Руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: "Главное – научить человека выбирать профессию, и делать это осознанно и самостоятельно"
По каким критериям формировался новый Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, как изменился рынок труда, а также о конвергенции профессий и "взрослой профориентации" рассказал корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.
– По поручению Минобрнауки России в ФИРО РАНХиГС закончена разработка Концепции отбора специальностей в Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО). Расскажите, почему возникла необходимость в разработке этой концепции, и какая у нее основная задача?
– Необходимость такой концепции обусловлена кардинальными изменениями на рынке труда. В условиях плановой экономики была возможность регламентировать профессии и специальности, опираясь на данные планирования отраслей. Кстати, в данном контексте под словом профессия понимается только профессия рабочего, а под словом специальность – специальность техника, технолога. Раньше профессии рабочих осваивались в профессионально-технических училищах, а специальности техников – в техникумах. В современных колледжах параллельно реализуются программы подготовки как рабочих, так и техников. Программы подготовки техников – специалистов среднего звена, как и раньше являются программами более высокого уровня квалификации.
Модернизация технологий, а соответственно, и профессий были процессами вялотекущими. Многие работники имели возможность начать трудовую деятельность и уйти на пенсию, ни разу не сменив квалификацию. Сегодня ситуация совершенно иная: работник вынужден повышать или менять квалификацию не менее пяти раз за трудовую жизнь. Соответственно при такой динамике изменений само понятие профессия или специальность существенно расширяется, охватывая целую область, группу профессий в их прежнем понимании. Например, современный водопроводчик, особенно при обслуживании домов индивидуального жилого строительства, работает не только с трубами, но и с весьма сложным оборудованием: отопительными котлами, электрическими насосами, электронными системами управления и т.д. Современный водопроводчик должен выполнять функции монтажника оборудования, ремонтника электротехнических узлов и даже проектировщика. Это явление называется конвергенцией профессий при существенном повышении их наукоемкости.
Основная задача разработанной концепции – обеспечить новую логику укрупнения профессий и специальностей.
– По каким критериям происходил отбор специальностей и профессий?
– Самым важным критерием отбора является необходимость профессии для "прорывных" технологий и отраслей. Вместе с тем работали и такие критерии как интерес молодежи к профессии, массовость, востребованность в обозримой перспективе, показатели набора за последние три-пять лет, сопоставимость наукоемкости профессии с уровнем полного общего образования.
Среди "прорывных" профессий можно привести пример профессии мехатроника, в трудовые функции которого входит работа как с механическими, так и электронными устройствами, элементами робототехники и программирования. Это перспективная, наукоемкая и привлекательная для молодых людей профессия, требующая высокого интеллектуального уровня.
– Кто входил в состав отраслевых экспертных групп?
– Отраслевые экспертные группы включили представителей сферы труда и сферы образования. Сферу труда представляли эксперты советов по профессиональным квалификациям, входящий в Национальный совет по профессиональным квалификациям при президенте РФ. Сфера образования была представлена экспертами федеральных учебно-методических объединений СПО. Такой состав экспертов был необходим, поскольку перечни являются инструментом кадрового обеспечения экономики с одной стороны, и документом, определяющим содержание профессионального образования, с другой.
– Новый Перечень профессий - тема горячая, для многих непонятная и даже пугающая. Какие профессии все-таки окончательно исчезнут и уже исчезают?
– Конечно, многих беспокоит исчезновение профессий, этот процесс действительно идет, и он обусловлен чисто экономическими причинами. Новый перечень лишь фиксирует объективную ситуацию, в какой-то степени "даже защищает" устаревающие квалификации. Так, например, многие работодатели весьма отрицательно отзываются о перспективах таких профессий как токарь-универсал, затыловщик, фрезеровщик, говоря, что они устарели и вскоре исчезнут под натиском оборудования новых поколений. Более широкая формулировка профессии станочников для машиностроения позволяет обучать как по новым квалификациям, так и по устаревшим, если они еще востребованы на предприятиях. Такое укрупнение является инструментом компромиссных решений этих непростых вопросов.
– Какие совершенно новые профессии вошли в Перечень?
– Возникновение "новых профессий" - это скорее всего фраза речи, обозначающая тенденцию возникновения новых квалификаций в рамках профессий и специальностей. Для справки: за последние 10 лет в Германии возникла лишь одна новая профессия, связанная с новыми технологиями в интернет-логистике в сфере торговли. В нашей стране, пожалуй, совершенно новыми являются такие профессии как оператор беспилотных летательных аппаратов, мехатроник и некоторые профессиональные области в информационных технологиях. В абсолютном большинстве случаев новые квалификации вполне укладываются в рамки существующих профессий. Новая профессия – это событие, достаточно редкий случай, а новая квалификация или конвергенция – слияние в новом сочетании известных квалификаций – явная тенденция и главный вызов, требующий оперативных решений от системы профессионального образования.
– Будут ли предусмотрены программы по переобучению или повышению квалификации в соответствии с изменениями профессий, специальностей?
– Программы дополнительной профессиональной подготовки, в том числе переподготовки, весьма распространены во всех отраслях и реализуются в большинстве случаев в учебных центрах предприятий. Важнейшей задачей системы профессионального образования сегодня является включение профессиональных образовательных организаций в эту работу. Последние годы создано и будет создаваться немало "точек роста" на базе государственных колледжей и вузов. Необходимо интенсифицировать работу ресурсных центров, межрегиональных центров компетенций, центров опережающей профессиональной подготовки, направив их деятельность на решение задач опережающей профессиональной подготовки работающих специалистов. Преимуществом таких центров является возможность оснащения самым передовым оборудованием для обучения при поддержке государства, что не всегда доступно действующим предприятиям.
– Расскажите о профориентации для школьников, абитуриентов? И есть ли возможности профориентации для взрослых, тех, кто хочет поменять свою профессию?
– Сегодня более уместен термин сопровождение профессионального выбора. Выбор профессии – непрерывный, в течение всей профессиональной жизни человека процесс. При этом выбор в любом случае – это решение самого человека. Никакие "подсказки" и чужие мнения не оправдают ошибки. Поэтому главное – научить человека выбирать профессию, и делать это осознанно и самостоятельно. В равной мере это утверждение относится и к детям, и к взрослым. В перспективе "взрослая профориентация" может стать массовой и весьма востребованной услугой, поскольку постоянная смена профессиональной деятельности уже сегодня стала реальностью.
– Эксперты сегодня много говорят о важности soft skills (гибких навыков), что их наличие становится критически важным фактором при трудоустройстве. Вы согласны с этой точкой зрения?
– Тенденция повышения значимости soft skills действительно проявляется в диалоге с современными работодателями, но при этом значимость hard skills тоже пока никто не отменял. По нашим наблюдениям работодателей чаще всего интересует комплекс умений работника, связанных с саморазвитием и самообучением. Кроме того, весьма востребованы готовность к взаимодействию и деловой коммуникации. Этому можно и нужно учить.
Особенно следует отметить востребованность умений, связанных с работой в современных информационных средах. Цифровое общество стремительно входит в нашу профессиональную жизнь и профессиональное образование не должно отставать. Не случайно представляется перспективным наше новое направление исследований – цифровая дидактика профессионального образования. Это новое научное направление в рамках которого исследуется эффективное применение цифровых технологий в различных направлениях трудовой деятельности и его проекция на образовательный процесс.