И.о. ректора ОмГТУ Павел Корчагин: "Русский инженер – это интеллигент, таких мы и стремимся готовить"
Инженерное образование в России сегодня переживает новый виток развития. На достижение технологического суверенитета страны направлены нестандартные подходы к подготовке высококвалифицированных кадров. Вузы, промышленность и бизнес кооперируются для поиска новых форм интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности, а путь инженеров, которым предстоит стать лидерами в различных отраслях, зачастую начинается уже со школьной скамьи.
Омский государственный технический университет (ОмГТУ) ежегодно готовит специалистов для крупнейших предприятий страны. В этом году он провел первый набор в единственную в регионе Передовую инженерную школу – "СтанкоИнструментТех". Об особенностях подготовки современных инженеров и о том, какие задачи ставит перед собой политех, в интервью "Интерфаксу" рассказал исполняющий обязанности ректора вуза Павел Корчагин.
- Павел Александрович, ОмГТУ является опорным вузом в регионе, осуществляющим прикладную инженерную подготовку. Расскажите, какие требования предъявляет современный рынок труда? Какими качествами должен обладать молодой специалист, чтобы стать востребованным инженером?
- Если говорить о наборе этого года, то молодые специалисты, которых мы начали обучать, будут выпускаться к 2030 году. Соответственно, уже сейчас вуз готовит инженеров под будущий технологический уклад.
При этом требования к их подготовке в целом остаются традиционными. Вся русская инженерная школа направлена на то, чтобы инженер умел решать прикладные задачи того технологического уклада, в который он будет входить. Прежде всего, он должен иметь хорошую базовую подготовку по фундаментальным дисциплинам, таким как физика, математика. Это позволяет развивать инженерную мысль. Затем идет специализированная подготовка, где он осваивает свою профессию и учится решать актуальные проблемы производства.
Также важно, чтобы будущий инженер, который впоследствии может стать руководителем производства, понимал все этапы технологического процесса и мог выполнять работу своими руками наравне с подчиненными. Поэтому современные требования включают обязательное получение рабочей профессии на первых двух курсах, а иногда и нескольких, в общей сложности до пяти – в зависимости от предприятия. После того, как сам поработаешь руками, взгляд на производственный процесс будет совершенно другим.
- Сложно ли молодым специалистам адаптироваться на рабочем месте в начале своего карьерного пути, когда они впервые приходят на предприятие?
Адаптации молодых специалистов под конкретные предприятия способствуют производственные практики. Как правило, большая часть наших студентов третьего-четвертого курсов уже знают, где они будут работать. То есть сначала они получают рабочую профессию, проходят практику, выполняют курсовые и дипломные работы на тему деятельности предприятия и только потом трудоустраиваются. Таким образом, к этому моменту они уже хорошо знакомы с культурой, бытом и производственными процессами компании, что обеспечивает "бесшовное" вхождение.
Еще ряд предприятий понимает, что современный инженер должен быть знаком не только с отечественным, но и международным опытом развития технологий. Например, если говорить о такой программе, как "Крылья Ростеха" (программа стартовала в 2020 году и направлена на обучение инженеров нового поколения для авиадвигателестроительной отрасли – ИФ) или программе Газпромнефти – специалистам требуется знание иностранного языка, чтобы они могли свободно читать техническую литературу.
В целом можно выделить два типа инженеров. Первые отвечают за поддержание существующего технологического уклада, и их большинство. Вторые занимаются генерацией инновационных идей, их всего 5–10%. Этих ребят мы проводим через стартап-студии, студенческие конструкторские бюро, активно приобщаем к научно-исследовательской работе. Это те, кто будет создавать новое.
Ну и, конечно, русский инженер – это интеллигент, который, помимо прочего, является патриотом своей страны. Он хорошо знает ее историю, культуру и уважает национальные традиции и ценности. Такой специалист стремится к саморазвитию, постоянно совершенствует свои знания и навыки, вносит вклад в развитие науки, техники и общества.
Это идеальная модель инженера, такие кадры мы и стремимся готовить.
- Как известно, Омский политех помогает развиваться не только тем, кто уже определился со своим профессиональным будущим. Вуз реализует масштабный проект, о котором хотелось бы расспросить, – Проектные школы Предуниверсария ОмГТУ. Он направлен на популяризацию инженерных профессий среди школьников. Расскажите о его целях.
- Многие старшеклассники еще не определились с будущей профессией. Они поступают в вуз по совету друзей или родителей, но на самом деле еще не знают, кем хотят быть – инженером, врачом, или, допустим, журналистом. Предуниверсарий как раз помогает решить эту проблему. Участие в проекте позволяет школьникам определиться со сферой интересов.
