Ректор МГТУ им. Г.И. Носова Дмитрий Терентьев: "Инженер должен знать не только закон Ома, но и быть образованным гуманитарием"

© МГТУ им. Г.И. Носова. Владимир Шустиков

Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ) им. Г.И. Носова является одним из старейших вузов Южного Урала и основным вузом одного из уральских промышленных центров– Магнитогорска.  Здесь учатся не только будущие металлурги, но и педагоги. О том, как промышленники участвуют в обучении студентов, о детском образовании в рамках программы "Приоритет-2030" и нянях для детей студентов в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор университета Дмитрий Терентьев.

- Дмитрий Вячеславович, традиционно в конце года принято подводить итоги и строить планы на будущее. Какие самые важные события в жизни университета в уходящем году вы бы отметили и что нового планируете воплотить в наступающем? 

- В уходящем году наш университет отпраздновал свое 90-летие. Это, конечно же, значимый срок и весомая дата. Этот год был посвящен юбилею, все мероприятия, которые мы проводили, а их было очень много, так или иначе были приурочены к 90-летию. Второе, что следует отметить, это, конечно же, включение нашего вуза в состав кандидатов в федеральную программу "Приоритет 2030", что дает нам возможность для дальнейшего развития и вхождения в элиту университетов России.

Коллектив проделал огромную работу по разработке программы развития стратегии университета до 2030-го года и далее, которая связана с нашими традиционными направлениями в исследованиях и образовании. Это горное дело, металлургия, энергетика, строительство -  все, что касается развития территории города, гуманитарных направлений, комфортной среды, логистики.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте "Магнитная долина", который университет реализует вместе с ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат". 

- Буквально на днях мы подпишем соглашение о сотрудничестве в рамках развития "Магнитной долины". Данный проект – это совместная экосистема МГТУ им. Г.И. Носова и ММК, в которой будут трудиться талантливые молодые исследователи, студенты. На этой площадке предполагается строительство новых учебно-научных корпусов, лабораторий, оснащенных оборудованием. Это очень амбициозные планы, но мы искренне верим в их реализацию и будем делать все возможное для этого.

Сейчас идёт этап проектирования и согласования с ММК. Строительство планируется начать в 2025 году на площадке университета. Источники финансирования - федеральные программы, региональные, собственные средства и средства партнёра. 

Инфраструктура за прошедший год, я считаю, сильно преобразилась. К нам вошли новые партнеры, что позволило открыть лаборатории, мастерские, где наши ребята приобретают новые компетенции и становятся профессионалами своего дела. Мы создаем новые образовательные пространства, современные, светлые, теплые, чтобы студенты обучались именно в таких условиях. Уже запускаем одну большую поточную аудиторию и приступили к созданию второй аудитории. 

Открыли новое пространство для наших молодых мам из числа студенток и сотрудниц, где они смогут вместе со своими детьми в возрасте до семи лет проводить время, либо оставлять ребенка с воспитателем, чтобы сдать какие-то зачеты, экзамены, посетить консультации. Это пространство тоже реализовано в рамках федерального проекта, который называется "Помоги маме учиться". Всего 15 университетов стали победителями, наш заявка заняла четвертое место в рамках этой программы.

Планируем участвовать и дальше в программе "Помоги маме учиться" и создавать такие пространства во всех наших корпусах. 

- С какими предприятиями региона сотрудничает вуз и в чем заключается это сотрудничество? 

- Магнитогорск ассоциируется в первую очередь с ММК. Но за последнее десятилетие в городе открылось немало новых предприятий, например, "Андроидная техника", где трудятся наши выпускники. Есть предприятия, которые производят компоненты для любого вида автомобилей, в том числе и для Aurus. Существуют IT-компании мирового уровня. Совместно с ними мы реализуем образовательный проект "4+". Четыре года - это срок обучения по программе бакалавриата, а плюс - то, что компании дают студентам сверх образовательных стандартов. Условно две дисциплины в семестр наши партнеры преподают бесплатно, привлекая своих специалистов. Дополнительные компетенции позволяют выпускникам вуза быть более конкурентоспособными на рынке труда.

Второе направление, которое университет внедряет совместно с партнерами - дуальное обучение. Мы формируем свои учебные планы так, чтобы два дня в неделю студенты проводили на предприятиях, которые заключают с ними трудовые договоры. Кроме этого, в вузе действует Центр карьеры и взаимодействия с партнерами, основные задачи которого - изучение потребностей предприятий в кадрах и информирование об этом студентов и выпускников.

