Директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева: "Теперь можно одновременно учиться в Томске и Оксфорде, причем бесплатно"
E-learning – одна из самых быстро развивающихся технологий в мире. В США и Европе уже более 90% вузов, школ и крупного бизнеса используют эту форму обучения. По оценкам экспертов, отставание России от Запада в сфере дистанционного образования составляет от 7 до 10 лет. Исправить эту ситуацию предстоит "Региональным центрам компетенций в области онлайн-обучения", созданным по приоритетному проекту "Создание цифровой образовательной среды в РФ". Один из таких центров организован в Сибири, на базе Томского госуниверситета. Здесь в числе первых научились "упаковывать" знания в онлайн-курсы, востребованные во всем мире.
- Плюсы e-learning лежат на поверхности: вы можете учиться дома, в кафе, днем, ночью - когда и где вам удобно. Вы можете слушать университетские курсы будучи школьником, менеджером, пенсионером. Вы можете реализовать свой интерес к любой отрасли науки, которая ранее казалась недосягаемой.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) появились в Америке и Европе в 2011-2012 годах. Самые крутые вузы мира начали реализовывать программы e-learning, даже осторожный в этих вопросах Оксфорд.
Мы не могли не обратить на них внимания и вскоре обнаружили, что этот подход используют не только для домашнего обучения, но и в традиционной, очной форме. Разгадка была в том, что перестроился формат взаимоотношений "преподаватель-студент". Раньше лектор давал слушателям новые знания и предлагал их закрепить дополнительной литературой. Теперь новые знания можно легко получить самостоятельно, а на занятиях в аудитории появляется дополнительное время на обсуждение материала, вопросы-ответы. Это работает эффективнее.
Мировым лидером в области e-learning стала онлайн-платформа Coursera, но ею дело не ограничивается. Есть еще ресурсы iversity, Stepik, российские "Лекториум", "Открытое образование" и другие.
В нашем университете к этому моменту разработано 45 онлайн-курсов, из них больше половины размещены на Coursera. Это немало. Например, Стэнфордский университет опубликовал на Coursera курсов меньше, чем ТГУ. А ведь там строжайший отбор, предлагается только действительно уникальный и качественный продукт. ТГУ к концу 2017 года вошел в топ-30 мировых университетов, лидирующих на Coursera по количеству МООК.
Самыми популярными среди курсов Томского госуниверситета стали англоязычные. Это курс по экологии, автором которого является доцент кафедры ботаники Роберто Гатти, а также курс об изменениях в Арктике, который создал профессор ТГУ и Университета Шеффилда Терри Каллаган.
- Как ваш университет пришел к необходимости включиться в гонку на мировом рынке e-learning?
- Появление МООК показало, что можно жить в Томске и одновременно учиться в лучших университетах мира. Но мы решили, что можно и наоборот: жить в любом уголке мира и учиться в ТГУ, создающем свои онлайн-курсы на уровне ведущих университетов мира.
Уже в 2014 году ТГУ приступил к работе над своими МООК. Первые курсы разместили на "Лекториуме", затем развернули собственную платформу и вышли на европейскую платформу iversity, а в 2015 году стали партнером Coursera. Дальше были Stepik и "Образование за рубежом".
Помимо этого, в России в конце 2014 года восемь инициативных университетов объединились и создали национальную платформу "Открытое образование" под эгидой Минобрнауки РФ. Мы вошли в нее в 2017 году и стали первым партнером, тем самым закрепив свое место в десятке ведущих университетов страны в онлайн-обучении.
- Есть ли отдача от e-learning для вуза? Как вы оцениваете эффективность?
- За три года слушателями наших курсов стали более 180 тыс. человек, при том что в университете учится всего около 15,5 тыс. студентов. Но есть еще одна важная цифра - слушатели были из 178 стран мира, и больше половины из них (55%) впервые узнали о Томском университете благодаря нашим онлайн-курсам. Трудно назвать технологию, которая дала бы такой же охват аудитории и столь значительный вклад в повышение узнаваемости ТГУ. Здорово, когда на конференции в какой-нибудь далекой стране к тебе подходит незнакомый человек и говорит: "Томск! А я знаю ваш университет, я изучал ваш курс на Coursera!"
В итоге e-learning на основе онлайн-технологий стало одной из наших приоритетных задач. Мы используем онлайн-курсы не только в основных, но и в дополнительных образовательных программах.
Уже второй год в университете разрешен перезачет результатов обучения на онлайн-курсах. Студент может принести сертификат, академический совет программы или методическая комиссия факультета его рассмотрит и примет решение, можно ли его зачесть.
- В чем отличие онлайн-курсов от тех технологий, которые использовались до этого в дистанционном образовании?
- Онлайн-курс - это не обычный учебник, не записанная на видео лекция и даже не мультимедиа-курс. Это сложный объект с элементами художественного произведения. Разработка одного курса занимает от 3 до 6 месяцев. Над каждым из них вместе с авторами, преподавателями работает целая группа - сценарист, режиссер, редактор, оператор, монтажер, корректор и другие. Это и студийная работа, и съемки в разных местах, в разных городах. Например, для создания упомянутого выше курса по Арктике (The Changing Arctic, "Меняющаяся Арктика" - ИФ) наши партнеры из "Лекториума" специально организовали съемку в Российском государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.
