы замечаете в поведении абитуриентов? Что им сейчас интересно, что выбирают? На какие из наиболее знаковых программ вы посоветовали бы обратить внимание?

– В Академии сейчас наиболее востребованы сложные программы. Чем больше изучается в рамках образовательной программы – дополнительная математика, языки, правовые дисциплины, больше экономики – тем лучше. Так считают абитуриенты, потому что они воспринимают образование как долгосрочную инвестицию в себя. Родители придерживаются такого же мнения и готовы вкладываться в образование своих детей.

Сегодня считается, что учиться должно быть нелегко. Да, важно, чтобы оставалось время и на другие виды деятельности – творчество, спорт, театр, КВН. Внеучебная деятельность в Академии тоже хорошо развита. Но и учиться должно быть трудно. Поэтому абитуриенты выбирают как раз более сложные программы, не все справляются, но стараются – такой тренд.

Ежегодно отмечаем все большую определенность абитуриентов в выборе своих приоритетов. Абитуриенты подают заявления на конкретный спектр интересующих их программ, а не на все, которые раньше им позволяли направления подготовки и большой выбор образовательных программ. Есть, конечно, поступающие, которые пытаются ориентироваться на свою будущую профессию при выборе конкретной образовательной программы. Это не всегда верный подход, потому что за четыре года обучения на бакалавриате профессиональная сфера деятельности может существенно измениться. Мир трансформируется очень быстро, а интересы человека еще быстрее, поэтому кем именно он будет работать – тоже не всегда ясно.

Важно делать упор на хорошее базовое образование. Академия всегда была за тренд непрерывного образования, и современный мир все время подтверждает, что мы должны учиться всю жизнь. Студенты впитывают все новации очень быстро, и образовательные программы должны соответственно быть актуальными и меняться ежегодно. Абитуриент должен выбирать ту программу, где он научится учиться, потому что учиться ему потом придется всю жизнь.

Сейчас многие отмечают, что инженерные профессии становятся все более востребованными. Так ли это, и можно ли говорить о том, что экономисты, пиарщики, чиновники уже не так популярны?

– Нет, я так не считаю. Что касается экономистов, юристов, менеджеров, управленцев с базовым образованием – если это хорошо подготовленный специалист, то он устроится на рынке труда. Более того, хороших юристов и экономистов найти очень тяжело.

Да, как всегда, ко вчерашним выпускникам есть некая настороженность. Например, у нас есть направление подготовки "Журналистика". Но журналист просто как человек, умеющий писать, понимающий в журналистике, в общении с людьми, умеющий брать интервью – это только одна сторона медали. Вторая сторона в том, что журналист, пишущий про экономику, должен быть подготовлен и в этой сфере, политический журналист – в политологии. Иными словами, важна специализация. Поэтому если человек получил образование экономиста, а потом ушел в журналистику, это тоже вполне возможно.

Иногда абитуриент, выбирая на какую бакалаврскую программу поступать, уже планирует поступление в будущем в магистратуру. Многие рассматривают бакалавриат как некую ступеньку для своего дальнейшего обучения в магистратуре. Магистратура воспринимается как продолжение образования со сменой специфики своего вида деятельности, и это тоже можно учитывать при организации набора.

На ваш взгляд, какие профессии появятся в ближайшее время, какие умрут?

– Это достаточно сложный вопрос и больше популистский. Да, можно говорить о том, что с развитием технологий отомрут профессии, требующие постоянного механического труда. Это очевидно и понятно, происходит развитие технологий. Но какую бы сферу деятельности мы ни взяли, есть неоспоримые факты. Например, в супермаркетах много касс для самообслуживания. Казалось бы, продавец как профессия отмирает. Но если сравнить, очередь к кассам с живым продавцом оказывается гораздо больше при том, что на кассе большинство расплачивается теми же банковскими карточками, которые можно использовать в кассе самообслуживания. Интересный вопрос, с чем это связано – сложные аппараты, необученные люди или что-то иное. Здесь еще играет роль некоторая психологическая инертность. Поэтому я не считаю, что многие профессии отомрут в ближайшее время.

Еще один пример – профессия переводчика. Развитие современных технологий по лингвистическому и компьютерному переводу идет такими быстрыми темпами, что скоро, наверное, не нужен будет переводчик, если машинный перевод обеспечит достаточную точность. Но, тем не менее, нюансы и богатство речи человека при важных переговорах очень важны, и без переводчика, на мой взгляд, не обойтись. Основной тезис, который хотелось бы донести – очень важно базовое образование и способность учиться. Поэтому если вы освоили базовое образование, то в дальнейшем получаете возможность обучиться и новым профессиям, компетенциям, какие выберете.

Какие программы популярны в РАНХиГС среди иностранцев? Чем обусловлен их выбор?

– Академия востребована среди иностранцев, Конечно, у нас больше всего студентов из стран СНГ, но есть много студентов и из стран дальнего зарубежья. Последнее время много обращений из стран Африки, Юго-Восточной Азии. При этом востребованы такие направления подготовки, как экономика, государственное и муниципальное управления, юриспруденция, международные отношения.

