Ректор БГТУ им.Шухова Сергей Глаголев: "Опорным университет становится именно для региона, для территории, на которой он находится"

Фото предоставлено пресс-службой вуза

Год назад Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) имени В.Г. Шухова обрел статус опорного. Это оказало огромное влияние на жизнь университета. Подробнее об уже произошедших и грядущих переменах корреспонденту "Интерфакса" рассказал ректор вуза Сергей Глаголев.

- Сергей Николаевич, вот уже год, как БГТУ имени Шухова стал опорным вузом. Чего удалось добиться за это время? Ощутили ли Вы как ректор какие-то перемены в отношении к университету - со стороны властей, научного сообщества?

- Внимание к нам прямо пропорционально возросшей ответственности за реализацию комплексной стратегии и программы развития опорного вуза, которую мы утвердили как на региональном, так и на федеральном уровне. За прошедший год мы проанализировали наши возможности, увидели новые резервы и смогли их мобилизовать. Более того: эта мобилизация уже дает первые результаты. Во-первых, мы успешно воплощаем в жизнь стратегический проект по развитию Белгородской агломерации, который стал апробационной площадкой, своеобразным полигоном для реализации четырех стратегических приоритетов развития региона до 2022 года: инновационной экономики, высоких жизненных и социальных стандартов, а также строительства солидарного общества. В рамках этого глобального проекта реализуются семь отраслевых, среди которых, например, развитие транспортной инфраструктуры и белгородского парковочного пространства, а также проекты, направленные на привлечение в вуз талантливых школьников: "Кванториум" и "IT-классы". Во-вторых, по итогам всероссийского конкурса "технолог" вошел в число университетов, участвующих в реализации приоритетного проекта Минобра "Вузы как центры пространства создания инноваций". Для нашего коллектива это одно из главных событий года. Проект предполагает создание в России к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. В-третьих, на базе университета создается система стратегического инновационного и технологического предпринимательства, система эффективного взаимодействия вуза, бизнеса и региональной власти. Это многоходовая операция, включающая множество различных составляющих. Одно из направлений работы здесь - созданная совместно с региональным департаментом строительства и транспорта программа совместных исследований и разработок, включающая 31 проект университета с индустриальными партнерами. Правительство области оказывает нам всестороннюю поддержку: участвует в выработке политики развития вуза, согласует программы, ищет возможности для поддержки (от экспертной и методической до финансовой). Опорным университет становится именно для региона, для территории, на которой он находится. Уже сейчас мы видим примеры вовлечения БГТУ в управление региональной инновационной инфраструктурой, все больше сотрудников университетов входят в составы советов при губернаторе области, в различные экспертные группы. Что касается научного сообщества - ярким примером возросшего интереса к нам и нашей деятельности стал проведенный у нас первый межвузовский форум "Опорные университеты - драйверы развития регионов", в котором приняли участие более 600 человек, в том числе ректоры федеральных, национальных исследовательских и опорных вузов России.

- Что дает статус опорного университета студентам?

- Сегодня каждый студент осознает престижность и ответственность, которую накладывает на него новый статус вуза. Могу с уверенностью сказать: за этот год процент "отсева" (который и так был небольшим - специфика университета не располагает к разгильдяйству) уменьшился на порядок. Причем наши студенты не просто стремятся к знаниям - они хотят их применять на практике, хотят работать, причем все чаще - на себя, а не "на дядю". В связи с этим в прошедшем учебном году в БГТУ получила развитие система обучения всех групп, обучающихся основам технологического и инновационного предпринимательства, по 5-ти программам. Она рассчитана не только на студентов - в ней может поучаствовать любой житель региона. В рамках новой системы мы уже подготовили более 300 потенциальных и действующих предпринимателей муниципальных районов Белгородской области. Кроме того, недавно завершившаяся приемная кампания показала: статус опорного вуза - настоящий "магнит" для абитуриентов. По сравнению с прошлым годом, значительно увеличился поток поступающих, в том числе и из других регионов и стран. Было подано более 3,5 тыс. заявлений. Это на тысячу больше, чем в 2017 году. На сегодня мы можем говорить о том, что в БГТУ имени Шухова обучаются студенты из 70 регионов России (в прошлом году было 62), 9 стран ближнего (против семи в прошлом году) и 31 - дальнего зарубежья (в 2017 году - 27 стран). Конкурс в эту приемную кампанию тоже был выше прошлых лет: в среднем 5,7 человек на место, а по отдельным направлениям - 27 человек на место.

- Как восприняли перемены преподаватели вуза, другие сотрудники?

