Директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц: "Нам еще только предстоит открыть для себя Испанию как страну передовой науки и качественного образования"

Фото предоставлено РАНХиГС

2019 год станет годом Испании на шестом Московском международном салоне образования (ММСО), который открывается 10 апреля. Испания официально подтвердила свое участие в качестве почетного гостя и станет страной-партнером на ММСО-2019. Одним из ключевых событий первого дня работы салона будет презентация Альянса российских и испанских университетов. Модератором круглого стола "Академический Альянс российских и испанских университетов: от идеи к перспективам" выступит директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц.

Почему именно Испания выбрана в качестве почетного гостя и почему именно с испанскими университетами создается подобный Альянс?

– Образовательные проекты активно развиваются не только с испанскими, но и с ведущими европейскими странами, достаточно вспомнить пионерский проект Российско-французского университета, сотрудничество с университетами Италии, Германии, англоязычных стран. Весомо и азиатское направление. Что касается Испании, то текущий уровень взаимодействия в сфере образования с этой страной, на мой взгляд, явно не соответствует и потенциалу наших стран, и интересу студентов российских и испанских университетов.

Несколько лет назад мне довелось вести радиопередачу с тогдашним атташе по образованию, культуре и спорту посольства Испании в Москве Татьяной Диез. Мое предложение назвать программу "Неизвестная Испания" пришлось пояснять: почему же "неизвестная", если ежегодно до полутора миллионов россиян приезжают в Испанию, если мы достаточно подробно еще в школе изучаем историю страны, лучшие произведения испанской литературы, не устаем удивляться ее культуре. Но это лишь некоторые из сторон Испании. Мы только открываем ее для себя как страну продвинутого образования и науки, высоких технологий в инженерии и медицине.

Когда мы начинали сотрудничество с испанскими университетами, то во многом заново открывали, казалось бы, столь знакомую и обаятельную страну. Стало понятно, почему Испания является страной-лидером по приему иностранных студентов в Европе в рамках проектов ERASMUS (некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами - ИФ) и ERASMUS+, почему испанские университеты все активнее продвигаются в международных рейтингах, почему все больше и больше российских студентов интересуется совместными образовательными программами. Например, в Институте государственной службы и управления реализуются совместные программы бакалавриата с Университетом Валенсии: "Политика и право", "Зарубежное регионоведение", программы магистерского уровня, посвященные изучению экономического и политического сотрудничества стран Европейского Союза и ЕврАЗэс. В 2019 году совместно с Институтом отраслевого менеджмента РАНХиГС начинается реализация магистерской программы с Университетом Овьедо в Астурии по направлению "Международный туризм".

– Какие еще университеты вошли в создаваемое объединение? В чем замысел Альянса?

На первом этапе с каждой стороны заявлены по четыре игрока. С российской стороны это – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ; Всероссийская академия внешней торговли; Национальный технологический университет "МИСиС"; Томский государственный университет. С испанской – Университет Валенсии; Мадридский университет Карла Третьего; Университет Овьедо (Астурия); Университет Ровиры и Вирхили (Каталония). Как видите, учитывается специализация университетов, чтобы расширить сотрудничество, и региональный фактор.

Инициатива создания Альянса принадлежит испанской стороне. Активнейшую роль здесь сыграли предыдущий посол Королевства Испании в Москве Игнасио Ибаньес и действующий посол Фернандо Вальдеррама. Надеюсь, послы не обидятся, если я отмечу роль атташе по образованию, науке и спорту посольства Аурелио Вильянуэва.

Ведущая роль Российской академии народного хозяйства и государственной службы, на мой взгляд, предопределена тем, что в Академии накоплен существенный потенциал сотрудничества, сложились профессиональные и добрые человеческие отношения с коллегами из испанских университетов, сформировалась определенная инфраструктура сотрудничества, есть и группа энтузиастов. Без заинтересованности целого ряда сотрудников, их труда вряд ли бы мы могли сегодня говорить о становлении этого проекта. В этом есть заслуга  директора Российско-испанского центра образования и сотрудничества, настоящего подвижника дела взаимодействия с университетами Испании Ольги Пироженко и декана факультета международного регионоведения и регионального управления Валентины Комлевой.

Замысел Альянса – в объединении усилий различных российских и испанских университетов, расположенных в различных регионах, специализирующихся на различной проблематике Совместно они создают программы для привлечения умной и перспективной молодежи, для того, чтобы российские студенты открывали для себя неизвестную Испанию, а испанские – новую и открытую миру Россию.