В итоге получаются высокопрофессиональные и яркие курсы, адресованные разным целевым группам - школьникам, пожилым людям, студентам, специалистам и т.д. Раньше же мы создавали курсы только для определенной аудитории – например, только для студентов вуза, или только для учащихся 11 класса. Кроме того, современные онлайн-курсы – открытые и бесплатные, доступные всем желающим.
- Зачем понадобилось создавать региональный центр компетенций в области онлайн-обучения?
- Прежде всего, для популяризации онлайн-обучения и профессиональной поддержки преподавателей и студентов. Всего создано 10 таких региональных центров в стране, и они должны сделать онлайн-обучение массовым, к 2025 году привлечь на онлайн-курсы не менее 20 млн россиян.
Наш томский центр, в первую очередь, помогает студентам разобраться в многообразии онлайн-курсов и платформ. Мы учим студентов находить нужные платформы, курсы, самоорганизовываться, и, что не менее важно - учиться до конца и интегрировать онлайн-курсы в свои учебные планы.
Вторая задача регионального центра - работа с преподавателями. Мы помогаем им находить полезные для студентов онлайн-курсы, органично встраивать их в свои программы, помогать студентам использовать онлайн-курсы в обучении.
Далеко не каждый преподаватель может сделать МООК. И не потому, что слаб профессионально, а потому, что далеко не каждый может работать с камерой, без аудитории, придумывая новые сценарии. Одно дело выйти к привычной аудитории из 50-100 студентов, а совсем другое дело, когда перед тобой окажутся тысячи человек, причем среди них и студенты, и пенсионеры, и твои коллеги-эксперты. К авторам онлайн-курсов предъявляются особые требования, которые связаны с глубоким профессионализмом и умением работать на публику. Поэтому онлайн-курсов пока так немного. В год наш университет делает 10-15 курсов. В рамках регионального центра мы будем помогать создавать не менее 10 онлайн-курсов в год преподавателям других университетов.
Мы хотим, чтобы преподаватели разных вузов во всех соседних городах нашли свою аудиторию, и пусть это будут не только горожане, но и жители села, отдаленных деревень, куда университет со своими традиционными услугами не может добраться по определению. Не важно, откуда ты - из Томска, Новосибирска, Горно-Алтайска, Оймякона или Лондона. Пригласи университет к себе домой. И ТГУ придет - с интересными курсами, лучшими преподавателями, с качественным непрерывным образованием.
Кстати сказать, e-learning востребовано уже не только у студентов, которые могут получать дополнительные компетенции без особых денежных затрат. В эту сферу пошли корпорации - для них это тоже стало реальным и очень удобным решением задач по повышению уровня подготовки персонала.
- Цифровые технологии применяются теперь повсеместно, и, насколько мы знаем, ваш институт одним из первых в России начал изучать гуманитарные аспекты информатики. Какую работу ведете в этом направлении?
- Это направление в мире называется Digital Humanities. Оно находится на стыке цифровой и гуманитарной сфер, и с каждым годом становятся все более актуальными в научной среде. Исследования ведутся по всему миру в сотнях лабораторий, научных центров, вузов.
В России резкий всплеск интереса к Digital Humanities мы наблюдаем последние 2-3 года. Очень плотно с этим работают наши коллеги в МГУ, Сибирском федеральном университете, Балтийском федеральном университете, университете ИТМО, Пермском госуниверситете. Ну а в ТГУ мы с исследуем эту область уже 15 лет - с тех пор как в 2002 году была создана кафедра гуманитарных проблем информатики.
Наденьте шлем виртуальной реальности и запустите программу, в которой вы прыгаете с башни высотой несколько сот метров. У меня лично в таких случаях захватывает дух, учащается пульс, я испытываю страх. Башни не существует, она виртуальная. Но как виртуальная она существует, живет своей жизнью и влияет на реальную жизнь. И в этой логике виртуальная реальность - объект научных исследований, и с исторической точки зрения, и с философской, и с технологической. Виртуальная реальность влияет на мировоззрение и на отношение к жизни, мир вокруг становится шире. И это лишь один пример.
Наш интерес трансформировался в две магистерские программы - "Гуманитарная информатика" и "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках". Особенность магистратуры состоит в том, что студенты-философы и студенты-программисты на ряде курсов учатся вместе по интегрированному учебному плану. Это не означает, что мы из философов делаем "прикладных информатиков". Это означает, что наши ребята имеют возможность заходить на учебные курсы соседних программ и таким образом дополнять свои компетенции. Программисты изучают философию виртуальной реальности, а гуманитарии изучают проблемы создания интерфейсов.
В ТГУ с 2016 года междисциплинарные магистерские программы реализуются новыми стратегическими институтами. Так, Digital Humanities занимается "Институт человека цифровой эпохи", который создан как консорциум факультетов, лабораторий, центров университета. Всего в нем восемь магистерских программ, сейчас здесь обучаются около 150 человек. В консорциум вошли институт прикладной математики и компьютерных наук, философский факультет, факультет психологии, факультет инновационных технологий, филологический факультет, институт искусства и культуры, научная библиотека и другое.
Помимо Digital Humanities, специалисты подразделений ТГУ, объединенных вокруг нового института, занимаются психогенетическими исследованиями человека, когнитивными исследованиями, компьютерной лингвистикой, интеллектуальным анализом больших данных, в том числе на материалах социальных сетей, социальной робототехникой и другими.
Занимаясь новыми междисциплинарными исследованиями, мы стремимся удержать баланс традиций и инноваций, сохранить фундаментальность исследований, обеспечить их высокое качество.