Ректор Тамбовского госуниверситета им. Державина Павел Моисеев: "Россия и Китай через образование получают знания друг о друге, а это залог взаимовыгодных отношений между нами"

Фото предоставлено пресс-службой ТГУ им.Г.Р.Державина

Россия и Китай стремительно налаживают связи по широкому спектру направлений, наука и образование – одно из приоритетных. Вузы двух стран активно заключают соглашения о совместных образовательных программах, двойных дипломах, обменах студентов и преподавателей, проведении исследований в самых передовых научных сферах. Недавно представительная делегация региональных отделений Общества российско-китайской дружбы (ОРКД) по приглашению Китайского народного общества дружбы с заграницей посетила Китай. Одним из ее участников был ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Павел Моисеев. В интервью "Интерфаксу" он рассказал о том, какую роль сегодня региональные университеты могут играть в развитии отношений между нашими странами, что подталкивает "тамбовского волка" к сотрудничеству с "китайским драконом", и с чем лично он согласен с Мао Цзэдуном.

- Павел Сергеевич, расскажите о самом визите, его целях.

- В нашу делегацию вошли руководители и сотрудники вузов, на базе которых действуют отделения ОРКД. Целью поездки стало укрепление научно-образовательных связей университетов России и Китая. Мы посетили четыре крупных университетских города — Гуанчжоу и Шэньчжэнь (провинция Гуандун), Ухань (провинция Хубэй) и Пекин. В каждом из них была довольно насыщенная программа. Она состояла из встреч с ректорами и коллективами ведущих университетов, с политическим руководством провинций и городов и культурной программы. Считаю, что такие визиты не только способствуют академическому сотрудничеству, но и развивают общественную дипломатию. Так что от вузовских связей идет прямая дорога к дипломатии городов и регионов.

 - Когда Вы стали замечать за собой интерес к Китаю, а, может быть, в целом к Востоку?

 - После того, как я стал ректором Державинского университета после безвременной кончины Владимира Стромова в 2022 году, мне предложили возглавить отделение ОРКД в Тамбове. Оно во многом было его детищем. Стал читать книги об истории и политике Китая, современным российско-китайским отношениям. В июне 2023 года университет провел первую "Неделю Китая в Тамбовской области" с участием руководства ОРКД, а общение с настоящими профессионалами всегда мотивирует развиваться. Кроме того, в ТГУ учатся более двух тысяч студентов из шестидесяти стран, в основном из стран "мирового большинства". Несколько раз в год к нам приезжают дипломаты, включая самих послов, из посольств в России тех стран, из которых много ребят учатся у нас. Встречи с ними — тоже стимул глубже изучать международную жизнь.

 - Вы сказали, что возглавляете отделение ОРКД в Тамбовской области. И, судя по Вашим соцсетям, стали учить китайский язык?

 - Это действительно так. Несколько раз в неделю превращаюсь из ректора в студента. И стараюсь подталкивать и коллег, и студентов, и вообще всех к изучению языка Конфуция и Си Цзиньпина. Ближайшая цель – поздравить на китайском языке наших выпускников из КНР, которые окончат Державинский этим летом. Думаю, что справлюсь. Оценить результат, опять же, можно будет по соцсетям.

 - Языковой барьер — это большая проблема для развития отношений с Китаем

- Я согласен. Но при этом, замечу, интерес к изучению китайского языка, например, у нас в Тамбове, устойчивый и довольно значительный. В Державинском университете есть бакалаврская программа по китайскому языку. Кроме того, на протяжении многих лет мы развиваем партнерские связи с рядом китайских вузов по программе двойных дипломов бакалавриата. Например, у нас есть совместная образовательная программа с Биньхайским институтом внешних дел при Тяньцзиньском университете иностранных языков. Наши студенты обучаются соответственно китайскому и русскому языкам с помощью дистанционных технологий, участвуют в академическом обмене. Китайские филологи-русисты, обучающиеся в Тамбове, имеют возможность вести практические занятия с нашими студентами. Кроме того, мы планируем запустить эксперимент по продвижению китайского языка как второго обязательного, прежде всего, для специальности "международные отношения".

 - Но ведь европейские языки у нас преподают в школе или даже в детском саду. Получается, у них преимущество

 - Поэтому я приветствовал бы преподавание китайского языка в средней школе, пусть пока даже как факультатива. Думаю, что китайский скоро будет иностранным языком номер два в России, учитывая тенденции мирового развития и геополитические приоритеты нашей страны. Этим нужно заниматься уже сегодня, и в Тамбовской области тоже. Пока в нашем регионе преподаванием китайского могут похвастаться только четыре школы. Державинский университет вполне способен придать импульс всему этому процессу, в каких-то моментах даже возглавить его.

