Проректор ДВФУ Дмитрий Земцов: "Школа цифровой экономики – это очень важная ставка для университета"

11 сентября на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) стартует IV Восточный экономический форум. Это событие, на котором традиционно подводятся итоги и открываются новые перспективы сотрудничества России и стран АТР, в том числе в сфере образования. Какие компетенции следует вузу развивать у студентов? Чему научат в Школе цифровой экономики? Как применяются искусственный интеллект и дистанционные технологии в образовании? Что такое образовательный интенсив "Остров 10-21"? В преддверии форума корреспондент "Интерфакса" Софья Суворова побеседовала с Дмитрием Земцовым, проректором по развитию ДВФУ.

Фото предоставлено пресс-службой ДВФУ

Фото предоставлено пресс-службой ДВФУ

- Дмитрий Игоревич, какие темы станут ключевыми для обсуждения на Форуме в этом году?

- Восточный форум – это, прежде всего, экономический форум. Мы принимали участие в формировании его программы. Назову темы, которые мне лично кажутся очень важными. Во-первых, всегда на Восточном экономическом форуме много внимания уделяется взаимодействию со странами Азии, формированию бизнеса в логике гуманитарного сотрудничества. Есть набор очень сильных секций, в которых ДВФУ будет принимать участие. Приедут ректоры из университетов Японии, Китая, Кореи, с которыми мы тесно сотрудничаем.

Восточный форум – это место, где мы ежегодно сверяем часы в том, что касается сотрудничества в сфере науки и образования. За счёт этого мы увеличиваем количество программ стажировок, количество программ научных обменов. Это очень важно. Кроме этого, в этот раз на форуме много внимания будет уделяться мерам поддержки технологического бизнеса, в частности, на острове Русский.

Недавно подписан закон о специальных административных районах, один из которых будет размещен на Русском. Есть утвержденная ранее концепция развития острова. Смысл в наборе административных и налоговых преференций для тех, кто будет заниматься технологическим предпринимательством. На форуме будет обсуждаться вопрос, как именно государство будет поддерживать технологический наукоемкий бизнес, размещающийся на острове. Мы по этому поводу питаем большие надежды. Бизнесу нужно объяснять, почему надо сделать Дальний Восток районом своего присутствия, почему нужно открыть здесь офис и дать работу нашей молодежи. Наверное, нельзя забывать про вопросы работы с талантами, образовательные вопросы. Они для Восточного экономического форума внове. В этом году будет очень серьезная секция по развитию талантов до 2035 года, на которой будут представлены результаты проекта "Остров 10-21". Будут строиться планы на будущее. Мы считаем, что очень важно, что остров Русский и Дальневосточный федеральный университет становятся одной из ключевых точек построения большой образовательной стратегии России не на ближайшее, а на среднесрочное серьезное будущее, до 2035 года.

- Расскажите об основных итогах проекта "Остров 10-21", что, на Ваш взгляд, получилось, а что нет?

- Мероприятие получилось очень важным и для развития образования в России вообще, и для ДВФУ, в частности. На территории университета одномоментно присутствовало очень много сильных экспертов. С некоторыми мы договорились о будущем сотрудничестве в рамках университетских образовательных программ. По итогам мероприятия у нас стало на тысячу выпускников больше: всех прошедших подготовку в рамках образовательного интенсива "Остров" мы считаем выпускниками ДВФУ, точно так же как выпускниками "Университета 2035".

До "Острова" не удавалось на одной площадке в рамках интенсива достичь такой концентрации людей, компетентных в сквозных технологиях НТИ и цифровой экономике. Нам удалось. Более того, удалось упаковать их уникальные компетенции в очень сжатые модули, а результаты обучения сделать измеримыми. Студенты, которые проходили образовательные модули по сквозным технологиям или по бизнес-компетенциям, обязательно в итоге своего обучения представляли проект или решенную задачу.

Очень яркий пример с квантовыми технологиями. Было три трехдневных модуля. В первый приходили люди, совершенно не владеющие даже основами квантовой физики. Коллеги из Севастопольского госуниверситета разработали программу под названием "Квантовое погружение", после которой у студента могло наступить состоянии некоторой запутанности, но вместе с тем и понимания азов вопроса.

Люди, которые прошли все три модуля, в конце получили возможность вместе со специалистами соответствующего центра компетенции НТИ дистанционно написать программу квантового компьютера IBM. Это, конечно, очень сильный эффект. Люди, за 9 дней освоили сквозную технологию до уровня применения. Аналогичные модули запускали коллеги из Сбербанка. Очень сильный модуль представили коллеги из "Яндекса" совместно с ВШЭ.

