Редактор международного рейтинга университетов "Round University Ranking" Олег Соловьев: "Рост позиций и представленности российских вузов в международных рейтингах сегодня уже впечатляет"

Фото предоставлено пресс-службой RUR

О принципах формирования рейтинга RUR, позитивной динамике российских вузов в международных рейтингах, университете будущего и ключевых тенденциях в высшем образовании, а также о том, как школьникам не ошибиться в выборе вуза, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Софье Суворовой рассказал редактор Международного рейтинга университетов "Round University Ranking" Олег Соловьев.

- Расскажите, как и когда появился рейтинг университетов "Round University Ranking"?

- Международный рейтинг университетов "Round University Ranking" (сокращенно – "RUR") был создан в 2013 году командой разработчиков, впоследствии ставшей основой "Рейтингового Агентства RUR".

- Чем отличается рейтинг RUR от таких международных рейтингов, как Times Higher Education (THE), QS (Quacquarelli Symonds), Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities) и рейтинг U.S. News & World Report?

- Есть три основополагающих отличия. Во-первых, это инклюзивность. Любой университет мира может участвовать в рейтинге вне зависимости от каких-либо ограничений. Какие ограничения? Наиболее часто встречающиеся – по количеству публикаций, индексируемых в реферативных базах данных (Web of Science, Scopus). Также, в зависимости от рейтинга, могут быть ограничения по наличию программ уровня бакалавриата, наличия нобелевских лауреатов среди выпускников/профессоров и т.д. Таким образом, в рейтинге RUR может участвовать как Гарвард, так и Рязанский государственный радиотехнический университет.

Во-вторых, разнообразие в оценке. В RUR при оценке вузов мы используем систему из двадцати отдельных индикаторов. Это наибольшее количество из всех глобальных рейтингов. Что, по нашему мнению, повышает комплексность оценки университета как социального явления.

Также наш рейтинг отличает сбалансированность методологии. В рейтингах (не только университетских – любых) каждому критерию оценки (индикатору) присваивается т.н. весовой коэффициент или просто «вес». Не вдаваясь в технические детали, вес индикатора показывает, в какой мере он влияет на итоговую позицию вуза в рейтинге. В некоторых случаях вес одного критерия может достигать 30-40%. И тогда позиция целого университета в значительной степени определяется влиянием всего 1-3 индикаторов. В случае с RUR максимальный вес индикатора – не более 8%. Таким образом исключено значительное влияние отдельных метрик на итоговую оценку вуза.

- Какие критерии учитываются при оценке университетов, по каким параметрам вы их оцениваете и как формируется рейтинг?

- Мы оцениваем университеты по четырем областям (направлениям) измерения. Это:

• Качество преподавания (40%);

• Качество исследований (40%);

• Уровень интернационализации (10%);

• Уровень финансовой устойчивости (10%).

В свою очередь, в рамках каждой из областей присутствует по 5 индикаторов. 20 для четырех областей и всего рейтинга соответственно.

Ниже приведен полный список индикаторов оценки университетов 

 

 

Название индикатора/группы индикаторов

Вес

 

Группа индикаторов "Преподавание"

40%

1

Отношение количества преподавателей к контингенту студентов

8%

2

Отношение количества преподавателей к количеству выпускников уровня бакалавриата

8%

3

Отношение количества присвоенных ученых степеней к количеству преподавателей

8%

4

Отношение количества присвоенных ученых степеней к количеству выпускников бакалавриата

8%

5

Международная репутация вуза в области преподавания

8%

 

Группа индикаторов "Исследования"

40%

6

Отношение количества научных цитирований к количеству преподавателей и исследователей

8%

7

Отношение количества присвоенных ученых степеней к количеству поступивших на 1-й курс программ уровня PhD

8%

8

Нормализованное цитирование научных публикаций

8%

9

Отношение количества научных публикаций к количеству преподавателей

8%

10

Международная репутация вуза в области исследований

8%

 

Группа индикаторов "Интернационализация"