 - Расстояние, наверное, следующая после языкового барьера трудность?

 - В гораздо меньшей степени, чем это принято считать. Есть современные информационные технологии, конечно же. Но нужно думать шире и помещать развитие образовательных связей в общий контекст российско-китайских отношений. А они, я напомню, сегодня являются отношениями "всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающими в новую эпоху". Гуманитарные контакты и общение между людьми наших стран — их значимая часть, и недавний визит нашего президента Владимира Путина в Китай 16-17 мая это только подтвердил. Так что политика все движет. Например, сотрудничеству вузов уделяется серьезное внимание на политическом уровне, я почувствовал это в ходе поездки.

 - Расскажите об этом поподробнее

 - Китайская сторона подчеркивает, что сотрудничество в образовании покоится на прочном политическом основании. Так, в программе визита были предусмотрены встречи с политическим руководством провинций Гуандун и Хубэй. В Пекине мы встречались с господином Лю Люмином, главой Ассоциации по международным образовательным обменам КНР. Посетили Китайское народное общество дружбы с заграницей, которая занимается общественной дипломатией. Наше общение касалось не только вопросов высшего образования и науки. Например, руководство провинции Хубэй высказало намерения строить свои международные связи с регионами России через сотрудничество вузов. В нашем областном правительстве эту информацию услышали. У Тамбова побратимских городов в Азии нет — уверен, что пока. Добавлю, что у Китая "городская дипломатия" очень развита и полностью укладывается во внешнеполитическую парадигму "стремиться к достижениям", сформулированную Си Цзиньпином в самом начале своего руководства страной.

 - А в какой точке сейчас находится межвузовское сотрудничество с нашей, российской стороны?

 - В целом следует признать - отношения России и Китая в сфере высшего образования и науки по ряду причин развиваются не так быстро, как хотелось бы. Нам, российской стороне, в первую очередь нужно уходить от формального подхода. Важно не только то, сколько китайских студентов учится в том или ином российском вузе. Надо работать над перспективой: какие совместные разработки мы можем проводить, где мы можем дополнять друг друга к общей пользе. Именно этот подход мне видится правильным.

 - Какие направления сотрудничества с Китаем можно считать сложившимися для Державинского университета?

 - Поскольку мы — классический вуз, то это, прежде всего, гуманитарные дисциплины: русский язык, филология, отчасти политические науки.

 - Поговорим о перспективах. Где ТГУ интересно сотрудничать с партнерами из Поднебесной больше всего?

 - Я выступаю, прежде всего, за совместные научные проекты по прикладным и естественнонаучным дисциплинам. Державинский университет — единственный в регионе участник программы "Приоритет 2030", по которой мы строим современный вуз как центр технологического и социально-экономического развития. Нам интересны такие области знания, как информационные технологии, химия, биотехнологии, микробиология, создание новых материалов и лекарственных препаратов, и ряд других. Уверен, что новые научные проекты также повысят уровень академической мобильности — обмена учеными, аспирантами и студентами.

Перспективными направлениями я также назову сферы подготовки специалистов по электронной коммерции и туризму. Например, в мой первый визит в Китай в сентябре прошлого года с ректорами университетов северо-восточных провинций страны, граничащих с Россией, мы много обсуждали усиление спроса там на специалистов в сфере туризма со знанием русского языка. Это также предполагает не только обучение студентов, но и обмен преподавателями. Похожую программу мы уже реализуем с Самаркандским институтом экономики и сервиса из Узбекистана.

Было бы интересно сотрудничать и в таких сферах, как искусство, дизайн и веб-дизайн, менеджмент. Такие предложения тоже есть. Кроме того, надо изучать возможности для расширения форматов — не только совместные образовательные программы и программы двойных дипломов с китайскими вузами, но и долговременные стажировки, летние школы и летние университеты.

 - Сейчас много говорят об интернационализации российских университетов. Как это работает для ТГУ на китайском направлении?

 - Для Державинского университета интернационализация является одним из магистральных направлений развития. Конечно, ее наиболее видимая часть — это обучение иностранных студентов, которых у нас более двух тысяч. Мы последовательно работаем над тем, чтобы у нас было больше студентов из Китая, а наши студенты с соответствующими специализациями, в свою очередь, часть своего обучения проходили бы у китайских преподавателей. Про важность обмена учеными и преподавателями я уже говорил выше.

