Ректор РАНХиГС Владимир Мау: "Российское высшее образование пользуется в мире хорошей репутацией, поэтому надо использовать это конкурентное преимущество"
Президиум совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая утвердил приоритетный проект "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". В конце августа был утвержден сводный план реализации проекта, согласно которому несколько важных направлений в развитии экспорта образования поручено вести Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС). Ректор РАНХиГС Владимир Мау в интервью "Интерфаксу" рассказал про цели и задачи данного проекта и про роль в нем Президентской академии.
- Владимир Александрович, по вашему мнению, почему правительство РФ решило развивать экспорт образования?
- Мне представляется, что есть несколько весьма важных причин. Во-первых, стоит задача диверсифицировать наш экспорт, что является следствием задачи диверсификации экономики России. Наше высшее образования пользуется в мире хорошей репутацией, поэтому было вполне естественно начать использовать это наше конкурентное преимущество. Тем более что качество человеческого капитала становится одним из важнейших ресурсов и социального, и экономического развития.
Во-вторых, в мире стремительно растет спрос на высшее образование. Только в Китае и Индии в настоящее время насчитывается более 50 млн студентов. Национальные системы образования этих стран уже не могут справиться с потоком желающих. Соответственно, быстро будет расти численность молодежи, желающей получить образование за рубежом. И здесь для России открывается серьезный шанс привлечь растущий поток иностранных студентов. Тем более что опыт такой имеется: у нас учится 4,5% всех студентов, которые получают высшее образование за пределами своих стран.
В-третьих, с 2012 года реализуется проект 5-100, когда 21 российский вуз стремится попасть в топ-100 международных рейтингов университетов – Times Higher Education, QS или Шанхайский рейтинг, и здесь есть определенные продвижения. Но этот проект затрагивает все же очень небольшое число вузов. Проект же развития экспорта нацелен на все российские высшие учебные заведения – он будет стимулировать их повышать качество обучения и улучшать условия получения образования.
- О каких все же вузах идет речь, какое наше образование востребовано иностранцами?
- Есть спрос на наши медицинские вузы, очень ценится наше образование в сфере исполнительских искусств, инженерное образование. Мы очень хорошо готовим математиков, у нас хорошее физическое образование. К нам едут изучать русский язык, востребованы и социально-экономические направления подготовки. В России в последние годы численность иностранных студентов быстро росла – сейчас их более 240 тыс. человек - это 5% от общей численности студентов российских вузов. Очень неплохой результат. Но прежде всего надо понимать, что едут не просто за специальностью, а в хороший вуз.
- Из каких стран к нам приезжают учиться?
- Почти 57% - это студенты из стран СНГ. Некоторые утверждают, что это не в полной мере иностранцы. Но это не так – со времени распада СССР прошло почти три десятилетия, и постсоветская молодежь выбирает Россию не только по инерции. Существенную роль играет сохранение востребованности русского языка. К нам едут те, кто знает русский язык, чьи родители кончали еще советские вузы в Москве, Томске, Горьком или Новосибирске. Это закономерно: в Англию и Францию тоже едут учиться во многом из стран, у которых общее с ними прошлое и общий язык. Другое дело, что английский язык в принципе стал международным языком науки и образования.
Приток студентов из постсоветского пространства – не облегченный вариант экспорта. Здесь решается важнейшая геостратегическая задача. И если в наши вузы едут дети выученных здесь родителей, то наша задача, чтобы через 10-15 лет к нам приехали учиться уже их внуки. Я не буду говорить про "мягкую силу", но ее ведь никто не отменял, да и кадры могут становиться важным связующим звеном экономик наших стран.
Конечно, стоит задача привлечь и студентов из дальнего зарубежья. Я уже отмечал, что спрос на высшее образование быстро растет в Китае и Индии. Студенты из азиатских стран – это второй по численности поток в наши вузы, и надо его всеми силами увеличивать.
На данном направлении мы столкнемся с очень серьезной конкуренцией. В европейских университетах число своих студентов сокращается в силу демографических причин, эти нации стареют, как и население России. Поэтому привлечение студентов из-за рубежа становится условием нормального развития вузов этих стран. У нас также идет падение контингентов: в 2008 году было 7,5 млн студентов, в этом году - 4,5 млн. Словом, нам есть кого учить и где. В силу сказанного стоит задача сделать нашу систему высшего образования еще более привлекательной для внешнего мира.