10%

11

Доля иностранных преподавателей в общем количестве преподавателей

2%

12

Доля иностранных студентов в общем количестве студентов

2%

13

Доля научных публикаций в международном соавторстве

2%

14

Международная репутация вуза за пределами своего региона

2%

15

Уровень интернационализации вуза

2%

 

Группа индикаторов "Финансовая устойчивость"

10%

16

Отношение бюджета вуза к количеству преподавателей

2%

17

Отношение бюджета вуза к количеству студентов

2%

18

Отношение количества научных публикаций к исследовательскому бюджету

2%

19

Отношение исследовательского бюджета вуза к количеству преподавателей и исследователей

2%

20

Отношение исследовательского бюджета вуза к общему бюджету

2%


- Из каких источников вы берете данные для составления рейтинга? Их предоставляют сами вузы?

- Отчасти, да. Рейтинг RUR основан на трех источниках данных:

• Статистические данные от самих вузов (влияют на 56% итоговой оценки). Сюда входят данные кадрового потенциала (кол-во преподавателей, исследователей и т.д.), данные о студенческом контингенте (студенты, иностранные студенты и т.д.), а также финансовые (бюджет, исследовательский бюджет и т.д.).

• Библиометрические данные (26% от финальной оценки). Это публикации в ведущих научных журналах, цитирования и производные. С помощью этого массива данных оценивается как научная продуктивность коллектива университета, его вклад в мировую науку, так и эффективность этих исследований, их влияние на глобальную науку.

• Данные репутационного опроса (18% от итоговой оценки).

Важно также отметить, что рейтинг является результатом широкой международной кооперации. Все три массива данных собираются нашим партнером – международной компанией Clarivate Analytics в рамках ежегодного проекта – Global Institutional Profiles Project (GIPP) Данные предоставляет ежегодно около 800 университетов. Таким образом, рейтинг RUR, та работа что делаем мы – это малая толика того, что делают как сами университеты, так и партнеры в области сбора и обработки данных.

- Как вуз может попасть в ваш рейтинг?

- Университету достаточно написать на почту (info@roundranking.com) о своем желании участвовать. Далее в начале марта вузу приходит приглашение принять участие в проекте GIPP и в период 15-25 апреля начинается сбор данных от университетов, который длится до конца июня.

В рейтинг вуз попадет на следующий год относительно года подачи данных. То есть данные для рейтинга 2018 собирались весной 2017 и т.д.

- Как выпускникам школ выбрать дальнейшую траекторию обучения? Насколько значимую роль тут играет рейтинг университетов?

- Полагаю, в первую очередь здесь следует следовать, как бы банально ни звучало, зову сердца. То есть выбирать университет/программу на основе школьных предпочтений. Например, если ученику нравятся история, химия, физика и т.д., почему бы не пойти в то место, где твоего любимого предмета будет с избытком?

Рейтинг университетов, в данном случае, может стать проводником при выборе вуза. Общий рейтинг – это ориентир, как маяк в море. Предметный – уже более конкретный, подходит при условии понимания своих сильных и слабых предметов уже на уровне школы.

- Перед вузами сейчас стоит задача увеличить долю иностранных учащихся, на что обращать внимание иностранным абитуриентам при выборе российского вуза?

- Значимое увеличение количества иностранных студентов возможно практически только за счет уровня магистратуры и выше. Именно этот рынок в мире наиболее гибок, и именно на программы магистратуры и PhD в ведущих вузах мира приходится наибольшая доля иностранных студентов.

Что касается программ уровня бакалавриата, то здесь сложно представить рост на десятки процентов в перспективе 3-5 лет. Поскольку на уровне бакалавриата определяющую роль играют родители, для которых важен фактор бытового комфорта, близости к дому. Наконец, в подавляющей массе российские программы бакалавриата не адаптированы под иностранных студентов – это граждан тех государств, в которых пока еще говорят на русском языке.

Таким образом, массовое создание международных англоязычных программ магистратуры способно не просто увеличить число иностранных студентов, но и принести дополнительный доход в страну. Для сравнения, в Австралии образование занимает 1-3 строку в национальном ВВП.

