Председатель правления фонда "Сколково" Игорь Дроздов: "Если предприниматель будет постоянно находиться на дотациях у государства и социальном обеспечении, то он ничего не достигнет"
Об итогах форума "Открытые инновации", беспилотных автомобилях, правовом регулировании в области цифровой экономики, культуре предпринимательства и участии государства в развитии инноваций побеседовала корреспондент "Интерфакса" Софья Суворова с председателем правления фонда "Сколково" Игорем Дроздовым.
- Игорь Александрович, расскажите об основных итогах Московского международного форума "Открытые инновации"? Чем отличался форум от предыдущих, что было существенно нового?
- На мой взгляд, форум становится все менее конференционным, все более значимым становится продвижение технологий стартапов. В этом году мы представили стартапы достаточно широко - на выставке их было более 200. Причем это не просто представители компании с рекламными буклетами за выставочной стойкой, а в подавляющем большинстве – интерактивные экспозиции, позволяющие протестировать конкретный продукт, что-то попробовать. Это, безусловно, важный момент.
Что касается конференционной части, то она становится более представительной с точки зрения спикеров. Мы всегда стремились к тому, чтобы форум был максимально международным. Поэтому присутствие зарубежных экспертов чрезвычайно важно - интересно увидеть новые лица, услышать свежие идеи. Это обогащает форум, и должно быть интересно тем, кто занят в сфере инноваций, потенциальным инвесторам, которые приходят знакомиться со стартапами.
В целом форум получился довольно динамичным. Мы задействовали новые площадки: это не только технопарк "Сколково", деловой центр "Амальтея", но и деловой центр "Матрешка", где проходило пленарное заседание, и Сколтех (Сколковский интститут науки и технологий), где проходила конференция с MIT (Массачусетским технологическим институтом). Поэтому было даже невозможно успеть побывать во всех местах одновременно, приходилось выбирать.
- "Яндекс" запустил на территории "Сколково" сервис для вызова беспилотного автомобиля через приложение "Яндекс.Такси". Как Вы видите будущее таких сервисов? Вы сами тестировали беспилотный автомобиль?
- В силу загруженности я не успел, но обязательно попробую. Посмотрим, какое будущее ожидает данную технологию, но я лично очень поддерживаю, что она испытывается на территории "Сколково". Для этого и задумывался инновационный центр. Вы, наверное, знаете, что на нашем отдельном полигоне свои продукты тестируют и другие разработчики. Надо признать, что развитие беспилотного транспорта зависит на данном этапе, наверное, уже не только от совершенства технологий, сколько от изменения правового регулирования. И движение в этом направлении идет очень сложно. Почему-то, когда сейчас речь у нас заходит об изменении правового регулирования для беспилотного транспорта, многие думают о полностью автономных автомобилях без водителя, и, соответственно, возникают вопросы, кто будет виноват в аварии и т.д. Но ведь сейчас речь идет скорее об использовании автомобилей с высокой степенью автоматизации, о своего рода "продвинутом помощнике", "автопилоте" для водителя, а не о полностью беспилотном автомобиле.. Поэтому тут не должно быть путаницы в понятиях. Вопрос стоит об изменении технических требований к автомобилям. Что, утрирую, руль будет не круглым, а квадратным, либо его не будет, но сути это не меняет. Это все равно автомобиль с инженером, оператором, водителем, как его не назови.
Кроме того, не отрегулирован еще один момент. Если мы говорим про допуск лекарств на рынок, там есть четкие процедуры: доклинические, клинические исследования, после которых продукты выходят на рынок. Здесь тоже, как говорят эксперты, логично сделать похожую систему. Сначала – если сравнить с доклиническими исследованиями – на закрытом полигоне автомобиль ездит и отрабатывает какие-то элементы. После этого можно было бы переходить, так скажем, к клиническим исследованиям. То есть тестировать на определенной территории, но уже в условиях, приближенных к реальным. Это, предположим, такие территории, как "Сколково" или Иннополис. А уже после того, как этот этап завершен, можно было бы разрешать автомобиль к использованию на всей территории страны.
Такого рода процедуры должны быть, на мой взгляд, сформированы уже сейчас. И это не требует на данном этапе изменений ни гражданского, ни уголовного кодекса, никаких международных соглашений. Речь идет просто об установлении правил тестирования такого рода средств и изменении технических регламентов.