Российское образование во многих странах по-прежнему ценится и имеет высокий авторитет. Недавно у нас состоялась поездка с делегацией во Вьетнам. Вузы этой страны заинтересованы в развитии сотрудничества в сфере образования. Они готовы принять наших преподавателей, совместно разрабатывать, а также адаптировать российские образовательные программы. Это востребовано не меньше, чем направление к нам своих студентов.

Несмотря на отличия в законодательстве, студенты многих стран готовы приехать к нам учиться экономике, юриспруденции. Сейчас для развития экономических и политических связей потребность в таких кадрах нарастает. Нужны специалисты, которые знают и зарубежную, и российскую специфику, разбираются в законодательстве и экономике.

Как правило, обменные программы для иностранных студентов рассчитаны на приобретение дополнительных компетенций. Это касается и российских студентов, уезжающих сейчас за рубеж. Они сначала взвешивают, какой опыт и знания приобретут, какие дисциплины освоят в другой стране. Это не значит, что там учат лучше или у нас учат лучше. Учат просто по-другому, выходят другие специалисты, с другой спецификой подготовки.

Совместные программы, академическая мобильность – это возможность стать уникальным специалистом, имеющим больше знаний и компетенций в сравнении с теми, кто просто отучился на одной образовательной программе. Они приобретают дополнительные возможности, которые дают преимущество при дальнейшем устройстве на рынке труда и построении карьеры. Именно за этим в Академию приезжают иностранцы. При создании определенных условий иностранные студенты готовы поехать в Россию для получения образования. Это надо развивать, помогать, объяснять и давать возможность выбора, заинтересовать иностранного студента.

Академия в рамках развития экспорта образования и международной деятельности в целом является одним из учредителей Российско-Французского университета и одним из участников альянса российских и испанских университетов, который был создан в апреле 2019 года. Мы надеемся, что развитие этого альянса позволит студенту не просто поехать в другой вуз по совместной образовательной программе или по обмену, а выбрать индивидуальную учебную траекторию. Причем, в идеале студент сможет выбрать из всех вузов альянса те модули, которые ему наиболее важны, полезны в рамках его образовательной программы. Здесь еще много ограничений в законодательстве. Но приобретение дополнительных знаний по тем же предметам, которые студент мог освоить у себя в университете, на другом уровне – это очень перспективная возможность. Именно эту возможность РАНХиГС старается сейчас развивать.

На ваш взгляд, какие есть перспективы у заочного и дистанционного образования в условиях цифровизации? Насколько перспективно онлайн-образование?

– Онлайн-образование развивается и должно развиваться. Но это достаточно специфичное образование, которое действительно кому-то подходит идеально, а кому-то не совсем. Здесь важно понимать, что такое онлайн-образование. К огромному сожалению, зачастую под онлайн-образованием понимают просто лекцию, транслируемую через компьютер. Просто "говорящая голова", которую можно посмотреть на экране (на телефоне, смартфоне, ноутбуке) дома, в любое удобное время. Или набор файлов, высылаемых по почте. Но это не онлайн-образование и даже не электронное обучение.

Возможности именно дистанционного образования должны быть связаны с погружением в это образование в любом месте, в любой точке, в любое время. Это возможность как раз получения непрерывного образования в рамках программы в любое время и в удобном месте, но приоритет не в этом. Это специально разработанная образовательная программа со всем объемом учебных и учебно-методических материалов, подготовленный сценарий подачи и организации курса, поддержка в постоянном режиме. Только при таком условии онлайн-образование возможно, иначе это легко превращается в профанацию.

Впервые об онлайн-образовании заговорили много лет назад. Эксперты высказывали опасения, что классическое образование уйдет, ведь зачем получать образование в каком-нибудь региональном вузе, если можно получить онлайн-образование любого университета мира в любой точке. Но этого не произошло, несмотря на огромное количество записанных курсов, создание открытых платформ образования. Онлайн-образование во многих вузах сейчас используется не вместо образования, а как дополнительная возможность. Это тоже неплохо для студента – суметь что-то освоить дополнительно и наверстать то, что пропустил. Это тоже большой плюс. Онлайн-образование – это очень серьезный и перспективный проект.

Недавно стало известно, что РАНХиГС одним из первых ввел стартап в качестве дипломной работы. Что это за идея, как будет оцениваться и насколько это важно?

– Любая дипломная работа часто носит теоретический характер. Более того, всегда в советском и российском образовании был вопрос, куда идет интеллектуальный труд тысяч и миллионов выпускников. Многие дипломные работы– это реальный проект, который может найти свое применение. Но процент работ, которые действительно используются, на мой взгляд, весьма незначителен.

Поэтому в Академии, с учетом возможностей не только московского кампуса, но и филиальной сети, попробовали запустить проект защиты дипломных работ в форме стартапа.

Эксперимент только начался, только что прошли первые защиты. Были продемонстрированы, на мой взгляд, весьма интересные проекты, разработки, которые, безусловно, найдут свое дальнейшее применение. Эксперимент будет развиваться и дальше. Надеюсь на интересные результаты.