В российских реалиях именно высшее образование способно стать одним из драйверов развития экономики. За счет чего? Имея сильные школы по естественно-научным и инженерным специальностям, потенциально возможно занять те ниши, в которых российское образование и наука традиционно сильны.

- Как вывести российские вузы в лидеры международных рейтингов? Какие у наших вузов самые слабые места?

- Рост позиций и представленности российских вузов в международных рейтингах, на самом деле, уже впечатляет. Есть примеры движения российских университетов на сотни позиций в течение 3-5 лет. И странно, что на фоне напряженной политической ситуации, СМИ уделяет очень мало внимания успехам нашего академического сектора.

В первую очередь, усиливаются позиции университетов-участников Проекта 5-100. Важно также отметить, что на примере рейтинга RUR, в котором уже участвует 70 российских вузов, мы видим на высоких позициях множество вузов вне проектов, предусматривающих дополнительное финансирование вузов (Проект 5-100, Опорных университетов и т.д.). В качестве примера можно привести такие вузы как МАИ (515 позиция в мире, 13 в России) или РЭШ (537 позиция в мире, 16 в России).

Вместе с тем, безусловно, позитивная динамика ряда российских традиционно сильных университетов в международных рейтингах не должна сбивать с толку. А именно, что в ТОП-500 по миру от России входит только 10 университетов (из 70 российских участников в RUR 2018)

Сигнал ли это к самобичеванию или вызов к росту? Каждая страна, система образования отвечает по-своему. Во всяком случае, наличие программ развития университетов показывает, что государство понимает объективную картину и вкладывает средства, в т.ч. на повышение позиций в рейтингах. Также радует, что на государственном уровне есть понимание, что важны не столько сами позиции, сколько качественная трансформация структуры университетов, коллективов.

- На Ваш взгляд, за какой моделью университета будущее?

- В конечном счете, за той моделью, которое выберет общество и государство. Существуют концепции Университета 3.0, 4.0. В научном и экспертном сообществах имеет место представление о некой магистральной линии развития высшего образования, согласно которой университеты всех стран мира придут к единому знаменателю. И неважно, какая из концепций используется (3.0, 4.0 и т.д.).

Попытки предсказать, каким будет университет или иное социальное явление в будущем, с каждым годом становятся все условнее. Критическую роль играют технологии. Предположим, будет изобретена технология прямой загрузки данных в мозг человека. Каким тогда станет образование? Любое технологическое новшество будет все больше влиять как на общество в целом, так и на университеты в частности.

Единственное, что можно точно сказать про университет будущего: он будет другим. Он будет разнообразнее всех предыдущих моделей: по формам взаимодействия между традиционными ролями (студент, преподаватель, администратор и т.д.), по вариативности программ, курсов. Этот университет будет гибкий, как и само общество, живущее в мире бесконечных преобразований.

- Вы работаете с большими объемами данных, какие можно выделить самые значимые и интересные тенденции в развитии университетского образования в России и мире?

- В первую очередь, это cтремительный рост количества университетов извне традиционно сильных игроков: в Северной Америке (США, Канада), Европе. Мы видим, что происходит следующая картина:

• Число вузов из регионов лидеров остается неизменным;

• Из других географических регионов наблюдается рост и даже замещение университетов из первой группы.

В качестве примеров можно назвать Китай, Россию, Турцию, Иран, Ирак, которые либо кратно нарастили свое присутствие, либо нарастят в ближайшие 1-2 года (на основе поданных на сегодняшний день заявок).

Следующая тенденция – это общий рост позиций университетов стран Восточной и Юго-Восточной Азии (особенно КНР, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Гонконга). И особенно выделяется системный, неторопливый рост позиций университетов Китая, равно как и увеличение их присутствия в рейтингах.

Полагаю, в перспективе следующих 15-20 лет возможно будет увидеть в мировом ТОП-10 3-4 университета из стран Азии, из которых 2-3 будут университеты Китая.