- Конечно же, произошли серьезные изменения в отношении к работе, в самой атмосфере, если хотите. Все понимают, что опорный вуз - это не для статуса, а для качественного роста. Это не просто смена вывески, а смена приоритетов, направлений развития. Коллектив вуза сплотился, организовался, мотивирован. Количественным отражением новых реалий стало заметное упрочение наших позиций в национальных и отдельных международных рейтингах вузов. Статус опорного вуза позволил переосмыслить роль и ответственность руководителей различных уровней. Это ставит перед нами задачу изменить управленческую модель университета, больше полномочий передать на нижний уровень: решение рабочих задач должно быть перенесено на преподавателей, а кое-где - и на студентов. Так, мы активно включаем наших студентов в реализацию проектов, подготавливая их к активной предпринимательской деятельности. Это позволит в перспективе до 50% наших выпускников организовать либо малое инновационное, либо индивидуальное предприятие.

- По сообщениям СМИ, в вузе уже просчитаны финансовые результаты работы всех кластеров "технолога" на ближайшую пятилетку. Расскажите об этом подробнее.

- К 2022 году БГТУ им. В.Г.Шухова должен стать не просто университетом предпринимательского типа, а представлять собой эффективно действующее инновационное градообразующее предприятие региона. И все предпосылки у нас для этого есть. "Технолог" - не только крупный работодатель и поставщик высококвалифицированных кадров для всех производственных кластеров региона (источник человеческого капитала и кадров для региональной экономики), но и один из крупных субъектов экономики и центр развития предпринимательства в Белгородской области. Для решения этих задач сформированы пять ключевых комплексов стратегического развития университета: предпринимательский, научно-образовательный, научно-производственный, социально-культурный и сервисный. Все комплексы, хотя и не равнозначны по объемам доходов вуза и региона, но крайне важны для формирования интеллектуально-инновационной среды университета 3.0. Предпринимательский комплекс обеспечивает поступление свыше 75% внебюджетных средств в рамках региона. Но он не может существовать без фактически обеспечивающих его идеями, проектами и высококвалифицированными кадрами научно-образовательного и научно-производственного комплексов. Эти комплексы, по нашим расчетам, будут приносить вузу около 20% внебюджетных средств. И здесь хотелось бы обратить внимание на положительный зарубежный опыт. Предприниматели и бизнес не просто не забывают свою альма-матер, а активно инвестируют в науку и образование, тем самым резко увеличивая собственные последующие прибыли. Социально-культурный и сервисный комплексы, хотя и дают всего 3% от всех поступлений вузу, крайне важны для создания соответствующей предпринимательской среды - среды, обеспечивающей формирование инновационно-ориентированной, предпринимательски мыслящей молодежи - начиная от школы и до готового специалиста.

Существенный объем внебюджетных средств поступает от обучения студентов на платной основе, от реализации программ дополнительного образования, от грантов на фундаментальные и поисковые исследования. Будет расширен перечень образовательных программ, актуальных для развития региона и не представленных в других вузах Центрального Черноземья. Это аддитивные технологии на уровнях среднего специального и высшего образования: "Информационно-строительный инжиниринг", "Девелопмент в инвестиционно-строительной деятельности", "Эффективные композиты для зеленого строительства", "Эффективные строительные композиты для 3D аддитивных технологий", "Безопасность систем и технологий наноинженерии", "Архитектура информационных систем" и др. Подготовка кадров по этим направлениям будет способствовать диверсификации экономики региона. Дальнейшее развитие получит система непрерывного дополнительного профессионального образования специалистов, включающая синтез перспективных отечественных и западных современных технологий, в том числе онлайн технологий, технологий конструирования корпоративных или индивидуальных образовательных программ. Совместно с индустриальными партнерами будет реализован проект "Конструктор компетенций", позволяющий организовать учебный процесс в формате жизненного цикла реального проекта. В результате в 2022 году объем финансирования по этому комплексу достигнет 850 миллионов рублей.

- Один из показателей развития вуза как градообразующего предприятия - рост доходов от инновационного бизнеса, - в частности, от так называемых МИПов. На недавней пресс-конференции, организованной "Интерфаксом", Вы обозначили планку доходов от такого рода деятельности на текущий год в районе 1 млрд рублей. Насколько этот показатель достижим? И какие перспективы у вуза в этом секторе на ближайшие 3-5 лет?