- Каковы здесь, так сказать, целевые ориентиры?
- Правительство поставило очень амбициозную задачу: в 2025 году численность иностранных студентов в нашей стране должна составить 710 тыс. человек. Практически речь идет об утроении числа иностранцев, обучающихся в российских вузах. Но и это еще не все. Приоритетный проект имеет очень важную экономическую составляющую: сейчас доход от иностранных студентов составляет примерно 1,5 млрд долларов. В 2025 году он должен увеличиться до 5-6 млрд долларов. Нельзя сказать, что решить эту задачу будет легко. Но тем и важнее этот проект для российской системы высшего образования – она должна серьезно повысить качество, предложить новые программы, обеспечить трудоустройство иностранных студентов: ведь сейчас едут не просто учиться, но и с расчетом на последующую работу.
- Сколько вузов войдет в приоритетный проект?
- Сейчас создан консорциум из 39 вузов. В него, кроме РАНХиГС, вошли такие сильные участники, как МГУ, РУДН, МГИМО, НИУ ВШЭ, Физтех, Томский Политех, ДФУ и другие. Но это не значит, что проект на них замкнется. Напротив, как я уже сказал, он нацелен на вовлечение в него практически всех российских вузов, как государственных, так и частных, включая и филиалы высших учебных заведений. Вузы консорциума должны обеспечить реализацию огромного фронта работ, чтобы мы смогли получить заявленные в проекте результаты.
- Какова роль в проекте Президентской академии?
- Мы в рамках проекта курируем три направления. Первое – это Центр компетенций, который нацелен на повышение квалификации сотрудников международных служб вузов, большая аналитическая работа в области экспорта образования наших вузов, выявление лучших практик. Поскольку для того, чтобы учить, нужно знать и международный опыт в данной сфере, и свой собственный опыт. Сюда же входит и разработка моделей экспорта образования. К ним, например, относятся и программы двойных дипломов, и сетевые университеты. Например, РАНХиГС, ВАВТ, РУДН и МИФИ совместно с французскими вузами создали и активно развивают сетевой Российско-французский университет, и он, естественно, будет вписан в приоритетный проект.
Второе направление – это маркетинг экспорта образовательных услуг: определение, кого, где и в какие сроки мы можем привлечь в нашу систему высшего образования. Кто приедет на полный курс, кто на семестр, кто на программу. Это очень большая и тонкая работа, которая у нас в стране не очень развита.
И третье направление – это организация летних школ для учащихся из разных стран. Это мотивирование детей приезжать к нам учится, после того, как они закончат школу у себя на родине. Другими словами, это работа на будущее. В известной мере, это тоже маркетинг – формирование рынка для российских вузов в перспективе 3-5 лет. Мне кажется, что это очень важная и нужная работа.
- А как в этой работе будут задействованы другие вузы?
- Мы должны открыть 20 представительств Центра компетенций в регионах. Они могут создаваться на базе как вузов консорциума, так и наших филиалов. Кроме того, программы обучения мы также будем делать с широким привлечением вузов консорциума. У каждого из них есть опыт привлечения иностранных студентов, и они смогут им поделиться с другими высшими учебными заведениями. Кстати, отрицательный опыт также интересен – необходимо заранее предупредить, чего делать не надо: это сэкономит и деньги, и время.
Функции региональных представительств сейчас прорабатываются, но всем ясно, что столь масштабную задачу только из Москвы не решить – надо активно привлекать регионы, учитывать местную специфику и местные же наработки, сложившиеся связи с зарубежными вузами, а также те методы, которые были использованы, чтобы привлечь иностранных студентов. Важно понять и те барьеры, которые вузы встретили и встречают в своей деятельности: понять, где системный сбой, а где это связано с какими-то региональными особенностями.
Хочу еще раз подчеркнуть: приоритетный проект должен дойти до каждого вуза, обеспечить как повышение качества российского высшего образования, так и дать значительный экономический эффект.