Исследователь Института математического и научного образования им. Г.Фройденталя Анна Шварц: "Математику с удовольствием и интересом может изучать каждый школьник"

Фото предоставлено компанией Яндекс

В марте прошло уникальное для России научно-образовательное мероприятие, организованное Яндексом и Международным обществом исследователей в области психологии математического образования (PME), – конференция "Психология и технологии в математическом образовании".

Об итогах конференции и исследовании математического образования рассказала корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой председатель программного комитета конференции, исследователь Института математического и научного образования им. Г.Фройденталя, с.н.с. факультета психологии МГУ Анна Шварц.

– Как связаны психология и технологии в математическом образовании? Какие перспективы сотрудничества у этих областей знаний?

Исторически математику преподавали математики, не имевшие знаний по психологии. Сегодня многие эксперты считают, что будущее за междисциплинарностью, в том числе будущее исследований образования. Поэтому исследование математического образования – это область, в которой помимо математиков и психологов работают методисты, исследователи в области нейронаук, специалисты по вычислительным системам и обработке информации, социологи и философы. На конференции мы сделали фокус на психологии и технологиях: технологический вопрос стоит в современном мире остро, а психология дает понимание определенных процессов внутри обучения, которое дополняет классическое видение математиков.

– Как сегодня развивается математическое образование? Появляются ли новые учебные программы, инновационные подходы к обучению?

– Я предпочитаю говорить не столько о трендах, сколько об исследованиях образования и долгосрочной перспективе, которая появляется благодаря им. Развитие технологий часто опережает осмысление того, что они могут нам дать, и это ведет к разным сложностям. Появились калькуляторы, затем графические калькуляторы, и мы было подумали, что можно поручить им вычисления, и тогда за счет снижения нагрузки дети в это время смогут освоить более сложные понятия. Оказалось, что так это не работает.

Психология нужна, чтобы понять, что именно не работает. Что значит понимать математический материал? Почему просто технологии не всегда помогают понять предмет? Мы изучаем, что такое понимание, как оно устроено.

Наша цель как исследователей – сформулировать некоторые принципы включения технологий в образование таким образом, чтобы следствием было глубокое понимание и умение применять эти знания в разных жизненных ситуациях, а не просто автоматизация вычислений.

– Остается ли сегодня математика царицей наук или школьники считают, что им это не пригодится в жизни и математикой их увлечь сложно?

– Отношение детей к урокам математики интенсивно изучается. Дать один ответ на вопрос: "Какие они, современные школьники?", нельзя. Стран множество, миллион школ, миллион вариантов. Однако тревожность – эмоциональная реакция на учебный предмет как на что-то, вызывающее страх и беспокойство — выражена именно в изучении математики. Есть разные теории, почему так происходит, но исследователи так или иначе стремятся разработать методы ее преодоления.

Процесс обучения дает результаты тогда, когда школьник вовлечен и мотивирован. И далее, есть мотивация в целом изучать предмет, а есть мотивация разобраться, что требуется сделать в конкретной задаче.

Можно говорить о разных складах ума: кому-то что-то дается легче, кому-то тяжелее. Но в целом на тех детей, которые не способны быстро разобраться в математике, в нынешней системе часто вешают ярлык "гуманитарий" или просто "неспособный", в то время как математику с удовольствием и интересом может изучать каждый ребенок, если найти подходящую ему сложность и способ подачи материала.

— Много говорят об индивидуализации образования — помогает ли это справиться со стрессом и помочь детям получить более высокие результаты?

– Идея индивидуализации образования всеми поддерживается, но нужно понимать, что на практике она может осуществляться по-разному. Мы можем рассматривать индивидуализацию как деление на потоки по уровню способностей к математике: ты слабый, идешь в группу слабых, ты одаренный – идешь в группу сильных. Такой подход ведет к закреплению ярлыков, а значит к ограничению в выборе собственного пути. А можем под индивидуализацией понимать необходимость давать материал на разном уровне внутри одного класса.

Это, например, предполагается в рамках таких подходов как дифференцирующее обучение и естественная индивидуализация. Предполагается, что учитель может дать такую задачу, что более сильному ученику было интересно, и он узнал для себя что-то новое, но при этом с ней справился и более слабый.

– Расскажите об основных итогах конференции?

– Приехали исследователи из 16 стран и из 15 российских регионов. Это, конечно, для нас очень радостно: мы ставили целью объединение сообществ, и оно состоялось. Эксперты познакомились друг с другом и с работами коллег, и на международном уровне, и на межрегиональном, и на междисциплинарном. Это, наверное, основной результат.

Реальные результаты мы увидим позже. Посмотрим, что даст толчок для новых исследований нашим ученым и педагогам, что отзовется в педагогической практике, поедет ли кто-то из математического сообщества на международную конференцию PME.

Важны и образовательные амбиции самого Яндекса — это большая технологическая компания, в которой работает много математиков. Она заинтересована, чтобы в России было сильное математическое образование, чтобы уровень знаний по этому предмету в стране был высоким. Модель образования, которая опирается на результаты исследований, может помочь появлению большего количества крепких "середняков", для которых математика будет хорошо освоенным инструментом в их профессиональной жизни.

У Яндекса уже сейчас есть проекты для школьников. Яндекс.Учебник, бесплатный онлайн-сервис с заданиями для начальной школы, как раз позволяет любому учителю легко выбирать из огромной базы задания нужного уровня сложности для класса или отдельных учеников. В Яндекс.Лицее ребят из средней и старшей школы два года, тоже бесплатно, учат промышленному программированию, после выпуска это уже специалисты, готовые приступить к работе.