Проректор РАНХиГС Иван Федотов: "У наших выпускников нет проблем с трудоустройством"
О новых программах, по которым обучают будущих отраслевых специалистов, о зимней школе по предпринимательству для школьников, онлайн-образовании, а также о подготовке к предстоящему юбилейному X Гайдаровскому форуму рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой проректор РАНХиГС, директор АИРР, и.о. директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Иван Федотов.
– Иван Владимирович, каких специалистов готовит Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС? Какая у него стратегическая задача?
– Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) – один из крупнейших институтов в Академии, в котором представлена почти вся линейка уровней образования, начиная от бакалавриата, заканчивая MBA. Основное отличие ИОМ от других структур в Академии – это максимально прикладное образование.
Большой блок программ связан с производственным менеджментом, управлением туристскими кластерами (туризм) и спортивным менеджментом. Наряду с этим мы активно развиваем кадровый менеджмент и менеджмент в здравоохранении. Есть программы, которые глобально посвящены всей сфере гостеприимства. Сейчас это бурно растущий рынок, где наблюдается дефицит специалистов, поэтому мы учим, как управлению ресторанным бизнесом, логистике, так и event-менеджменту. Любой бизнес нуждается в хорошей стратегии продвижения, поэтому среди основных отраслевых направлений Института: "Реклама", "Связи с общественностью", "Медиакоммуникации", "Маркетинг и торговое дело".
Не могу сказать, что в ИОМ что-то более значимо, а что-то менее. Мы ориентированы на рынок, который диктует, какие именно специалисты будут нужны завтра.
– Обязательно ли нужно учиться, чтобы стать хорошим отраслевым специалистом? Зачастую в ресторанный, гостиничный бизнес или в туризм, в недвижимость приходят из других областей и на опыте узнают все тонкости профессии. Зачем нужно этому обучать?
– Ответ простой – для того, чтобы совершать меньше ошибок. Можно все проходить методом проб и ошибок, но этот путь будет гораздо длиннее, чем тот, который предлагаем мы. В настоящее время развиваем направления подготовки факультета через практику, анализ реальных историй успеха, что отражается в учебных планах. Это достаточно длинный и трудоемкий процесс. Думаю, к концу текущего – началу следующего учебного года учебные планы будут полностью адаптированы и станут максимально прикладными. Тогда для студентов ИОМ практика начнется уже с первого курса обучения. За четыре года обучения на бакалавриате студенты как минимум два года попрактикуются в реальном бизнесе, в отраслях, которые выберут для себя сами. Таким образом, на выходе мы получаем специалиста с максимальным набором навыков, как говорят в народе – "бойца, пригодного к службе".
– Какие направления подготовки, реализуемые Институтом, самые популярные среди абитуриентов на сегодняшний день?
– Абитуриенты, как правило, путаются в многообразии направлений и программ подготовки Академии. В рамках приемной кампании 2018 года активным спросом пользовался факультет инженерного менеджмента ИОМ, программа "Менеджмент производства". Абитуриенты понимают, что в связи с глобальными рыночными изменениями в экономике и внешними санкциями, самый бурный рост и "кадровый голод" связан с развитием промышленности, локализацией производства и реализацией программы импортозамещения. Другое направление – менеджмент в спорте, спортивной индустрии. Чемпионат мира по футболу, сочинская Олимпиада оставили в наследство большое количество туристических и спортивных объектов, которые требуют эффективного управления, а кадров не хватает. Мы как раз готовим специалистов для этой сферы: менеджеров спортивной недвижимости, менеджеров спортивных команд и т.д. Традиционно пользуется спросом "Реклама и связи с общественностью".
Мы открываем и новые программы. Например, программа "Цифровые технологии в торговле" подготовлена в партнёрстве с ведущими торговыми сетями Российской Федерации и с крупнейшими ритейлерами. Диджитализация – главный мировой тренд на сегодня, что определяет перспективность нашей программы.