- По итогам 2017 года объем выручки наших малых инновационных предприятий (МИПов) достиг 650 миллионов рублей. По итогам этого года, действительно, мы планируем выручку в объеме более 1 млрд рублей. Особую роль в достижении этого результата будет играть кооперация наших МИПов с предприятиями крупного и среднего бизнеса. Целый ряд малых инновационных предприятий уже сегодня готов создавать продукцию для крупных заказчиков на условиях аутсорсинга, а ведущие промышленные предприятия региона - сотрудничать с нами. Так, например, в этом году мы планируем создать с корпорацией ЖБК-1 совместный МИП по производству модульных технологических установок для переработки строительных отходов. Такая практика получит развитие в ближайшие годы. Реализуя поставленную губернатором области задачу по созданию к 2022 году до 300 МИПов и ИЧП в инновационном поясе университета, мы рассчитываем через пять лет увеличить оборот этих предприятий до 5-6 млрд рублей в год. Надеемся, эти предприятия будут созданы не только вокруг университета, но и вокруг системообразующих крупных и средних бизнес-структур. Это позволит предприятиям инновационного пояса университета получить к 2022 году более 14 миллиардов рублей совокупного дохода.

- Сегодня много говорят о цифровизации деятельности образовательных учреждений. Какую работу ведет вуз в этом направлении?

- Мы стараемся не просто переводить наши бизнес-процессы в цифровые стандарты, но и задавать в этом региональные и общероссийские тренды. Мы понимаем цифровизацию в самом широком смысле. Это и хорошо развитая сеть wi-fi: сегодня беспроводным интернетом связаны все объекты учебной, бытовой, жилой инфраструктуры университетского кампуса, что позволяет нам успешно объединять повседневную деятельность вуза и его документооборот в единое информационное пространство. Это и высокие стандарты цифрового делопроизводства, при котором обмен информацией, поручениями, продвижение текущей документации и отчетность между подразделениями все в большем объеме осуществляется полностью в безбумажной форме. Это и полная автоматизация процесса диспетчеризации коммунальных служб кампуса - как потребляющих, так и генерирующих ресурсы, что сегодня нам позволяет экономить до 40% затрат на энергопотребление кампуса, а сэкономленные средства - кстати, весьма внушительные - направлять на стратегические направления развития научной, образовательной, социальной деятельности университета. Кроме того, у нас полностью налажен контроль и учет посетителей кампуса, транспортных средств, проводится мониторинг движения студенческого контингента в учебное и внеучебное время. Это все существенно упрощает и облегчает нам решение актуальных вопросов организации труда сотрудников, учебы и быта студентов, комфорта и безопасности пребывания наших гостей и рационализации транспортной сети кампуса.

Но и это еще не все. Сегодня мы говорим о развертывании на территории кампуса сети интернета вещей, необходимой нам для полного оборудования интеллектуальными системами дистанционной диспетчеризации и ресурсосбережения. Понятие интернета вещей относительно новое в практике деятельности городских и коммунальных служб региона, поэтому мы поставили перед собой амбициозную цель: стать центром превосходства в области сбора, обработки и анализа "больших данных" для функционирования городской среды в стандарте "умного города" - жизненного пространства, обладающего самоорганизацией потребления ресурсов в динамично меняющихся траекториях общего устойчивого развития. Разумеется, ученые университета активно участвуют в реализации и самостоятельно реализуют проекты, улучающие качество и повышающие эффективность деятельности различных городских, коммунальных, строительных, эксплуатирующих служб города с активным использованием технологий машинного зрения, нейросетевого обучения, робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов. Обучение техническим дисциплинам в университете, в той степени, где это допустимо образовательным стандартом и производственной практикой, мы планируем и начинаем переводить в технологии виртуальной и дополненной реальностей.

- Где собираетесь брать кадры для решения столь грандиозных задач?

- Понятно, что успех масштабных проектов цифровизации неотъемлемо связан с упреждающей подготовкой квалифицированных кадров для цифровой экономики. Поэтому в ближайшее время мы планируем введение ряда экспериментальных образовательных программ магистратуры и специалитета. Это "Smart-технологии", "Компьютерная мехатроника", "Информатика и робототехника", "Дизайнер виртуальных миров", "IT-менеджмент", "IT-аудит", "Специальные средства и телекоммуникационные технологии", "Менеджмент цифровых медиа", "Компьютерные науки и технологии", "Цифровые технологии в агропромышленных комплексах", "Анализ больших данных" и "Кибербезопасность". Реализация этих программ планируется совместно с индустриальными партнерами, в том числе с предприятиями, созданными выпускниками университета. Все это, в конечном счете, позволит нам не только развиваться в ногу со временем и в соответствии с кадровым заказом современных работодателей, но и проводить большую опережающую научную и практическую деятельность по перспективным направлениям цифровизации экономики страны.