- Раз уж мы затронули тему правового регулирования, перейдем к следующему вопросу. В рамках реализации программы по развитию цифровой экономики Фонд "Сколково" занимается решением задач в сфере нормативного регулирования, расскажите о результатах в разработке свода законов для цифровой экономики?
- Когда начинали работу эксперты, было сформировано огромное количество предложений, что нужно поменять. По-моему, их было больше сотни. По итогам этого обсуждения что-то отсеялось, и был сформирован список из более чем 50 законопроектов, которые нужно разработать и принять в ближайшие два года. Сейчас сконцентрировались на приоритетах. Выделены менее 20 законопроектов, которые должны быть приняты до конца 2018-го либо в первой половине 2019-го года.
Так что работа идет полным ходом. И тексты существуют, и предложения есть, но большинство из них вызывает дискуссии. Где-то спорит между собой бизнес, где-то с бизнесом спорит государство.
Такого рода дискуссии не позволяют законодательно это принять. Тем не менее, я рассчитываю, что это будет происходить быстро в сроки, которые я озвучил. Если говорить о том, какие темы ключевые, то это, к примеру, вопросы дистанционной идентификации.
Сейчас единственным достоверным способом идентификации является квалифицированная подпись. Сейчас появилась биометрическая идентификация, и что будет завтра, мы не знаем.
Идентификация требуется во многих случаях. В телемедицине она важна - важно, кто вам оказывает услугу, кому оказывают услугу. В образовании важна, в краудфандинге. Не знаю, дойдем ли мы до того, что будем дистанционно продавать и покупать недвижимость. Какую сферу жизни мы ни возьмем, и госуслуги в том числе, везде необходима идентификация, везде мы с этим сталкиваемся.
Развитие этих систем, платформ, их ценность зависит от количества пользователей: чем их больше, тем больше ценность этой системы. А количество пользователей, в свою очередь, зависит от того, есть ли у нас удобные и допускаемые государством как регулятором способы идентификации. Если таких способов нет, то возможности для подключения к цифровым платформам поставщиков услуг и потребителей этих услуг ограничены.
Вторая тема, которая давно обсуждается: как соотносятся у нас электронные и бумажные документы. Недостаточно просто сказать, что электронный документ лучше бумажного. Необходимо разобраться с законодательством об архивном хранении. Пересмотреть его. Чтобы мы могли быть уверены, что через 100 лет документы точно сохранятся в электронном виде и будут иметь юридическое значение.
Еще бы я выделил третье важное направление – большие данные. Потому что сейчас развиваются технологии искусственного интеллекта. Ясно, что искусственный интеллект развивается и питается данными, и, как говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. И вопрос, а должны ли эти данные кому-то принадлежать? Если принадлежат, то кому? Также актуальна идея распределенного реестра, который обеспечивает достоверность содержащейся в нем информации. На "Открытых инновациях" многие видели стенд IPChain - ребята создали реально работающий распределенный реестр, содержащий объекты интеллектуальной собственности. Там более 10 узлов, т.е. "свидетелей", подтверждающих достоверность информации, в том числе "Сколково", суд по интеллектуальным правам, Роспатент. Я, например, выложил в этот реестр свою диссертацию. Теперь засвидетельствован факт, что я это выложил, и это мое, вот этими узлами. Понятно, что это не самый ценный объект, который присутствует в этой системе. Там есть и фонограммы.
- Это же интеллектуальная собственность?
- Да, идея состоит в том, что туда будут выложены объекты интеллектуальной собственности. В перспективе, это маркетплейс, где вы можете осуществить лицензирование, заключить иные сделки по распоряжению интеллектуальной собственностью. Это удобнее. Мы уходим от посредников, то есть транзакционные издержки уменьшаются, сбор вознаграждения более прозрачный.
- "Сколково" с каждым годом развивается все больше: крупнейший технопарк в Европе, открылась гимназия, на территории строится недвижимость, расскажите о том, как работают компании в "Сколково"? Сколько из них вышли со своими технологиями на глобальные рынки и какие инновационные разработки оказались наиболее востребованными и перспективными?
- У нас сейчас почти 1900 компаний. Из них за рубежом осуществляют продажи около 250. Там мы и измеряем успех: если компания за рубежом что-то продает, можно говорить, что она вышла на глобальный рынок. Это определенный критерий успеха.
С точки зрения трендов, в принципе, в каждом кластере есть интересные компании. В медицинском кластере можно привести в пример компанию "Гепатера", которая разрабатывает лекарства для лечения гепатита. Мы рассчитываем, что она выйдет в ближайшие пару лет на европейский рынок. Если мы говорим о кластере IT, то у нас есть проекты, которые работают в сфере кибербезопасности.