У Академии есть право внедрения собственных образовательных стандартов. Благодаря этому в настоящее время к запуску готовится уникальная программа, аналогов которой нет на российском рынке образовательных услуг - многопрофильный бакалавриат по гостеприимству. Скорее всего, она будет называться "Управление в сфере гостеприимства". Прием на программу будет осуществляется сразу на два профиля: "Сервис" и "Менеджмент". Студенты два года учатся вместе, в одной группе, проходят введение сразу в четыре специализации, и к концу второго курса выбирают, что им ближе: управление ресторанами, гостиницами, объектами культуры, event-менеджмент или туризм.
– В Институте очень интересные и разнообразные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Насколько они востребованы и как строится обучение?
– Самая топовая программа дополнительной подготовки – MBA "Управление недвижимостью", которая реализуется в Академии с 2004 года. Отличается она тем, что максимально конкретизирована. Если программы MBA, как правило, в целом про управление, стратегический менеджмент, еще что-то, то управление недвижимостью – это очень узкая специализация.
В прошлом году мы прошли аккредитацию AMBA (Association of MBAs) и одни из первых в мире получили аккредитацию именно специализированной программы MBA. Со следующего учебного года открывается программа MBA по управлению изменениями (change management). Для реализации программы цифровизации России крайне не хватает специалистов, которые могут управлять изменениями в организации с применением новых технологий, поэтому мы будем формировать ее максимально прикладной и узкоспециализированной.
– Как Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС работает со школами?
– В этом году мы тестируем несколько форматов. Во-первых, запланирована зимняя школа по предпринимательству для школьников 10-11 классов в период февральских каникул. Обучение пройдут 60 человек, бесплатно. Отбор будет организован на основании мотивационных писем кандидатов. Школьников в течение недели, будут "прокачивать" настоящие бизнесмены и предприниматели. Запланирован грандиозный мозговой штурм, разбор конкретных кейсов, например, как создаются стартапы, что для этого нужно, рассмотрим мотивационные моменты, отдельное внимание будет уделено лидерским качествам и т.д. Цель - дать представление, как открыть свой бизнес, как рисковать с умом, чтобы получить прибыль, какие есть подводные камни. Мы покажем абсолютно разные направления развития бизнеса.
Если из этих 60 человек 10 станут предпринимателями в будущем, это уже будет очень хорошо.
– Что еще запланировано для школьников в Академии?
– Второй блок, который мы сейчас ведем в этом направлении – проектная работа. Школы не готовы к этому сами и не готовы обучать. Для нас важно научить учителей и школьников заниматься самыми разными проектами в команде. Оказалось, что учителя значительно проигрывают школьникам в гибкости и скорости мышления. Дети не ограничены такими "тормозами", быстро адаптируются, думают, включаются в работу, понимают, что от них требуется. Ключевой момент – это мотивация, нужно уметь вовлечь их в работу и нацелить на результат. Только при таком подходе можно вырастить новое поколение предпринимателей, которые будут брать от учителей самое ценное и идти дальше.
– Какие новые образовательные технологии вы используете в Институте – различные цифровые форматы, онлайн-обучение?
– Я не очень верю в полностью онлайновое обучение, считаю, что образование должно быть смешанным, нужен все-таки "штурман" обучающего процесса, иначе "пилот" может не туда зарулить. Обязательно должны быть онлайн-курсы для теории, а "живые" академические часы необходимо сосредоточить на практике. Например, есть стандартный курс "Введение в маркетинг". Если преподаватель понимает, что на базе онлайн-курса он сможет работать дальше, то мы это только приветствуем. Соответственно, студентам можно этот онлайн-курс прослушать, сдать зачет, и преподаватель продолжит следующие занятия уже не с азов, а перейдет к конкретным кейсам. Это позволяет тратить меньше времени.
Считаю, что будущее именно за таким обучением, когда теоретическую часть можно получить с помощью онлайн-технологий, а разбор кейсов, практические навыки – в аудитории.
