Ректор УрГЭУ Яков Силин: "Современной молодежи предстоит жить в конкурентной среде"

Фото предоставлено пресс-службой УрГЭУ

Об итогах Десятого Евразийского экономического форума молодежи, поступлении в вуз и трудоустройстве выпускников, а также о научных разработках и обучении студентов в условиях цифровизации рассказал корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой ректор Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Яков Силин.

Яков Петрович, в УрГЭУ недавно состоялся Десятый Евразийский экономический форум молодежи (ЕЭФМ). Расскажите об основных итогах этого мероприятия?

– ЕЭФМ прошел уже в десятый раз. Это не локальный, а крупный евразийский форум. Его организатором выступает УрГЭУ и Вольное экономическое общество России.

В нем приняли участие 154 вуза разных стран мира, представители 72 стран, 70 регионов России, 461 эксперт из России и зарубежья. Всего более 3,5 тыс. человек, около трех тысяч конкурсных работ.

В первый день форума прошло пленарное заседание. Работу провели пять конгрессов по разным направлениям: конгресс экономистов, конгресс финансистов, конгресс инноваторов, конгресс сервисных технологий и  конгресс школьников.

Конгресс школьников собирает юных участников уже четыре года. Школьники старших классов представляют нам очень интересные работы, и мы, порой, отмечаем, что они сильнее студенческих. Школьник хочет себя проявить, он где-то рискует больше, проявляет здоровый авантюризм. Мы берем на заметку всех ребят. Даже тех, кто отправил работу на участие в одном из конкурсов, но не прошел в финал.

В этот раз было проведено 33 конкурса по самым разным направлениям. В частности, они были связаны и с пищевыми технологиями, и с биоинженерией. На протяжении нескольких десятков лет эти направления подготовки являются приоритетными для нашего вуза.

Одно из важнейших мероприятий ЕЭФМ – Международный дипломатический форум. Организаторами выступили, наряду с Уральским государственным экономическим университетом, Дипломатическая академия МИД России, гуманитарный проект в области публичной дипломатии "Международный дипломатический форум", Министерство иностранных дел РФ. В "Посольской встрече" приняли участие 11 послов, советники послов еще шести государств.

Десять лет назад моими коллегами было принято дальновидное решение – на форуме мы даем возможность амбициозным молодым людям поделиться своими взглядами на сегодняшнюю экономику, перспективы развития. К их мыслям и предложениям нужно отнестись серьезно. Пройдет 10−12 лет, и большинство из этих амбициозных молодых людей будет иметь степень кандидата, доктора наук, управлять реальным сектором экономики. Именно сейчас им нужно дать возможность высказаться и не мешать им реализовывать свои проекты. Создав такую площадку, мы заняли особое место на научно-образовательном пространстве России.

Я благодарен федеральному агентству "Росмолодежь", Министерству иностранных дел РФ за то, что обратили на нас внимание, информационному центру ООН в России за поддержку.

Кроме того, на площадке форума прошло общее собрание Уральского отделения Вольного экономического общества РФ, в его работе участвовали 64 делегата.

Хотел бы подчеркнуть, что не случайно Евразийский экономический форум молодежи проходит у нас в университете, в центре России, в промышленном сердце Урала. Свердловская область является самым промышленным регионом России. Концентрация предприятий у нас в четыре раза выше, чем во всей стране. А если мы возьмем Урал в целом − Пермский край, Челябинская область, Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская область, Курганская область, − вы только представьте, какой сильный макрорегион!

Статус таким мероприятиям, как Евразийский экономический форум молодежи, придают не только сильные структуры, но и конкретные люди, приехавшие из разных университетов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Когда к нам приезжают десятки дипломатов, тысячи участников, сотни экспертов, мы говорим всему миру, что Россия всегда была и остается великой державой, и УрГЭУ вносит свой вклад в её развитие.

  Какое положение на образовательной карте страны занимает УрГЭУ?

 − Наш университет довольно молодой. Ему 51 год. Решение о создании института народного хозяйства на Урале было прозорливым. На всем Большом Урале, в регионе, в который входят восемь субъектов РФ, это был единственный профильный экономический вуз. Сегодня это Уральский государственный экономический университет. В течение полувека он так и остается единственным профильным на Урале.

Как минимум 90 % направлений, профилей подготовки и специальностей в вузе сохранились с момента образования учебного заведения. Мы остаемся востребованными и сегодня. Наши выпускники − одни из самых конкурентоспособных специалистов в Свердловской области и в регионе в целом.

Нам, честно говоря, не хватает еще хотя бы одного учебно-лабораторного комплекса, хотя бы одного здания общежития на 1 тыс. человек. Желающих учиться у нас очень много. Мы вынуждены ограничить количество студентов по одной простой причине − здание университета всех вместить не может. А создавать плохие условия обучения нельзя.