Андрей Устюжанин делал блок по проектированию краудфандинговых конкурсов по работе с большими данными. Это сейчас очень популярная, распространенная практика, когда ты ставишь задачу по обработке больших данных для широкого сообщества энтузиастов, которые решают её вместе с тобой. Такая практика была на "Острове".

Еще важно, что в рамках интенсива нам удалось запустить формат «клубов мышления», в котором приняли участие все сильнейшие российские современные специалисты-практики в области методов эффективного мышления. В быстро меняющемся мире стратегии нужно строить и оперативно перестраивать. Каждый день нужно уметь решать задачи на стыке разных областей. У нас были практики из ТРИЗ, практики из менеджмента, школы управленческой борьбы. Были очень сильные методологи, последователи системы мыследеятельностной методологии. Можно перечислять и дальше.

Мне кажется, что интенсивное погружение в актуальные методики в области мышления дало нашим студентам многое и, в первую очередь, расширение картины мира. Интенсив был собран для того, чтобы люди, не погруженные в цифровую экономику, изменили свое представление о том, как современный мир пронизывает цифра, как в этой ситуации можно строить свою стратегию, как можно опираться на новые технологии, как можно выстраивать бизнес-компетенцию. В частности, у нас была программа для чиновников - chief data officer - в которой формировались практики для региональных команд управленческих офисов, для управления компанией.

- Существует скептическая точка зрения, которая сводится к тому, что такие мероприятия, как "Остров 10-21", различные форсайты и т.д. не имеют смысла – пустая трата денег, ресурсов. Как бы Вы ответили критикам, какие аргументы привели?

- Есть принципиальная разница между форсайтами и образовательным интенсивом. На "Острове-1021" не было ни одного форсайта. При этом форсайты как технологии, очень интересны и дают серьезные результаты, позволяют людям договариваются о сложных совместных действиях. И тем не менее, на "Острове-1021" была совершенно другая программа. Это была образовательная программа для взрослых, для людей, которые уже укоренились в своей профессии. Были отобраны бизнесмены с амбицией выхода на глобальные рынки, чиновники, технологи и ученые. Например, некоторые мероприятия у нас вел нобелевский лауреат по физике Константин Новоселов. Он проводил встречи, читал лекцию по перспективным областям развития новых материалов. "Остров" - это программа, собранная для лучших студентов, отобранных по очень жестким критериям, собранная из лучших в России, а в чем-то и в мире, преподавателей.

- В ДВФУ открылась первая в России Школа цифровой экономики, набор студентов ведется по пяти уникальным магистерским программам. Чем примечательны эти новые программы?

- Школа цифровой экономики – это очень важная ставка для ДВФУ. Мы понимаем, что любой современный университет в своей структуре должен иметь некий центр компетенции, который отвечает и за IT, и за синхронизацию информационных технологий сэкономикой. за внедрение цифры в практику. При этом мы понимаем, что любой университет, который ставит перед собой такую задачу, не может действовать в одиночку. Он должен опираться и на академические институты - здесь у нас есть сильный союзник в лице дальневосточного отделения РАН - и на бизнес, который дышит цифрой и в котором передовые компетенции концентрируются как нигде. Магистерские программы Школы цифровой экономики мы собирали именно из этой логики.

Хороший пример – это программа по искусственному интеллекту и большим данным, которую мы запускаем совместно со Сбербанком. Одновременно эта организация очень много сил вкладывает в умение строить управление на основе данных. Герман Греф прочитает первую лекцию магистерской программы в рамках Восточного экономического форума.

Мы опираемся не только на руководителей, но и на практиков, которые реально работают в Сбербанке, анализируют данные и готовят решения, которые имеют серьезные экономические последствия.

Другой не менее яркий пример, это наша образовательная программа по виртуальной и дополненной реальности. В этом году стали центром компетенции национальной технологической инициативы по VR и AR. Мы собрали вокруг себя, наверное, все успешные компании, которые в России умеют производить продукт в соответствующей области и умеют работать на глобальных рынках.

В частности, руководитель нашего центра, Александр Лукичев имеет успешную практику продаж на американский рынок продукции российских VR компаний. Мы подгружаем в университет образовательные модули. Там, где дело касается практики, читать лекции будут люди из бизнеса. Конечно, Владивосток – не центр России. Далековато. Но мы в образовательные программы ввели модульный принцип, когда часть предметов читается интенсивно, в течение одной-двух недель для наших студентов. Это позволяет нам привезти лучших преподавателей, как это было и на "Острове".

