Ректор БГТУ им.Шухова Сергей Глаголев: "Опорным университет становится именно для региона, для территории, на которой он находится"
Год назад Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) имени В.Г. Шухова обрел статус опорного. Это оказало огромное влияние на жизнь университета. Подробнее об уже произошедших и грядущих переменах корреспонденту "Интерфакса" рассказал ректор вуза Сергей Глаголев.
- Сергей Николаевич, вот уже год, как БГТУ имени Шухова стал опорным вузом. Чего удалось добиться за это время? Ощутили ли Вы как ректор какие-то перемены в отношении к университету - со стороны властей, научного сообщества?
- Внимание к нам прямо пропорционально возросшей ответственности за реализацию комплексной стратегии и программы развития опорного вуза, которую мы утвердили как на региональном, так и на федеральном уровне. За прошедший год мы проанализировали наши возможности, увидели новые резервы и смогли их мобилизовать. Более того: эта мобилизация уже дает первые результаты. Во-первых, мы успешно воплощаем в жизнь стратегический проект по развитию Белгородской агломерации, который стал апробационной площадкой, своеобразным полигоном для реализации четырех стратегических приоритетов развития региона до 2022 года: инновационной экономики, высоких жизненных и социальных стандартов, а также строительства солидарного общества. В рамках этого глобального проекта реализуются семь отраслевых, среди которых, например, развитие транспортной инфраструктуры и белгородского парковочного пространства, а также проекты, направленные на привлечение в вуз талантливых школьников: "Кванториум" и "IT-классы". Во-вторых, по итогам всероссийского конкурса "технолог" вошел в число университетов, участвующих в реализации приоритетного проекта Минобра "Вузы как центры пространства создания инноваций". Для нашего коллектива это одно из главных событий года. Проект предполагает создание в России к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. В-третьих, на базе университета создается система стратегического инновационного и технологического предпринимательства, система эффективного взаимодействия вуза, бизнеса и региональной власти. Это многоходовая операция, включающая множество различных составляющих. Одно из направлений работы здесь - созданная совместно с региональным департаментом строительства и транспорта программа совместных исследований и разработок, включающая 31 проект университета с индустриальными партнерами. Правительство области оказывает нам всестороннюю поддержку: участвует в выработке политики развития вуза, согласует программы, ищет возможности для поддержки (от экспертной и методической до финансовой). Опорным университет становится именно для региона, для территории, на которой он находится. Уже сейчас мы видим примеры вовлечения БГТУ в управление региональной инновационной инфраструктурой, все больше сотрудников университетов входят в составы советов при губернаторе области, в различные экспертные группы. Что касается научного сообщества - ярким примером возросшего интереса к нам и нашей деятельности стал проведенный у нас первый межвузовский форум "Опорные университеты - драйверы развития регионов", в котором приняли участие более 600 человек, в том числе ректоры федеральных, национальных исследовательских и опорных вузов России.
- Что дает статус опорного университета студентам?
- Сегодня каждый студент осознает престижность и ответственность, которую накладывает на него новый статус вуза. Могу с уверенностью сказать: за этот год процент "отсева" (который и так был небольшим - специфика университета не располагает к разгильдяйству) уменьшился на порядок. Причем наши студенты не просто стремятся к знаниям - они хотят их применять на практике, хотят работать, причем все чаще - на себя, а не "на дядю". В связи с этим в прошедшем учебном году в БГТУ получила развитие система обучения всех групп, обучающихся основам технологического и инновационного предпринимательства, по 5-ти программам. Она рассчитана не только на студентов - в ней может поучаствовать любой житель региона. В рамках новой системы мы уже подготовили более 300 потенциальных и действующих предпринимателей муниципальных районов Белгородской области. Кроме того, недавно завершившаяся приемная кампания показала: статус опорного вуза - настоящий "магнит" для абитуриентов. По сравнению с прошлым годом, значительно увеличился поток поступающих, в том числе и из других регионов и стран. Было подано более 3,5 тыс. заявлений. Это на тысячу больше, чем в 2017 году. На сегодня мы можем говорить о том, что в БГТУ имени Шухова обучаются студенты из 70 регионов России (в прошлом году было 62), 9 стран ближнего (против семи в прошлом году) и 31 - дальнего зарубежья (в 2017 году - 27 стран). Конкурс в эту приемную кампанию тоже был выше прошлых лет: в среднем 5,7 человек на место, а по отдельным направлениям - 27 человек на место.
- Как восприняли перемены преподаватели вуза, другие сотрудники?