Вся основная финансовая школа Урала сосредоточена в Уральском государственном экономическом университете. Два наших научных журнала находятся под контролем международных баз научного цитирования Skopus и Web of Science. Это журналы "Известия УрГЭУ", которому уже 20 лет, и журнал "Управленец", имеющий десятилетнюю историю, входит в WOS. У наших преподавателей высокий индекс научного цитирования по данным этих авторитетных ресурсов. У нас издается еще очень серьезный, сильный журнал "Индустрия питания" по проблематике пищевых технологий. Есть интересный электронный научный журнал "Е-форум". Также у нас сильные диссертационные советы, целый ряд кафедр, которые профессионально работают десятки лет по различным направлениям с учетом изменяющихся обстоятельств, требований времени, запросов реального сектора экономики.

  Где работают ваши выпускники?

 − Выпускники работают в органах власти, муниципальных финансово-бюджетных структурах, в министерстве финансов Свердловской области, в любых других территориальных органах федеральной власти, во всех крупных финансовых структурах − банках, страховых компаниях. Как правило, руководящее звено многих организаций − это наши выпускники. В Уральском главном управлении Центрального банка РФ, ВТБ 24, Сбербанке, Уральском банке реконструкции и развития, в Кольце Урала и многих других банках России и региона есть специалисты, получившие образование в УрГЭУ.

Представители различных организаций заранее приходят к нам, смотрят портфолио студентов, беседуют с ними; интересуются, есть ли творческие, аналитические, спортивные способности. Всем сегодня нужен универсальный специалист.

Реагируя на запросы реального сектора экономики, Уральский государственный экономический университет по основным экономическим направлениям перешел на двухлетнюю базовую подготовку. В течение двух лет мы обеспечиваем основательную, системную, общую подготовку. Через два года студенты, их родители, педагоги, представители промышленных предприятий, бизнес-структур, органов власти могут высказать свои предложения и пожелания. И тогда происходит своеобразная "селекция". Студент имеет возможность выбрать направление подготовки и продолжить обучение. Так мы помогаем молодежи избежать ошибок.

Уже несколько лет назад мы создали в университете управление по работе с персоналом, которое занимается трудоустройством выпускников, оказанием помощи, поддержки в этом плане. Ежемесячно у нас проходят мероприятия с участием работодателей, специалистов по управлению персоналом различных организаций, таких как АО "НПО автоматики им. Н.А. Семихатова", ОМЗ, Трубно-металлургическая компания и многих других. Работодатели участвуют в наших мероприятиях, встречаются со студентами, читают лекции. Они могут сказать учащемуся, что они в нем заинтересованы, и дать ему практические рекомендации.

Специалисты Уральского государственного экономического университета ежемесячно выезжают на разные промышленные и оборонные предприятия области, в бизнес-структуры, акционерные общества, муниципальные или региональные органы власти. Мы рассказываем про университет, проводим мастер-классы. Кроме того, большая работа ведется в школах области. Я считаю, что уже с седьмого класса необходима профориентация. Молодежь сегодня быстро взрослеет. Современные информационные технологии, реальные жизненные процессы молодежью воспринимается молниеносно.

Мы также посещаем колледжи и техникумы. Самым сильным студентам, получающим среднее профессиональное образование, предлагаем прийти к нам, в высшее учебное заведение, сделать очередной карьерный шаг вперед.

Приглашая учиться в наш университет, мы должны гарантировать максимальное содействие любому, кто точно хочет трудоустроиться. Не менее 85% выпускников УрГЭУ находят работу по специальности в первые месяцы после окончания вуза.

  Каковы особенности приемной кампании 2019 года? Сложно ли поступить в УрГЭУ?

 − Поступить к нам действительно сложно. Того, кто хочет получить хорошее экономическое образование, мы приглашаем не экспериментировать, а учиться.

Отмечу, что у нас кроме экономики есть такое направление подготовки, как "Юриспруденция". Это юриспруденция, связанная с хозяйственным, конкурентным, предпринимательским правом, антимонопольным регулированием. Эта ниша не очень большая в вузе, но она востребована и всегда занята. На основные направления − экономику, финансы, менеджмент – попасть тяжело: многие ребята подают документы с очень высокими баллами ЕГЭ.

У нас еще есть еще одно очень строгое требование. Студенту нужно суметь удержаться в вузе. Если человек ведет себя недостойно, не может ужиться в коллективе, имеет задолженности, игнорирует дисциплину, то из него выйдет слабый руководитель. Таких мы отчисляем.