Мы стремимся не только задействовать наши наработанные механизмы, но и использовать международный опыт продвижения иностранных вузов на образовательном рынке КНР. Так, во время визита я подписал соглашение с нашим новым партнером — Международной консалтинговой компанией "Ухань Фэнья", содействующей взаимодействию университетов разных стран. Уверен, нам это поможет в решении наших стратегических задач.

 - У Державинского университета приоритеты, полагаю, не исчерпываются собственно задачами образования.

 - Стратегия очень важна в отношениях с китайскими партнерами. И еще доверие, одно без другого невозможно. Я недавно вычитал у Генри Киссинджера, который сам был мастером международной стратегии и глубоким знатоком Китая и его лидеров, о первом визите президента США Никсона в КНР в 1972 году. 25 лет отсутствовали отношения. Масса двусторонних проблем — с Тайванем до сих пор не разберутся, например. И вот встреча с Мао Цзэдуном. И когда американцы уже хотели было начать дискуссию по неотложным вопросам, "Великий кормчий" им сказал: "Давайте поговорим о философии. Проблемы смогут решить и потомки". Поэтому я за долгосрочную политику связей с партнерами из Поднебесной. Это один из уроков, который я вынес из изучения китайской политики.

Поэтому, как Вы могли уже заметить, я стараюсь смотреть на международные связи Державинского университета и на продвижение российского высшего образования в более широком контексте. Отечественное образование после Второй мировой войны и распада колониальных систем долгое время было важнейшим элементом "мягкой силы" нашей страны. Сейчас мы к этому вернулись. Применительно к Китаю очень важно через высшее образование также продвигать знания наших народов друг о друге. Это не только требование политического момента, но и залог взаимовыгодных отношений между нами в будущем. Поэтому, в частности, университет всемерно поддерживает работу Общества российско-китайской дружбы в Тамбовской области.

 - Получается, мы опять вернулись с Вами к дипломатии, о которой говорили в начале беседы

 - Державинский университет уже является актором публичной дипломатии. Через международную деятельность вуза мы можем "открывать" для Тамбовщины другие регионы и целые страны, показывать возможности сотрудничества. Выше я упоминал о предложениях правительства провинции Хубэй. Приведу еще более наглядный пример. В апреле мы выступили связующим звеном между правительством Тамбовской области и хокимиятом (правительством) Самаркандской области. Как результат, уже в мае узбекистанские коллеги посетили Тамбовщину, заключено договоров на сумму более 400 миллионов рублей. Мне очень хочется, чтобы подобная практика только множилась. В этом — проявление миссии Державинского университета как "центра развития" для нашего региона.

 - Может быть, есть и личная "миссия" Павла Моисеева как ректора Державинского на международном направлении?

 - Есть, и она состоит из двух частей. Во-первых, для меня как для ректора международная деятельность, академический обмен, стажировки наших студентов и привлечение иностранцев на наши программы говорят о том, мы предлагаем качественный, востребованный на образовательном рынке продукт. В свою очередь, освоение и внедрение актуального международного опыта способны сильно и кратно нарастить качество образования в Державинском. Поэтому развитие международных связей для меня, как для руководителя — это приоритет.

Во-вторых, через международную деятельность мы продвигаем положительный образ России и русский язык. "Великий и могучий" — это тоже элемент нашей "мягкой силы", связанный и с образованием, и с культурой. И нужно делать так, чтобы его знало больше людей в мире.

На эти направления международной деятельности университета и всей страны я могу и буду влиять, вкладывать в них свои усилия. Такова моя твердая гражданская позиция.

 - В конце нашей беседы хочу предложить Вам небольшой блиц. Самое запомнившееся место в Китае?

 - Совместный университет МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета в Шэньчжэне. Копия главного корпуса МГУ на Воробьевых горах в субтропическом Гуандуне.

 - Самая неожиданная встреча?

 - Их было две. Крайне приятно было встретить нашего выпускника Чжу Сюя в упомянутом совместном университете. И встреча с "ивановцами" в Пекине — детьми элиты китайской компартии, которые во время Второй мировой войны жили в интернате в Иваново. Спустя 80 лет они все еще называют себя "русские китайцы".

 - Сегодня "ветер с Востока довлеет над ветром с Запада?"

 - Да, я согласен с Мао Цзэдуном.