Есть еще три программы. Это цифровое искусство, digital arts, кибербезопасность и управление территориями на основе данных дистанционного зондирования земли – со спутника или беспилотников.

Этой программой руководит Станислав Карпенко, человек, который запустил первый российский частный спутник.  Сейчас он координирует деятельность всех наших партнеров, которые занимаются в России дистанционным зондированием Земли.  Есть совместная образовательная программа для юристов между Школой цифровой экономики и юридической школой. Очень активно развивается направление "Право в кибербезопасности". Это развивающаяся тема и во всём мире, и в России. Надо уметь разбираться, какие у человека есть права, как строится правовое обеспечение кибербезопасности. На эту программу можно поступить уже в этом году.  Самый полемический и острый вопрос – это насколько свободной должна быть траектория студента или школьника внутри образовательного пространства.

- Известно, что в вузе будут использовать искусственный интеллект для создания индивидуальных планов обучения студентов. Какие перспективы у такого непривычного пока нововведения?

- Я попробую ответить немного философски. В современной образовательной практике, наверное, самый полемический и острый вопрос – это насколько свободной должна быть траектория студента или школьника внутри образовательного пространства.

В более классической, индустриальной модели образовательных организаций свободная траектория не поощрялась. Скорее, наоборот, было естественным построить образовательный план с гарантированным результатом и выпустить через известное время специалиста с известными компетенциями, чтобы он поступил на известную работу и там был с известной степенью эффективен. Сейчас технологии и весь рыночный ландшафт очень быстро меняются. Мы находимся на рубеже этих технологических укладов, возможно, в центре технологической революции. В это время кажется важным уметь выпускать из университета человека со способностью самостоятельно определять для себя жизненную траекторию, а также имеющего предпринимательский талант. Хорошо обучающегося и открывающего для себя новое, хорошо анализирующего свою жизненную траекторию в сложных условиях.

При этом возникает проблема. Чем больше твоя свобода, тем больше ты нуждаешься в советнике, который тебе подскажет, что тебя ждет за поворотом. Обычно эту функцию выполняет научный руководитель или какой-то старший товарищ. Иногда - родители. В современном мире часто так бывает, что нет человека, который бы уже проходил тем путем, который ты хочешь для себя избрать. По крайней мере, нет в твоем окружении. В этом плане на "Острове-1021" и в "Университете 2035", нашей партнерской организации, мы попробовали механику создания такого советника на основе искусственного интеллекта. ИИ, проанализировав большие данные, касающиеся успешных людей, чего-то добившихся в современных технологических областях, может быть, молодых, живущих не в нашей стране, сопоставлял их с проанализированными данными студента. На выходе искусственный интеллект давал студентам советы по выбору образовательных модулей, основываясь на пути, которым проходили другие успешные люди. Сам по себе студент мог эти модули и не выбрать.

Однако в данном случае искусственный интеллект – не представитель такого учебно-методического управления, который говорит: "Уважаемый студент, для тебя построен учебный план. Ты должен ему следовать". Это, скорее, инструмент, который дает студенту, выбирающему образовательную траекторию внутри университета, возможность построить эту траекторию наиболее эффективным способом. Это касается областей, где еще сложно найти себе советника среди людей.

Как это выглядит на практике. Искусственный интеллект дает студенту набор тестов разного типа. На способности, на компетенции, на hard skills, просто математические задачи. Где-то надо вступить в коммуникационную игру с чат-ботом. На "Острове" дополнительно собирались физиологические данные через браслеты, которые снимали биометрические показатели: сердцебиение, уровень стресса. Эти данные обрабатываются ИИ. Он, сравнивая с эталонными траекториями успешных людей в новых технологических областях, выдавал рекомендации: следующий модуль подходит к твоим компетенциям, существующим сейчас, и твоей будущей траектории на 73%. Рекомендую. Такой модуль подходит на 90 %. Такой – на 35 %. Студент всё равно может выбрать сам, но у него есть вот такой инструмент аналитики.

Я уверен, что при эффективном построении образовательной программы искусственных интеллектов будет более одного. Это будет набор советников, о которых станет известно, как сейчас известно об Алисе или о Сири. Искин, написанный "Университетом 20.35", посоветует одну траекторию. Искин, написанный в МГУ, посоветует другую траекторию. Что выбрать? Появляется новое коммуникационное пространство.  Будущее наступает, оно уже рядом.

- Какие, по Вашему мнению, наиболее эффективные сегодня новые образовательные технологии? Применяете ли вы их в ДВФУ?