Также много проектов, связанных с искусственным интеллектом, с предиктивной аналитикой. Сейчас активно развиваются проекты в области сельского хозяйства, энергоэффективности, увеличения эффективности нефте- и газодобычи и проекты в области жилищно‑коммунального хозяйства, того, что называют "умный город".
Я приведу вот такой пример: мы в последний год проводим конкурсы совместно с индустриальными партнерами, и российскими, и зарубежными: от "Росатома" до AstraZeneka и Bayer, где по их заказу отбираем проекты. Задача состоит в том, чтобы они отобрали какие-то компании в результате этого конкурса для внедрения у себя или, по крайней мере, для совместной работы и доработки продукта.
В прошлом году в такого рода конкурсах совокупно приняло участие более 1000 стартапов. Фактически каждый второй участник "Сколково". И более 70-ти отобрано для внедрения или более глубокого сотрудничества с индустриальным партнером для доработки продукта под его потребности.
- Какие вызовы стоят перед российскими компаниями на пути к цифровой экономике? Ведь у нас есть и идеи, и таланты, что же мешает большему развитию?
- Мне кажется, что им глобально ничего не мешает. Я думаю, что здесь вопрос только в психологии, менталитете. Потому что культура предпринимательства в нашей стране не имеет длинной истории. Мы, наверное, предпринимательство в западноевропейском понимании развиваем в последние даже не двадцать лет, а меньше. А технологическое предпринимательство – еще более молодая и сложная материя. Поэтому просто нужно поверить в себя и свое дело. Молодые ребята, которые сейчас получают образование, должны поверить, что технологическим предпринимательством можно зарабатывать деньги, и это уже будет немало.
Мы даже видим по выступлениям наших компаний – они выступают в разного рода питч-сессиях, где представляют свои продукты за рубежом – качество улучшается. Ведь тут надо уметь не только что-то придумать. Надо это еще как-то подать и продать, рассказать о себе, желательно на английском языке. Есть сложности и с тем, и с другим. Рассказать за пять минут компактно, ярко, и тем более на английском языке. Это определенные навыки, умение себя продать. Собственно, такого рода навыкам мы стараемся обучить, такого рода советы дать. Не только здесь, в "Сколково". Мы также заключили франшизные соглашения с рядом региональных операторов, чтобы и региональные компании могли всему этому учиться, не выезжая за пределы своего региона. Поэтому я убежден, что это вопрос времени и веры в себя.
- Ожидается ли уменьшение участия государства в развитии инноваций в стране или так и будет - развитие в условиях жесткого администрирования и государственного инвестирования?
- Государство наверняка будет помогать. Сама программа "Цифровая экономика" как раз предполагает концентрацию ресурса на такого рода поддержку. Другое дело, что поддержка должна быть точечной, на те проекты, которые действительно обеспечат рост, и там, где без нее не обойтись.
мы стараемся такую идеологию продвигать, что предприниматели, чтобы в себя поверить, должны ощутить себя предпринимателями. Если ты будешь постоянно находиться на дотациях у государства и социальном обеспечении, то ты ничего не достигнешь.
Поэтому мы пытаемся найти баланс, чтобы поддержка была там, где она реально необходима, но при этом, чтобы не формировались иждивенческие настроения.
- Мы видим тиражирование технологических долин и инновационных центров - Иннополис, Воробьевы Горы, Мичуринская долина, ИТМО Хайпарк и др. Вы как-то обмениваетесь опытом или, может, эти центры используют ваш опыт развития?
- Конечно, мы общаемся. Общаемся со всеми, кого знаем на нашей российской технологической поляне, а также со многими зарубежными коллегами. Используют ли они наши наработки, даже не знаю, может быть. Естественно, мы учимся, учимся на каких-то своих ошибках или опыте. Мы стараемся постоянно что-то менять, корректировать. Конечно, нам всем хочется, чтобы все было предсказуемо и понятно, но сфера технологического предпринимательства по определению сопряжена с риском и риском не только с предпринимательским , но и с изменением конъюнктуры. По-моему, успешными предпринимателями могут быть люди, которые мотивированы, готовы к риску, рассчитывают на себя и готовы оперативно приспосабливаться к изменяющемуся миру. Чем больше будет таких знающих и талантливых людей, – тем больше будет успешных компаний.