В рамках этого проекта мы набираем ребят уже со второго класса. Интересная команда получается: набирается коллектив школьников, ими руководит наставник-студент, над ним наставник-преподаватель и представитель от того или иного производства. В течение трех месяцев команда работает над определенным проектом, например, по радиоэлектронике, машиностроению или биотехнологиям. Так школьники погружаются в конкретную область и понимают, нравится им это направление или нет. Если ученик приходит к выводу, что это не его, он сможет найти свое призвание в другой сфере.
Если же если школьник понял, что ему это нравится – то начинает уже более углубленно, с увлечением, изучать физику, математику, отдавая себе отчет, для чего ему это нужно. Ведь за общими формулами стоят какие-то конкретные технические решения.
Плюс ко всему мы организуем экскурсии на предприятия, а на некоторых из них проводим и защиту итоговых проектов. Если работа школьника увлекла, он будет стремиться получить эту профессию, и, возможно, в будущем будет работать в организации, проектом которого занимался. К слову, студенты у нас работают с командами школьников тоже увлеченные, при этом многие из них сами раньше прошли Предуниверсарий.
- Сколько сезонов проектных школ Предуниверсария вы уже провели?
- В этом году мы завершаем шестой сезон. И хочу отметить, что интерес к проекту с каждым разом только увеличивается. Например, на участие в последнем сезоне было подано заявок почти в два раза больше, чем в предыдущем.
Помимо Предуниверсария мы занимаемся и более традиционной для вузов работой со школьниками. Факультет довузовской подготовки активно работает со школами – ребята приезжают к нам в вуз, здесь им помогают осваивать физику, математику, информатику, химию, русский язык и так далее – в зависимости от того, кто какие предметы на ЕГЭ планируют сдавать.
- В этом году в ОмГТУ был открыт первый набор на обучение в Передовой инженерной школе "СтанкоИнструментТех" по программам, разработанным совместно с вашими индустриальными партнерами. Известно, что единственная на сегодняшний день в Омской области передовая инженерная школа готовит специалистов для станкоинструментальной отрасли, которая в значительной степени сейчас нуждается в импортозамещении. В чем уникальность образовательных программ в "СтанкоИнструментТех" и какими квалификациями будут обладать ее выпускники?
- В Передовой инженерной школе готовят специалистов в области машиностроения. Студенты изучают все, что касается станков, инструментов, технологического оборудования, оснастки производства и так далее. Одна из основных задач заключается в подготовке кадров для предприятий-партнеров под создаваемые и действующие в Омске производства.
Сейчас одним из главных наших партнеров является "Объединенная двигателестроительная корпорация" (АО "ОДК", входит в госкорпорацию "Ростех"), которая специализируется на разработке, производстве и сервисном обслуживании двигателей для гражданской авиации, космических программ, морского и гражданского флота, топливно-энергетического комплекса.
Поскольку корпорацией планируется перемещение в Омск части своего технологического производства, вуз уже сейчас обучает специалистов, которые ей потребуются. В образовательной программе таких студентов указаны компетенции и навыки, которыми они должны владеть. Определено также и какие практики и рабочие профессии ему предстоит получить.
- А о каких производствах идет речь?
- Речь об авиационных, газотурбинных и поршневых двигателях. Есть у корпорации "ОДК" также задел и на морские, и на двигатели для БПЛА.
- Сколько первокурсников вы набрали в инженерную школу в этом году?
- Мы набрали в этом году группу из 30 человек на программу специалитета и 15 человек в магистратуру. Большинство из них готовим для корпорации "ОДК". К слову, в следующем году будем набирать для них еще одну группу конструкторов, а в 2026-м – группу технологов.
Стоит отметить, что предприятий-заказчиков у нас несколько. Это и "Уралвагонзавод", и "Газпром нефть", и многие другие.
Компания "Газпром нефть" сотрудничает с Омским политехом больше 10 лет. У нас есть базовая кафедра, сейчас формируем научно-образовательный центр, сотрудничаем в рамках Передовой инженерной школы. У предприятия свои задачи по автоматизации, роботизации производства, которые решаем совместно с ними.
Вы наверняка знаете о строительстве в Омске завода "Графитек" (ООО "Газпромнефть – Графитек" является ключевым резидентом ОЭЗ "Авангард" – ИФ). Завод еще строится, но мы уже второй год ведем для него подготовку инженеров.
Другой вектор работы Передовой инженерной школы заключается в разработке и внедрении новых уникальных технологий по заказам наших партнеров. Имеются в виду научно-исследовательские, проектные работы, консультационные услуги и тому подобное. Занимаемся разработкой уникальных технологий металлообработки, высокоскоростного шлифования, производством инструмента как для импортозамещения, так и своего уникального.
