Ректор МГИК Арсений Миронов: "Подготовить грамотного руководителя для сферы культуры – это наша сверхзадача"
О новом факультете государственной культурной политики, развитии системы дополнительного образования и повышения квалификации, планах создания лабораторий виртуальной и дополненной реальности, а также о довузовской подготовке и международных проектах вуза рассказал корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой ректор Московского государственного института культуры (МГИК) Арсений Миронов.
– Арсений Станиславович, за период Вашего руководства вузом, что уже удалось сделать и какие первоочередные задачи у Вас сегодня?
– Главная ценность для любого вуза – это его профессорско-преподавательский состав (ППС). Здесь наша стратегия проста. Мы пытаемся привлечь наиболее квалифицированных преподавателей. Например, в 2018/19 учебном году преподавательский состав МГИК пополнился 11 докторами наук и 16 кандидатами наук.
Кроме того, создаем более комфортные условия труда для ППС. Средняя зарплата преподавателей вуза выросла за год на 50% – с 35 тыс. рублей (сентябрь 2017) до 52,9 тыс. рублей (сентябрь 2018). Другое важное направление – обновление материально-технической базы вуза. В 2018 году впервые за много лет началась замена устаревшей компьютерной техники – приобретено 226 компьютеров. Закуплены оборудование, мебель, оргтехника на сумму 110 млн рублей. Запущена система "Электронное расписание" с диспетчерской службой. Также проведен капитальный ремонт здания Первого музыкального кадетского корпуса имени А.В. Александрова.
К началу 2018/19 учебного года дополнительно организованы пять поточных аудиторий, оснащенных новым современным видео и звуковым оборудованием, новой мебелью. Их вместимость от 100 до 130 человек. Если говорить в целом, приоритетными для МГИК мне видятся сегодня следующие задачи: привлечение в институт ведущих российских преподавателей, радикальное обновление материально-технической базы института, модернизация аудиторного фонда, первый за всю историю МГИК ремонт общежитий, построенных почти полвека назад.
– Расскажите, каким образом МГИК будет задействован в реализации национального проекта "Культура"? Что планирует предложить вуз выпускникам школ и уже взрослым людям, которые хотят стать специалистами в области культуры?
– В наших ближайших планах – развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации на основе самых современных технологий. Среди них использование виртуальной и дополненной реальности в образовании и культуре. Мы планируем разработку и создание лабораторий виртуальной и дополненной реальности для использования в учебном процессе. Планируем создать продукты с рабочими названиями "VR краеведческий музей", "VR туристический маршрут", "VR лаборатория" для обучения музейных работников, звукорежиссеров, специалистов социально-культурной деятельности, туристической отрасли. Но мы не только планируем внедрять эти разработки в образовательный процесс – мы планируем обучать и взрослых, и детей работе в этой инновационной среде. На базе нашего филиала в Москве планируется открытие учебного центра, где можно будет получить дополнительное образование и научиться создавать такие востребованные сегодня продукты, как виртуальные квесты, электронные библиотеки и музеи.
– Во многих вузах сейчас происходят значительные изменения, связанные с корректировкой образовательных программ и самой методики преподавания. Есть ли какие-то инновации в организации образовательного процесса в МГИК?
– Действительно, такая корректировка происходит. Во-первых, это связано с переходом вуза на образовательные программы, соответствующие ФГОС 3++. В этих программах больше времени выделяется на контактную работу со студентами, программы предполагают более тесную связь с профессиональной деятельностью: они ориентированы на профстандарты, на сотрудничество вузов с профессиональным сообществом, на привлечение работодателей к учебному процессу, участие их как в формировании образовательных программ, так и в контроле освоенных компетенций.
Во-вторых, происходит "технологический" сдвиг: современное образование немыслимо без развития электронной информационной среды: без электронных библиотек (МГИК дает возможность студентам подключиться к нескольким), электронного расписания, электронного документооборота, без возможности интернет-общения преподавателя и студента. Наш вуз планомерно переоснащает учебные аудитории, давая возможность преподавателям применять современные технологии: на помощь приходят электронные доски, проекторы, специальные компьютерные программы. Все это не заменяет профессионализм преподавателя, но, наверное, подчеркивает его. Технологии не замещают живое общение, но делают его интенсивным, информативным, динамичным – и в слове, и в зрительной среде.
– В этом году в МГИК открылся новый факультет государственной культурной политики. Чем будут заниматься выпускники этого факультета, кто и по каким программам их обучает?
– Его главная задача – подготовка руководителей учреждений культуры. Сегодня мало воспитать профессионала в какой-либо области. Создать из молодого магистра грамотного руководителя – вот сверхзадача! У нас в стране много вузов, готовящих руководителей для самых разных отраслей экономики. Но до сих пор не было ни одного высшего учебного заведения, сделавшего своим приоритетом подготовку руководителей для сферы культуры. А ведь сделать это архисложно. Такой руководитель должен быть не только профессионалом, он должен понимать смысл государственной культурной политики и уметь претворять ее в жизнь. Но и это еще не всё. Выпускник ФГКП должен быть всесторонне развитой личностью, знающей историю и культуру своей страны, философию и экономику, древние языки и фольклор. Поэтому на факультете работают признанные мастера своего дела. Например, совсем недавно преподавателем стал известный российский политолог Сергей Александрович Михеев. А всего на факультете 17 кафедр, которые готовят специалистов в области туризма, музейного дела и охраны культурного наследия, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности, народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства, культурологии, библиотечно-информационной деятельности.