- Конечно же, произошли серьезные изменения в отношении к работе, в самой атмосфере, если хотите. Все понимают, что опорный вуз - это не для статуса, а для качественного роста. Это не просто смена вывески, а смена приоритетов, направлений развития. Коллектив вуза сплотился, организовался, мотивирован. Количественным отражением новых реалий стало заметное упрочение наших позиций в национальных и отдельных международных рейтингах вузов. Статус опорного вуза позволил переосмыслить роль и ответственность руководителей различных уровней. Это ставит перед нами задачу изменить управленческую модель университета, больше полномочий передать на нижний уровень: решение рабочих задач должно быть перенесено на преподавателей, а кое-где - и на студентов. Так, мы активно включаем наших студентов в реализацию проектов, подготавливая их к активной предпринимательской деятельности. Это позволит в перспективе до 50% наших выпускников организовать либо малое инновационное, либо индивидуальное предприятие.
- По сообщениям СМИ, в вузе уже просчитаны финансовые результаты работы всех кластеров "технолога" на ближайшую пятилетку. Расскажите об этом подробнее.
- К 2022 году БГТУ им. В.Г.Шухова должен стать не просто университетом предпринимательского типа, а представлять собой эффективно действующее инновационное градообразующее предприятие региона. И все предпосылки у нас для этого есть. "Технолог" - не только крупный работодатель и поставщик высококвалифицированных кадров для всех производственных кластеров региона (источник человеческого капитала и кадров для региональной экономики), но и один из крупных субъектов экономики и центр развития предпринимательства в Белгородской области. Для решения этих задач сформированы пять ключевых комплексов стратегического развития университета: предпринимательский, научно-образовательный, научно-производственный, социально-культурный и сервисный. Все комплексы, хотя и не равнозначны по объемам доходов вуза и региона, но крайне важны для формирования интеллектуально-инновационной среды университета 3.0. Предпринимательский комплекс обеспечивает поступление свыше 75% внебюджетных средств в рамках региона. Но он не может существовать без фактически обеспечивающих его идеями, проектами и высококвалифицированными кадрами научно-образовательного и научно-производственного комплексов. Эти комплексы, по нашим расчетам, будут приносить вузу около 20% внебюджетных средств. И здесь хотелось бы обратить внимание на положительный зарубежный опыт. Предприниматели и бизнес не просто не забывают свою альма-матер, а активно инвестируют в науку и образование, тем самым резко увеличивая собственные последующие прибыли. Социально-культурный и сервисный комплексы, хотя и дают всего 3% от всех поступлений вузу, крайне важны для создания соответствующей предпринимательской среды - среды, обеспечивающей формирование инновационно-ориентированной, предпринимательски мыслящей молодежи - начиная от школы и до готового специалиста.
Существенный объем внебюджетных средств поступает от обучения студентов на платной основе, от реализации программ дополнительного образования, от грантов на фундаментальные и поисковые исследования. Будет расширен перечень образовательных программ, актуальных для развития региона и не представленных в других вузах Центрального Черноземья. Это аддитивные технологии на уровнях среднего специального и высшего образования: "Информационно-строительный инжиниринг", "Девелопмент в инвестиционно-строительной деятельности", "Эффективные композиты для зеленого строительства", "Эффективные строительные композиты для 3D аддитивных технологий", "Безопасность систем и технологий наноинженерии", "Архитектура информационных систем" и др. Подготовка кадров по этим направлениям будет способствовать диверсификации экономики региона. Дальнейшее развитие получит система непрерывного дополнительного профессионального образования специалистов, включающая синтез перспективных отечественных и западных современных технологий, в том числе онлайн технологий, технологий конструирования корпоративных или индивидуальных образовательных программ. Совместно с индустриальными партнерами будет реализован проект "Конструктор компетенций", позволяющий организовать учебный процесс в формате жизненного цикла реального проекта. В результате в 2022 году объем финансирования по этому комплексу достигнет 850 миллионов рублей.
- Один из показателей развития вуза как градообразующего предприятия - рост доходов от инновационного бизнеса, - в частности, от так называемых МИПов. На недавней пресс-конференции, организованной "Интерфаксом", Вы обозначили планку доходов от такого рода деятельности на текущий год в районе 1 млрд рублей. Насколько этот показатель достижим? И какие перспективы у вуза в этом секторе на ближайшие 3-5 лет?