- Вопрос о новых образовательных технологиях мне не чужд. Я сам много времени провел, разрабатывая новые технологии очного образования. Роль компьютера, роль знания, записанного в виде курса, который будет преподаваться дистанционно, и роль очной встречи человека с человеком - это очень важные вопросы для всего мира. Чем дальше, тем больше развиваются онлайн-курсы. Уже сейчас можно часть не только трансляционной работы – читать лекции, вебинары, - но и часть контрольных функций погрузить в компьютер.

Есть хорошие российские разработки типа платформы Stepik, где часть курсов по программированию проходит без непосредственного участия преподавателя. Ты слушаешь хорошо записанные короткие лекции, а дальше решаешь задачи, которые компьютер проверяет и выдает тебе ответ и какие-то рекомендации. Дальше эта технология будет развиваться, но у нее есть предел. Этот предел находится там, где очная встреча человека с человеком создает принципиально новое образовательное содержание, когда человек не просто читает лекцию, а когда он выступает в роли вдохновителя, передает личностное знание, когда происходит какая-то сложная коммуникационная игра. Это может быть формат деловых игр, ролевых игр.

Есть ощущение, что развитие цифровых форматов неизбежно приведёт к тому, что и очные форматы будут развиваться. Ценность встречи человека с человеком в аудитории будет осознана полнее. Когда оказывается, что рутинную работу преподавателя можно переложить на компьютер, один раз записав хороший курс, очная встреча человека с человеком будет использована во всей ее полноте. Мы по этому пути идем.

В прошлом году мы стали одним из университетов-участников нацпроекта по цифровой образовательной среде. Мы приложили большие усилия, чтобы создать качественные онлайн-курсы, где часть рутинных функций преподавателя переходит в онлайн-сферу. Второе, что мы сделали, заложили внутрь образовательного процесса формат интенсива, который как раз и является инструментом повышения качества личного общения студента с экспертами.  Это уже не просто 1,5-часовая лекция, когда пришел эксперт и рассказал что-то, что он рассказывал много раз. Это глубокое погружение в тему с людьми, которые обладают сверхкомпетенцией.

- В ДВФУ создан Центр НТИ по нейротехнологиям и технологиям виртуальной (VR) и дополненной реальностей (AR), каково его предназначение?

- Задача нашего центра, как и любого центра НТИ, сконцентрировать людей, компетентных в технологии виртуальной и дополненной реальности.  Желательно не только российских, но и зарубежных партнеров, не в ущерб национальным интересам. С другой стороны, задача центра – создать такой набор мер поддержки, чтобы сотрудничество этих людей, консорциума виртуальной и дополненной реальности позволяло развивать им и свой бизнес, и саму технологию. Как правило, это означает, что у центра есть возможность поддержать, в том числе и финансово, и ресурсно те исследования, до которых у бизнес-компаний руки не доходили, но которые рынку нужны.

Как правило, каждая компания живет в режиме четкого расчета средств и может позволить себе поддерживать исследования только ближайшего шага. Центр НТИ позволяет чуть-чуть дальше заглянуть. В этом году мы делаем большую ставку на концентрацию компетенций в области трекинга. Это одна из очень важных задач в виртуальной дополненной реальности, некий технологический барьер, который определяет, насколько человек, погружается в виртуальную среду или среду дополненной реальности. Насколько точно компьютер знает, где он находится и что он делает. Технологии трекинга в России развиты очень даже хорошо.

Есть несколько технологических стартапов, которые пытаются преодолеть этот технологический барьер, и обладают компетенциями мирового уровня. Думаю, что на Восточном экономическом форуме мы несколько таких примеров покажем. Если говорить шире, то задача центра – создать все условия для ведения R&D, которыми будет пользоваться весь российский рынок, которые будет давать российским компаниям конкурентное преимущество на мировом рынке. Развитие предпринимательского духа и предпринимательских компетенций - тоже задача университета.

- В ДВФУ создается структура технологического предпринимательства. Расскажите о наиболее успешных студенческих проектах, стартапах, которые появились и были реализованы в стенах вуза?

- Я бы разделил технологическое и студенческое предпринимательство. Это может быть пересекающимся множеством, а может быть и полностью совпадающим. Бывают студенты, которые занимаются технологическим предпринимательством. Их нужно поддерживать в университете. Бывают студенты, которые занимаются другим предпринимательством. Я лично считаю, что их тоже нужно поддерживать, потому что развитие предпринимательского духа и предпринимательских компетенций - тоже задача университета.