– Как вы работаете со школьниками? Как ведется довузовская подготовка?
– Отделение довузовской подготовки – это первая ступень нашего института для абитуриентов на пути к их заветной мечте. Очень многие ребята, приходя в институт, еще не знают, кем они хотят стать. Своевременные консультации помогают определиться в выборе дисциплин и в дальнейшем с направлением подготовки, а подготовительные курсы дают возможность поближе познакомиться с будущей профессией. Отделение довузовской подготовки строит свою работу в тесном взаимодействии с общеобразовательными учреждениями и организациями. По заявкам школ проводятся тематические экскурсии, позволяющие познакомиться с вузом и его подразделениями. Сотрудники отделения довузовской подготовки выезжают в образовательные учреждения, в том числе, на родительские собрания, с целью информирования абитуриентов и их родителей о МГИК. В рекламную кампанию вуза входят показ фильма об институте, подробный рассказ о направлениях подготовок, по которым ведется обучение в институте, ответы на вопросы по поступлению, приглашение на экскурсии и дни открытых дверей. На экскурсиях школьники могут не только прослушать рассказ о вузе, но еще и посетить занятия студентов. Привлечением абитуриентов в вуз мы занимаемся и через участие в региональных, российских и международных образовательных и культурных выставках, таких как "Навигатор образования", "Московский день профориентации", "Образование и карьера", Московский международный салон образования, "Моя профессия – мое будущее!", выставках-ярмарках учебных мест в подмосковных городах.
Кроме того, во МГИК работают подготовительные курсы, которые готовят абитуриентов к поступлению в институт. Специфика вуза – творческие вступительные испытания по ряду специальностей и направлений подготовки (журналистика, дизайн, режиссура кино и телевидения, актерское искусство, хореография, вокальное искусство и т.д.). Очень многие ребята приходят к нам в институт на подготовительные курсы, так как именно здесь их могут подготовить к творческим вступительным испытаниям профессиональной направленности и улучшить их знания по общеобразовательным дисциплинам (русскому языку, литературе, истории, обществознанию). Преподавательскую работу на отделении довузовской подготовки осуществляют доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. В 2018/19 учебном году на подготовительных курсах обучаются более 150 слушателей.
– Расскажите о международных проектах. Как вы привлекаете иностранных студентов?
– В настоящее время в мире существует тенденция перехода от массового набора студентов к поиску лучших и талантливых. Наш вуз придерживается принципа не количества, а качества. Для нас очень важно, чтобы наши выпускники, уезжая из России, смогли показать высокий уровень подготовки у себя на родине. Сейчас в МГИК обучается около 250 иностранных студентов из 38 стран, таких как Китай, Япония, Греция, Кипр, Республика Южная Корея, Латвия, Сербия, Вьетнам, Лаос, Боливия, Панама, Шри-Ланка и др. Среди них больше всего студентов из КНР, обучающиеся в рамках совместных программ с китайскими вузами. Хотелось бы отметить, что мы активно работаем совместно с китайскими партнерами над совершенствованием формата сотрудничества, уделяя особое внимание подготовке студентов по русскому языку. Также в рамках сотрудничества МГИК с Яньчэнским педагогическим университетом (Китай) с 2016 года ежегодно проводится Международный музыкальный конкурс "Кубок России и Китая" – международный проект, направленный на развитие культурно-образовательных связей. Конкурс проводится поочередно в МГИК и китайском вузе, и в мае 2019 года он пройдет в стенах нашего института. С каждым годом данный конкурс становится масштабнее. В нем активно участвуют как китайские, так и российские студенты. Что касается перспектив, мы стремимся расширять возможности для студентов в плане академической мобильности, чтобы они могли в процессе учебы в нашем вузе также проходить стажировки за рубежом, получая ценный опыт, полезный при дальнейшем трудоустройстве.
– Идут ли сейчас ваши выпускники в аспирантуру, чтобы сделать научную карьеру?
– Да, идут. И даже конкурс есть. Ежегодно поступают в аспирантуру около 20 человек, и еще 15 прикрепляются для написания и защиты диссертации. Всего у нас учится в аспирантуре 59 человек и 52 прикрепленных. То есть более 110 человек посвятили себя научной деятельности. В институте преподают и молодые кандидаты наук, которые работают над докторской диссертацией. Не следует забывать, что во МГИК целых три диссертационных совета, ни в одном другом институте Министерства культуры такого нет.
– Куда и как трудоустраиваются ваши выпускники? Работают ли они по специальности?
– Очень большой процент наших выпускников трудоустраивается именно по специальности. Так, за 2018 год трудоустроились по специальности 704 человека – 87% от общего числа выпускников. Зачастую в этом им помогает отдел трудоустройства вуза, где при выпуске студент заполняет "Анкету выпускника".