– Какие задачи предстоит решить для становления Альянса?

– Основными факторами, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет, являются язык обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость учебы и проживания, сопоставимость квалификационных требований и пр. Среди перечисленных факторов очевидны объективные, естественные сложности позиционирования России в глобальном образовательном пространстве: 1) конкуренция в мире за учебных мигрантов растет, в то время как Россия практически не занимается продвижением своих университетов на мировой рынок образовательных услуг; 2) отсутствие соглашений о взаимном признании дипломов; 3) различия в организации образовательного процесса в России и за рубежом; 4) климатические условия, языковой барьер.

Прежде всего, хотел бы отметить, что в ближайшее время должно быть заключено соглашение о признании дипломов и ученых степеней. Вопрос не просто назрел – дальнейшее затягивание уже просто неуместно. При успешном завершении процесса Испания станет второй из стран Европейского союза, с кем будет подписано подобное соглашение. Первопроходцем в данном вопросе в 2015 году стала Франция.

Необходимо внести целый ряд изменений в действующее законодательство для облегчения реализации международных программ, продумать меры по продвижению России, ее университетов в испанском образовательном пространстве, по адаптации испанских студентов в России. Причем вопросы стоят не только о совершенствовании законодательства и процедур в сфере образования, речь идет о миграционном законодательстве, облегчении визового режима и т.д.

Среди основных задач Альянса – привлечение испанских студентов в Россию, возможно, Альянс послужит и мостом через Испанию в страны Латинской Америки.

Особым форматом может стать создание в рамках Альянса онлайн платформы для прямых контактов студентов двух стран. Наполнение этой площадки образовательным контентом (онлайн курсами, в первую очередь, языковыми, материалами по истории, экономике, культуре) позволит общение сделать не только приятным, но и полезным, накопить не только социальный, но и человеческий капитал. Именно такое сочетание результатов гарантирует долгосрочное и саморазвивающееся сотрудничество и партнерство между российской и испанской молодежью.

То есть деятельность Альянса не ограничится только вопросами образования. Очевидно, что задачи значительно шире.

– Безусловно, речь идет о большой работе по формированию правильного образа России в Испании. Не будем лукавить, средства массовой информации, относящие себя к мейнстриму, представляют нас далеко не в лучшем свете.

Привлечение иностранных студентов является важной политической задачей. Достаточно привести в качестве примера российско-грузинские отношения. Если бы Михаил Саакашвили учился в магистратуре не Колумбийского университета, а, допустим, в Российском университете дружбы народов или в Академии при президенте Российской Федерации, то российско-грузинские отношения сложились бы совершенно иначе. Вспыльчивый грузинский лидер на уровне подсознания усвоил бы, что совершать акт агрессии против Южной Осетии, находящейся под защитой России, неблагоразумно. Да и как можно бомбить позиции миротворческих сил страны, в которой ты учился?!

Та страна, в которой вы провели свою молодость, какой бы холодной она ни была, как бы в ней ни менялись политические ветры, все равно вызывает у любого человека некие позитивные настроения. Очевидно, что в формировании системы образов и имиджа университетского образования лидером являются Соединенные Штаты. Наряду с "фабрикой грез" Голливудом Гарвард, Йель, Стэнфорд – такие же всемирные "фабрики мечты об образовании". Американский университет объявлен стандартом, на который должны равняться все остальные университеты.

В этих условиях сотрудничество европейских университетов – Франции, Испании, Германии, России – представляет особый смысл. Мы должны дать миру европейскую альтернативу американскому стандарту образования.

Да и собственно университетское сотрудничество не ограничивается аудиторной работой. Испания, испанские университеты – не просто почетные гости на Гайдаровском форуме, а одни из соавторов интереснейших дискуссий. Следует отметить, что уже третий год подряд испанское независимое информационное агентство EFE является информационным партнером Форума. Стало традицией проведение совместных с EFE фотовыставок, первая из которых была посвящена сорокалетию восстановлению дипломатических отношений между нашими странами, другая - истории взаимоотношений в спорте, в частности, в футболе. Кстати, в прошлом году в Академии, накануне чемпионата мира, прошел первый турнир на Кубок посла Испании по футболу, который, правда, выиграла сборная посольства Италии. Мы с испанцами расценили это как компенсацию итальянцам за непопадание на большой чемпионат в Россию. Жизнь университетов многогранна и увлекательна! Так что пожелаем удачи Альянсу, его участникам и студентам.