Об отчислении всегда информируем родителей, говорим с самим студентом. К сожалению, иногда родители уклоняются от воспитания детей, посчитав, что человек к 18-20 годам уже стал взрослым. Это ошибочная позиция. Родителям и университету важно поддерживать в сложной ситуации молодых людей, давать им шанс исправиться.

Мы молодежи сейчас показываем, что ей придется жить в конкурентной среде. Поступая, абитуриенты имели все необходимые знания. Потом замечаем, что студент отстает. Отстав, не может догнать, не может исправить ситуацию или считает, что ему это не надо. По-разному бывает. С такими мы расстаемся, чтобы они не мешали тому, кто по-настоящему хочет учиться. Учеба − это процесс сложный. Я считаю, что главное сегодня не просто дать знания, а воспитать человека.

  Как развивается университет в контексте процессов цифровизации? Меняются ли, соответственно, учебные программы?

 − Сегодня любой наш студент или преподаватель может найти необходимую учебную и научную литературу, сделав запрос в информационно-библиотечном комплексе УрГЭУ, и пользоваться ей в любой удобной для себя форме. Все, что способствует усвоению материала, размещено на электронно-образовательном ресурсе. Лекции, развернутые конспекты, графики, схемы и многое другое доступны любому студенту. С помощью информационных технологий учащийся имеет возможность освоить часть образовательной программы, например, если он приболел или отправился в научную командировку. Особенно это удобно для подготовки к экзаменам.

Есть и другие возможности, в том числе индивидуальное обучение. Студент может смотреть онлайн-лекции передовых ученых России или зарубежья, если данная тема отражена в образовательной программе и согласована в нашем вузе. В качестве дополнения к обычным занятиям в университете это интересно и полезно. Но ничего и никогда не заменит живой контакт с преподавателем, в этом и заключается специфика сильного российского образования. Общение с педагогом, учителем − это очень важно. Где-то преподаватель может поправить студента, разобрать и объяснить материал индивидуально.

В Уральском государственном экономическом университете недавно была создана кафедра шахматного искусства и компьютерной математики. Ее возглавил чемпион мира по шахматам Анатолий Евгеньевич Карпов.

Кафедру мы создали для тех, кто занимается IT-технологиями, шахматами, шашками, другими развивающими играми. Человек, который увлекается шахматами всерьез, может быть, и не станет чемпионом страны или мира, но он точно будет сильным руководителем. Экономисты и шахматисты имеют много общего. Правила экономики и шахмат существуют тысячи лет. В обеих областях есть фигуры. И там, и там необходимо смотреть на несколько шагов вперед, уметь оценивать риски, принимать решения и нести ответственность.

Открывая такие кафедры, создавая такие направления подготовки, профили, мы стараемся способствовать усвоению студентами современного материала, а также усилению, росту конкурентоспособности конкретного человека.

  Ученые УрГЭУ проводят фундаментальные и прикладные исследования, заказчиками которых являются предприятия и органы власти. Что это за проекты?

 − Несколько лет назад ученые УрГЭУ разработали аппарат, измеряющий антиоксидантное поле человека. Чтобы произвести замеры, необходимо приложить аппарат к определенному месту на теле – запястье. В течение минуты формируются показатели, которые позволят человеку на много лет вперед определить возможные заболевания и уровень сопротивляемости организма. Здоровый человек с помощью аппарата сможет выявить, какие проблемы со здоровьем у него могут возникнуть через 2-3 года. Это важно для промышленных предприятий. Изобретение будет полезно для предотвращения трагедий в школах. Многие дети имеют особенности организма, которые не позволяют им заниматься спортом, но сказать об этом учителю не могут − стесняются сверстников.

Приведу еще один пример. На Урале сформирован сильнейший военно-промышленный комплекс. И нас просят разработать проекты, связанные с экономической эффективностью деятельности предприятия. Проекты могут быть связаны с доходами, затратами, оптимизацией технологических производств, с проблемами управления персоналом. Параллельно мы предлагаем специалистам предприятия программы по повышению квалификации и переподготовке. Результат без исключения положительный − повышение производительности труда, конкурентоспособности продукции Урала и России.

Также в УрГЭУ создана особая магистратура для руководителей среднего и старшего управленческого звена. Сегодня у нас обучаются опытные руководители УГМК, Трубно-металлургической компании, IT-компаний, целого ряда других заводов.

Когда перед нами стоит задача подготовить руководителя высокого уровня, тогда в течение нескольких месяцев идет серьезная индивидуальная работа. Крупные промышленные и оборонные предприятия с нашими учеными разрабатывают стратегии своего развития. Президент РФ поставил задачу перед предприятиями России − к 2025 году выйти на 50-процентный выпуск гражданской продукции. Совместный поиск путей достижения этой цели будет очень полезен.