Кроме этого есть технологические предприниматели, которые студентами уже не являются. Их много в нашей орбите. Это могут быть ученые, сотрудники университета. Это могут быть дальневосточные технологические предприниматели, которые приезжают на остров Русский, чтобы получить поддержку через технопарк "Русский". Где-то это российские крупные, средние и малые технологические компании, которые видят в острове Русский звено, связывающее Россию и азиатские рынки.

Приведу несколько примеров. Интересный студенческий проект, как раз классический проект в области технологического предпринимательства, проходящий через все доступные в России меры поддержки. Студенты вместе с сотрудниками нашего медицинского центра, в частности, под руководством действующего нейрохирурга Артура Бектимирова, создали систему инженерных соревнований по разработке разного рода протезов, имплантов, то есть более или менее кибернетических устройств. Одна из команд в итоге собралась в маленький технологический стартап, который разрабатывает бионический протез ноги. Они его разработали, получили поддержку от Фонда Бортника на доработку. Сейчас протез выглядит вполне конкурентоспособно. В этом году ребята старшего курса бакалавриата защитили свой диплом в формате стартапа, как у нас принято для технологических предпринимателей, получили диплом, поступили сейчас в магистратуру, будут этот стартап развивать.

Они также стали резидентами технопарка "Русский". Мы гордимся тем, что появилась технологическая команда, которая способна создавать бионические протезы и дальше будет развиваться как бизнес.

С другой стороны, благодаря центру НТИ мы выстроили коммуникацию с технологическими компаниями, которые занимаются трекингом. Одна из таких компаний – это TAU Tracker. Она создала систему очень точного позиционирования человеческой руки для компьютера. Компьютер может точно понять, что ты делаешь с виртуальными объектами, перемещая свои пальцы и кисть.

Так мы консолидируем технологические компании на острове. Польза от этого и для технологических компаний, и для университетов очевидна.  Примеры можно продолжать. У нас сейчас больше 50 резидентов. Каждый из них – это история успеха. Есть еще один яркий пример. В университете через несколько систем поддержки научных исследований, через гранты РНФ, через программу "5-100" поддерживался научный коллектив, который занимался гидроакустикой. Результатом деятельности этого коллектива стало создание оборудования для подводной связи – сейчас они резиденты технопарка "Русский".

Следующим этапом развития будет коммерциализация, продажа такого рода оборудования и на Дальнем Востоке, и во Владивостоке. На острове "Русский" особенно удобно заниматься такими исследованиями, потому что там есть развивающийся судостроительный комплекс завода "Звезда" и акватория, в которой можно работать. Есть какие-то коммуникации с РАН, с военными институтами по незакрытым тематикам. Я думаю, что это один из технологических стартапов, который может очень хорошо себя показать в будущем. Молодежь хорошо отзывается на проявление внимания к ней.

- Что нужно делать, чтобы молодежь оставалась жить и работать на Дальнем Востоке после окончания университета? Какова может быть здесь роль ДВФУ?

- Я ещё очень хорошо помню, как это, когда ты - молодежь. Мне кажется, молодежь хорошо отзывается на проявление внимания к ней. Если видно, что государство в целом и государственные институты заинтересованы в том, чтобы молодежь оставалась и работала, молодежь останется. Нужно внимание и нужно видение будущего. Нужно, чтобы люди видели, ради чего оставаться. Видели, где можно себя реализовать, где жить со своей семьёй, где учить детей.

Мы в ДВФУ считаем, что очень важно, чтобы на Дальнем Востоке появилась точка приложения интеллектуальных сил. Такой кластер наукоемкого технологического бизнеса, где лучшие выпускники университета могли бы оставаться, может быть, даже на конкурентных основаниях. Именно поэтому мы вкладываем так много сил в создание вокруг себя пояса технологических компаний через технопарк «Русский». У нас также есть много соратников, крупных технологических компаний, которые локализуются на Дальнем Востоке.

Очень большим подспорьем станет строительство второй очереди на острове Русский. В последнее время оно всерьез обсуждается. Там технопарк сможет разместиться уже на больших площадях – 80 тыс. кв. м. Будут жилые площади, социальная инфраструктура. Это означает, что наши выпускники и, может быть, лучшие студенты из других университетов, смогут остаться, создать свой бизнес или устроиться работать в технологические компании, которые уже локализованы на Дальнем Востоке. Так они смогут вкладывать свою душу в развитие непростого региона. Молодёжи нужно кем-то быть. Для того чтобы оставались лучшие, нужно чтобы были лучшие рабочие места. Сейчас все для этого делается.