- По итогам 2017 года объем выручки наших малых инновационных предприятий (МИПов) достиг 650 миллионов рублей. По итогам этого года, действительно, мы планируем выручку в объеме более 1 млрд рублей. Особую роль в достижении этого результата будет играть кооперация наших МИПов с предприятиями крупного и среднего бизнеса. Целый ряд малых инновационных предприятий уже сегодня готов создавать продукцию для крупных заказчиков на условиях аутсорсинга, а ведущие промышленные предприятия региона - сотрудничать с нами. Так, например, в этом году мы планируем создать с корпорацией ЖБК-1 совместный МИП по производству модульных технологических установок для переработки строительных отходов. Такая практика получит развитие в ближайшие годы. Реализуя поставленную губернатором области задачу по созданию к 2022 году до 300 МИПов и ИЧП в инновационном поясе университета, мы рассчитываем через пять лет увеличить оборот этих предприятий до 5-6 млрд рублей в год. Надеемся, эти предприятия будут созданы не только вокруг университета, но и вокруг системообразующих крупных и средних бизнес-структур. Это позволит предприятиям инновационного пояса университета получить к 2022 году более 14 миллиардов рублей совокупного дохода.
- Сегодня много говорят о цифровизации деятельности образовательных учреждений. Какую работу ведет вуз в этом направлении?
- Мы стараемся не просто переводить наши бизнес-процессы в цифровые стандарты, но и задавать в этом региональные и общероссийские тренды. Мы понимаем цифровизацию в самом широком смысле. Это и хорошо развитая сеть wi-fi: сегодня беспроводным интернетом связаны все объекты учебной, бытовой, жилой инфраструктуры университетского кампуса, что позволяет нам успешно объединять повседневную деятельность вуза и его документооборот в единое информационное пространство. Это и высокие стандарты цифрового делопроизводства, при котором обмен информацией, поручениями, продвижение текущей документации и отчетность между подразделениями все в большем объеме осуществляется полностью в безбумажной форме. Это и полная автоматизация процесса диспетчеризации коммунальных служб кампуса - как потребляющих, так и генерирующих ресурсы, что сегодня нам позволяет экономить до 40% затрат на энергопотребление кампуса, а сэкономленные средства - кстати, весьма внушительные - направлять на стратегические направления развития научной, образовательной, социальной деятельности университета. Кроме того, у нас полностью налажен контроль и учет посетителей кампуса, транспортных средств, проводится мониторинг движения студенческого контингента в учебное и внеучебное время. Это все существенно упрощает и облегчает нам решение актуальных вопросов организации труда сотрудников, учебы и быта студентов, комфорта и безопасности пребывания наших гостей и рационализации транспортной сети кампуса.
Но и это еще не все. Сегодня мы говорим о развертывании на территории кампуса сети интернета вещей, необходимой нам для полного оборудования интеллектуальными системами дистанционной диспетчеризации и ресурсосбережения. Понятие интернета вещей относительно новое в практике деятельности городских и коммунальных служб региона, поэтому мы поставили перед собой амбициозную цель: стать центром превосходства в области сбора, обработки и анализа "больших данных" для функционирования городской среды в стандарте "умного города" - жизненного пространства, обладающего самоорганизацией потребления ресурсов в динамично меняющихся траекториях общего устойчивого развития. Разумеется, ученые университета активно участвуют в реализации и самостоятельно реализуют проекты, улучающие качество и повышающие эффективность деятельности различных городских, коммунальных, строительных, эксплуатирующих служб города с активным использованием технологий машинного зрения, нейросетевого обучения, робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов. Обучение техническим дисциплинам в университете, в той степени, где это допустимо образовательным стандартом и производственной практикой, мы планируем и начинаем переводить в технологии виртуальной и дополненной реальностей.
- Где собираетесь брать кадры для решения столь грандиозных задач?
- Понятно, что успех масштабных проектов цифровизации неотъемлемо связан с упреждающей подготовкой квалифицированных кадров для цифровой экономики. Поэтому в ближайшее время мы планируем введение ряда экспериментальных образовательных программ магистратуры и специалитета. Это "Smart-технологии", "Компьютерная мехатроника", "Информатика и робототехника", "Дизайнер виртуальных миров", "IT-менеджмент", "IT-аудит", "Специальные средства и телекоммуникационные технологии", "Менеджмент цифровых медиа", "Компьютерные науки и технологии", "Цифровые технологии в агропромышленных комплексах", "Анализ больших данных" и "Кибербезопасность". Реализация этих программ планируется совместно с индустриальными партнерами, в том числе с предприятиями, созданными выпускниками университета. Все это, в конечном счете, позволит нам не только развиваться в ногу со временем и в соответствии с кадровым заказом современных работодателей, но и проводить большую опережающую научную и практическую деятельность по перспективным направлениям цифровизации экономики страны.