В России сейчас реализуются новые национальные проекты технологического лидерства (НПТЛ), среди них имеется мегапроект "Станки". Оператором будет выступать Московский государственный технологический университет "Станкин". Научная школа Омского политеха хорошо известна, поэтому мы вошли в "орбиту" этого мегапроекта.
Еще одна задача, которую сейчас решаем по заказу корпорации "ОДК", – разработка протяжного инструмента для изготовления пазов для лопаток газотурбинных двигателей. Для того чтобы газовая турбина служила как можно дольше, материал, из которого она изготавливается, должен быть более прочным, более износостойким, но для обработки турбины из такого материала простого инструмента уже недостаточно. Не хватает его прочности, он быстро изнашивается – нарушается геометрия, точность, а точность там нужна микронная.
Собственно, этой работой ученые политеха в настоящее время и занимаются, первые опытные экземпляры таких протяжек уже получили. Сейчас приступили к изготовлению стенда по их испытанию.
Еще один наш партнер – "Омсктрансмаш" (концерн "Уралвагонзавод"). Здесь речь идет о модернизации станочного парка, эти задачи мы начнем реализовывать со следующего года. Необходимо будет модернизировать порядка сотни станков – дооснастить их ЧПУ.
- В течение этого года ОмГТУ подписал несколько новых соглашений с индустриальными партнерами. Расскажите об этих договоренностях, на что они направлены?
- В ноябре мы заключили партнерские соглашения с екатеринбургским производственным объединением "ИнСистенс" (ПО "ИнСистенс" – одно из крупнейших инструментальных производственных предприятий России. Предприятие имеет свои исследовательские лаборатории и конструкторское бюро, где специалисты занимаются постоянным изучением и разработкой металлорежущего инструмента - ИФ), а также омской компанией "Русский энкодер". И та, и другая организация занимаются разработкой и производством специализированного инструмента и оборудования для машиностроительной отрасли.
Наши соглашения с ними направлены на улучшение качества подготовки по основным образовательным программам Передовой инженерной школы, а также на повышение уровня квалификации наших сотрудников. Со своей стороны мы готовы предложить партнерам весь спектр имеющегося научно-лабораторного оборудования, научные разработки, а также совместное участие в опытно-конструкторских и научно-исследовательских работах.
"ИнСистенс" – один из наших лидеров по производству инструмента из твердосплавных материалов. Компания занимается изготовлением сверл, фрез и прочего. Но при этом у нашего вуза имеются компетенции для того, чтобы повысить на 5–10% износостойкость даже тех инструментов, которые они изготавливают. Одним из направлений нашего сотрудничества и станет совместная работа над производством отечественного высококачественного инструмента.
Компанию "Русский энкодер" в свое время создали наши же выпускники. Занимаются изготовлением высокоточных датчиков позиционирования для станков с ЧПУ. Поскольку, как я уже говорил, мы занимаемся изготовлением стенда для испытания протяжного инструмента и планируем взяться за изготовление станков для него, высокоточные датчики нам будут необходимы. При этом качество изготавливаемого омской компанией оборудования не уступает ни китайскому, ни европейскому.
- В рамках партнерских соглашений университет занимается исключительно подготовкой собственных инженерных кадров или также осуществляет переподготовку сотрудников предприятий-партнеров?
- Да, это еще одно из направлений нашей работы, в том числе и в рамках Передовой инженерной школы. Политех тесно сотрудничает со всеми индустриальными партнерами в рамках повышения квалификации их сотрудников. Организации определяют, каких знаний и компетенций не хватает специалистам, заказывают соответствующие курсы, которые мы проводим. Опять же, если кто-то внедряет новое оборудование, технологии или программное обеспечение – под это необходимо провести переподготовку. Если руководители среднего звена обладают хорошей базовой инженерной подготовкой, но нуждаются в экономических или управленческих навыках – организовываем курсы по экономике, управлению, психологии.
- Одна из форм подготовки кадров высшей квалификации – аспирантура. Расскажите об этом направлении подготовки кадров?
- В этом году в аспирантуру ОмГТУ был зачислен 101 человек. Из них примерно 30% – сотрудники предприятий, которые хотели бы заниматься и научно-исследовательской работой. Ведь на базе предприятий работает много КБ, НИИ, им нужны свои ученые.
Мы развиваем систему "производственных аспирантур", где представители предприятий выступают руководителями научно-исследовательских работ, направленных на нужды производства. Такие исследования имеют высокую практическую ценность и приводят к реальным внедрениям новых технологий, методик и приборов, необходимых для эффективной работы компаний.
Часть аспирантов в итоге выбирают научный путь, остаются в вузе преподавать. Другие продолжают свою карьеру на предприятиях. Их общие усилия в итоге помогают в достижении ключевых целей – формировании инновационной инфраструктуры реального сектора экономики России и обеспечении технологического суверенитета нашей страны.