- Сегодня много говорится о дефиците кадров, о том, как предприятия решают совместно с вузами и колледжами эту проблему. Как МГТУ им. Г.И. Носова стимулирует интерес молодежи к техническим специальностям?

- Мы понимаем, что начинать профориентационную работу нужно со школы. Одним из направлений, которые реализуем в рамках программы "Приоритет-2030", является создание детского центра образования с уклоном на инженерные направления. Мы назвали этот проект "Академия детства". Он должен заработать уже в 2025 году. Сейчас в университете действуют IT-клуб и кванториум, где занимаются дети с шести лет. Уже в этом возрасте они начинают выполнять реальные проекты, зачастую предложенные предприятиями. Также у нас есть собственная проектная школа для учащихся 10-11 классов. И, конечно, эти дети видят свое будущее не в сфере блогерства.

Привлечь молодежь на производство можно только интересными проектами и оплатой во время практики. По нашей статистике, если студент регулярно находится на оплачиваемой практике, он в 70% случаях возвращается на это предприятие после окончания учебы. С 2022 года мы участвуем в программе "Профессионалитет". В ее рамках взаимодействуем с компаниями металлургического, строительного и энергетического комплексов. Сейчас по этой программе обучаются около 1 тыс. студентов многопрофильного колледжа при нашем университете. Предприятия помогают своим практикантам и с поступлением в вуз, что повышает их лояльность к компании.

- Какие направления научной деятельности университета вы бы назвали сейчас ключевыми?

- Наряду с традиционными для вуза научными направлениями в области развития технологий горно-металлургической отрасли и создания новых промышленных продуктов в материалообработке мы развиваем новые проекты, связанные с разработкой и применением цифровых двойников, 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности в проектировании, конструировании и управлении технологическими процессами. Здесь нашими ключевыми партнерами являются ММК и его дочерние общества, Магнитогорский завод прокатных валков, научно-производственное объединение "БелМаг" и другие.

Реализуются импортозамещающие проекты в области разработки электроприводов робототехнических комплексов и гибридных транспортных систем, экологии и промышленной безопасности. На базе университета создана экосистема, включающая дочерние малые инновационные предприятия вуза. При этом не остаются в стороне и гуманитарные науки: история и археология, филология и лингвистика, педагогика и социальная работа.

Начинаем активно использовать так называемые сетевые образовательные программы. Когда понимаем, что нам не хватает каких-то компетенций, привлекаем академическое сообщество и другие университеты. С 2023 года реализуем магистерскую программу по энергетике совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом, специалисты которого сильны в технологиях возобновляемой энергетики. В рамках этой программы часть дисциплин студентам СПбПУ читают наши преподаватели, а специалисты этого вуза - студентам МГТУ им. Г.И. Носова. Наши ребята проходят практику в Санкт-Петербурге, а питерцы - в Магнитогорске. Для студентов это не только полезный опыт, но и расширение их профессиональных горизонтов.

Кроме того, мы взаимодействуем с региональными вузами. Например, ведем работу с Южно-Уральском госуниверситетом в сфере применения ИИ. Кампус, который открылся в конце августа в Челябинске, открывает и для нас новые возможности. В 2026 году, когда будет создан научно-образовательный центр, мы сможем проводить совместные исследования.

- Помимо технической базы в университете есть большой гуманитарный блок. Какие преимущества на рынке образовательных услуг это дает вузу?

- Мы понимаем, что, если сегодня не будем иметь основательную базу по естественно-научному блоку, никогда не получим сильного инженера. Уже в перспективе пяти-десяти лет это может превратиться в катастрофу, поскольку основа знаний закладывается в раннем возрасте. В 2014 году произошло присоединение к МГТУ им. Г.И. Носова классического университета, который имел свои богатые традиции и историю. Всё это мы сохранили. Сейчас у нас есть большой блок, связанный с подготовкой педагогических кадров. Но дело не только в этом. 

Инженер в глобальном понимании - это созидатель, высокообразованный человек. Поэтому в своем университете мы определились, что инженер - он и гуманитарий тоже. То есть наша задача - вырастить специалиста, мыслящего системно. Он должен знать не только закон Ома, к примеру, но и историю, философию, владеть языками, уметь формулировать мысли.

Поэтому выстраиваем образовательные программы в таком ключе, чтобы на выходе из вуза получить инженера, который владеет технологиями на уровне системы. Если он металлург, должен понимать, в каком виде его продукт - сталь - пойдет на дальнейшую переработку, как это будет влиять на готовое изделие. То же самое в энергетике и в любой другой отрасли.