Управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский: "Учитель – не говорящая голова, а мотиватор, помогающий добиться результата"

Фото предоставлено компанией Skyeng

Об экспорте образования, стандартизации учебного процесса и месте учителя в образовательных онлайн-платформах, а также об учебном процессе как услуге рассказал в интервью "Интерфаксу" управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский.

- Расскажите, как ученики и преподаватели относятся к образованию онлайн?

- Учителям и детям такие занятия нравятся. В сентябре этого года мы запустили в Московском педагогическом университете (МПГУ) программу, на которой учим будущих преподавателей использовать новейшие технологии. Они также будут учиться разработке методик и упаковке контента. Студенты и сами учатся на платформе Skyeng, и будут учить других. Проходной балл поступающих на программу был достаточно высоким, это говорит о том, что новая педагогика и новый подход к онлайн-образованию интересен будущим учителям. И это радует.

Более того, в регионах в общеобразовательных школах больше 10 тысяч детей делают как домашнюю работу, так и занимаются в классе с помощью нашей платформы.

- Как вы считаете, насколько востребованы при изучении иностранных языков онлайн-платформы? Высока ли конкуренция между компаниями в этом сегменте?

- Люди используют такие платформы в качестве дополнительных инструментов изучения языка, но это никак не основной способ выучить языки. Поэтому нам ничто не мешает дружить с другими компаниями. Рынок онлайн-образования пока настолько маленький, что считать онлайн-проекты конкурентами невозможно. У нас один конкурент – это традиционный офлайн. И я говорю не только про школьное и вузовское образование, но про весь рынок, на котором есть деньги. Так что нам нужно научиться "отъедать" деньги у офлайна, а потом уже разбираться, кто кому конкурент.

- Вы стремитесь к тому, чтобы автоматизировать процесс обучения и перевести его в цифру…

- Не совсем так. Традиционное образование – это не услуга, а скорее шаманство. Вы не знаете, какой будет результат, сколько потребуется времени и денег. Если автоматизировать этот бардак, то получится автоматизированный бардак. Мы же хотим, чтобы образование стало услугой, чтобы человек знал, что он получит и какого качества, сколько часов ему потребуется, чтобы овладеть тем объемом, который ему требуется здесь и сейчас. IT-экосистема, которую мы строим, нужна именно для того, чтобы мы, с одной стороны, могли контролировать все, что происходит в ходе учебного процесса и выстраивать на основании этих данных траекторию обучения человека, а с другой стороны, чтобы человек получал именно тот контент, который ему нужен, а не абстракцию.

- С этой точки зрения стандартизация и индивидуальный подход не противоречат друг другу?

- Конечно, нет. К примеру, если вы возьмете Яндекс или Google и 100 человек введут один и тот же вопрос, каждый получит свой ответ. С позиции Яндекса дать ответ – это абсолютно стандартная услуга. С позиции человека это тоже стандартная услуга. А содержание ответа будет релевантно лично пользователю. Так и у нас.

- Развитие online-платформ приводит к тому, что количество преподавателей будет сокращаться?

- Нет. Почему оно должно сокращаться?

- Потому что я теперь могу не только нанять репетитора, но и учить английский, например, с помощью онлайн-платформы.

- К обучению без учителя способен очень небольшой процент людей. Для подавляющего большинства учитель нужен. И учитель – это не говорящая голова и не биологическая аудиокнижка. Это человек, который понимает клиента и мотивирует его дойти до результата. Ни одна программа не умеет этого делать. От того, что любое приложение будет 50 раз в день говорить "пойдем заниматься", у вас урок не случится. Урок случится только в том случае, если вас будет ждать живой учитель. И домашнюю работу вы сделаете ровно потому, что иначе вам придется смотреть в глаза учителю и говорить, что вы не сделали. Если вам компьютер говорит, что вы молодец, и если человек вас хвалит – это вроде одна и та же информация, но ощущения от нее у вас разные. Нельзя заменить человека.

- Это хорошая новость. У вас есть какие-то особенные способы мотивирования учеников?

- У нас есть подразделение, которое учит учителей. В первую очередь оно учит коммуникациям. В педагогических вузах этому не уделяют внимания вообще, а преподавать без этого невозможно. Поэтому наша задача не только набрать и нанять учителей, но и обучить их коммуникации.

- Если взять рынок репетиторства, то средняя стоимость занятия, по крайней мере в Москве, выше. Не думаете ли вы, что в какой-то момент вы столкнетесь с противодействием со стороны преподавателей, обучающих офлайн, поскольку онлайн-платформы отбирают у них хлеб?

- Преподаватели, как правило, не умеют себя продавать, находить учеников, удерживать их. Если бы они умели это делать, они бы к нам, конечно, не пошли. Есть преподаватели с прекрасным именем, к которым сложно попасть, но они к нам и не идут. Если вы можете сами все сделать, хорошо, если не можете и хотите зарабатывать, приходите к нам. Более того, в среднем через три года преподаватели уходят от нас как раз потому, что мы их всему научили, и они сами становятся успешными репетиторами.

- Усредненный портрет ученика Skyeng. Какой он?

- Единого портрета нет. Если говорить про возраст, то много учеников с 10 лет до 17, потом идет резкий провал. Студенты – самая немотивированная к дополнительному самообучению группа. С 24 лет и до 40 идет резкий отвесный рост. А с 40 до 80 – постепенный спад. Чуть больше женщин, чем мужчин. 70% – жители Москвы и Санкт-Петербурга. 30% – города-миллионники.

- Вы заявили о планах сотрудничества с новой автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы", которая создается на базе Агентства стратегических инициатив. Как вы будете взаимодействовать с "Платформой"?

- В первую очередь речь мы планируем делиться знаниями. Подходами, методологиями и инструментарием, которыми пользуемся у себя. У нас есть большое количество компетенций, которые могут быть востребованы Платформой. Это все, что касается тематики доказательной педагогики. Мы научились измерять эффективность методики, ставить эксперименты, чтобы максимизировать количество знаний, которые человек усвоил в долгосрочной перспективе. У нас есть подразделение, которое изучает эффективность обучения методики и тестирует ее.

Вторая история связана с компетенциями по упаковке образовательного контента – как суть материала передать наиболее понятным человеку образом, ускоряя его восприятие. Также у нас есть компетенции по удаленной работе. Именно эти три ключевые компетенции и должны быть представлены в НТИ.