– Вы сказали, что делаете упор на практическое обучение. Как вы привлекаете практиков в образовательный процесс? По каким критериям отбираете преподавателей-экспертов?
– В настоящее время ИОМ РАНХиГС переживает определенную трансформацию – переход от тех устоев, которые были последние пять лет, к новому этапу динамичного развития. Поскольку мы даем практические навыки, то трансформируем учебный план, чтобы стандартные дисциплины могли дробиться на прикладные. Допустим, если это "Медиапланирование" условно в 100 часов, то желательно раздробить время на 10 дисциплин, 10 преподавателей, которые в итоге дадут под разными ракурсами объемное понимание сферы медиапланирования. Половина из них – это конкретные мастер-классы, открытые лекции, демонстрация возможности социальных сетей и других онлайн-инструментов и технологий, с которыми работают современные рекламные компании. Мы в постоянном поиске партнеров на рынке, и, как правило, никто не отказывает. Со стороны крупных компаний всегда есть заинтересованность в кадрах, которые не надо доучивать и переучивать. Есть случаи, когда к Академии обращаются глобальные международные компании с предложением читать курс, например, по логистике со словами: "Мы лучшие в мире логисты, и хотим поделиться нашими знаниями, нашими кейсами". Таким образом, аудитория получает самые востребованные знания, а партнеры - кандидатов на стажировки.
– Что включает в себя научно-исследовательская деятельность Института?
– Поскольку мы сосредоточились на прикладном образовании, фундаментальная наука в Институте представлена незначительно – у нас почти нет фундаментальных дисциплин. Мы работаем не для государственного, а для частного сектора, где консалтинг более важен, чем фундаментальные исследования. Практики из бизнеса, как правило, наукой не занимаются.
– За какими профессиями будущее? На что делают ставку отраслевые эксперты?
– Будущее любой профессии - в междисциплинарности. Востребован будет профессионал, обладающий несколькими специализациями и множеством навыков. И чем больше этих навыков, тем более он конкурентоспособен.
– Какие у вас планы по развитию Института? Что хотелось бы изменить или улучшить?
– Во-первых, мы точно будем продолжать оптимизацию структуры Института для достижения одной конкретной цели – эффективности каждого отдельного работника и преподавателя. Второе – мы намерены развиваться в сторону направлений подготовки, которые еще не представлены в Институте либо представлены недостаточно хорошо. Это управление в сфере здравоохранения, медиа и коммуникации. В перспективе двух ближайших лет планируем уделять большое внимание направлению HR и подготовке HR-специалистов.
– Скоро, в январе, в РАНХиГС состоится Гайдаровский форум. Какие темы станут приоритетными для обсуждения? Будут ли какие-то нововведения в программе форума?
– Гайдаровский форум 2019 года для нас юбилейный, десятый. Сосредоточимся на приоритетных проектах, которые обозначены в майском указе президента – будем обсуждать с экспертным сообществом и главами субъектов Российской Федерации национальные цели и стратегические задачи России на период до 2024 года.
Кроме этих тем у нас традиционно будет множество отраслевых, прикладных, фундаментальных круглых столов. В прошлом году состоялось 99 мероприятий за три дня Форума. Надеюсь, что теперь будет не более 80 мероприятий, идет активная работа по формированию деловой программы. В ближайшее время состоится заседание оргкомитета Форума, его возглавляет первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Антон Германович Силуанов. Представим ему соответствующую программу, или проект архитектуры программы Форума.
Новшеством Гайдаровского форума 2018 года стал такой формат мероприятия как ключевой доклад плюс его обсуждение. В этот раз запланировано несколько ключевых докладов, и далее эксперты вместе с членами правительства и представителями крупного бизнеса обсудят тезисы этих докладов. С одной стороны, участники смогут выступить в роли критиков. С другой стороны, дискуссия перейдет в диалог оппонентов, что всегда продуктивно.
К концу декабря будут отобраны самые актуальные и интересные темы. Это серьезное мероприятие, которое требует соответствующей подготовки.