Ректор МГРИ-РГГРУ Вадим Косьянов: "Учебный процесс не должен заканчиваться за дверями аудитории"
О геологическом образовании, стратегии развития университета, требованиях геологической отрасли к выпускникам и сотрудничестве вуза и бизнеса рассказал в интервью "Интерфаксу" ректор МГРИ-РГГРУ Вадим Косьянов.
- Вадим Александрович, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе празднует 100-летний юбилей. Позвольте поздравить Университет и лично Вас как ректора со столь знаменательной датой. Расскажите, чем живет университет сегодня и что позволяет ему оставаться лидером по подготовке элиты геологической отрасли?
- Спасибо за поздравления! Университет живет и развивается благодаря коллективу научно-педагогических работников и специалистов, которые сохранили традиции, заложенные в период основания вуза. Именно благодаря их усилиям развиваются очень важные для страны научные исследования в сфере геологии, геофизики, недропользовании. В свою очередь, реальные, выполняемые исследовательские проекты совместно с нашими стратегическими индустриальными партнерами, прежде всего с АО "Росгеология", позволяют не только формировать образовательные программы, востребованные современной практикой, но и формировать компетенции и профессионально-важные качества у студентов – геологов. Ведь геология – это особая сфера, где взаимодействие и взаимовыручка в исследовательских экспедициях имеет важное значение. Возможно, именно поэтому, когда каждому студенту, его профессиональному продвижению всегда уделяется внимание, среди выпускников много специалистов, достигших вершин в своей профессиональной деятельности. Мы гордимся ими и всегда рады видеть их в стенах родного вуза.
- В чем состоят ключевые особенности стратегии развития университета?
- Вопрос очень важный для каждого вуза, поскольку каждый из них должен объективно оценивать свои возможности и перспективы. В качестве ключевых особенностей университета можно отметить следующее. Мы единственный в стране вуз геологического профиля, изначально так сформированный и сохраняющий свою направленность на сферу геологии минерально-сырьевого комплекса страны. В этой связи следует отметить, что мы являемся опорным отраслевым вузом, где в геологическом контексте рассматривается как научные исследования, так и подготовка кадров всех уровней и направлений. Поэтому Стратегия развития университета базируется на этих особенностях и позволяет сформулировать ключевые направления – превращение МГРИ-РГГРУ в университетский научно-технологический геологический кластер; организацию сетевого научного и образовательного пространства по формированию условий для инновационного развития всех направлений, связанных с проблемами недропользования; развитие цифровых технологий в сфере исследований и подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса страны; выявление талантливой молодежи и привлечения ее в сферу геологии и т.д. То есть, инновационное развитие университета органично связано с развитием всего минерально-сырьевого комплекса страны.
- Во многих вузах последние годы происходят значительные изменения, связанные с корректировкой как образовательных программ, так и самой методики преподавания. Есть ли какие-либо значимые инновации, изменения в организации образовательного процесса в университете?
- Безусловно, мы уделяем самое пристальное внимание корректировке содержания образовательных программ в соответствии с запросами наших работодателей. Практически ежегодно вносятся изменения в рабочие программы, дисциплины, в том числе по выбору студентов, методические материалы. Перспективными направлениями совершенствования образовательной технологии мы считаем использования медиа-ресурсов в образовательных целях. В частности, ведущие ученые университета начали размещать открытые лекции в общем доступе для студентов. Эта правильная позиция, мы ее поддерживаем и считаем, что учебный процесс не должен заканчиваться за дверями аудитории. Относительно методики преподавания необходимо отметить, что геология - это сфера, где невозможно только средствами интернет-технологий сформировать практические умения. Поэтому объем практик и стажировок мы не только стараемся сохранить, но и увеличить за счет открытия новых мест, как в России, так и за ее пределами. Вместе с тем, и в этом плане мы активно работаем, в практические технологии все больше проникает использование новых средств и методов геофизики, математического моделирования, что будет предопределять новые компетенции выпускников.
Добавлю также, что мы согласовываем с предприятиями вариативную часть наших программ. И наше ноу-хау - это создание базовых кафедр совместно с лабораториями, научными организациями. Наши студенты приезжают получать навыки сразу либо на предприятиях, либо в организациях, работают на оборудовании, которое им предоставляют эти организации, и все очень довольны. В технических вузах вообще заинтересованы в такого рода сотрудничестве.
- Как Вы оцениваете систему геологического образования в нашей стране в целом? Что нужно улучшить, от чего отказаться?
- Система геологического образования в России развивается. В ряде вузов страны имеется факультеты, осуществляющие подготовку кадров для сферы геологии. Со многими вузами мы имеем хорошие контакты, даже готовы обмениваться студентами для прохождения практик. Сейчас такие возможности есть и они реализуются. По-поводу улучшения хотелось бы отметить следующее. Развитие любого вуза, осуществляющего подготовку специалистов для сферы минерально-сырьевого комплекса, связано с возможностями его инновационного развития. С одной стороны, вузовская наука дает инновационные продукты и решения для практиков, а с другой, в самой сфере геологии должна быть потребность в инновационном развитии. То есть вуз может развиваться только в условиях инновационной профессиональной среды. Если не будет потребности в высококвалифицированных кадрах, то подготовка их невозможна. Улучшить систему геологического образования можно только во взаимодействии с инновационными предприятиями, научными организациями, у кого сегодня формируются передовые компетенции.
- Какие требования геологическая отрасль предъявляет сегодня вашим выпускникам?
- Скажу однозначно – высокие. Если говорить о характере этих требований, то отмечу следующее. Важны профессионально-значимые качества личности, так как геолог по характеру своей деятельности и, соответственно, мышлению – исследователь. Настойчивость, сила воли, профессионализма как ценность для нас чрезвычайно важны. Приходится сегодня слышать, что все определяют профессиональные компетенции, об этом говорят и ФГОСы, и профессиональные стандарты. Но в них об этом сказано достаточно скромно и срыто в универсальных компетенциях, например, умения работать в команде, быть коммуникабельным и т.д. Поэтому в вузе мы активно развиваем все формы внеучебной и спортивной деятельности, формируем творческие коллективы, позволяющие каждому студенту проявить себя.
Кроме того, геологу крайне необходимы знания по компьютерному моделированию, 3D моделированию, но эти знания должны соединяться с большой практикой. Если человек прошел мимо образца не поднял его, и в лаборатории не сказали, что здесь есть первичные признаки породы, здесь надо бурить скважину, никоим образом машина это не сделает. Экспедиции, навыки привязки к местности дают большие знания – геолог должен уделять время для практических навыков. Ну а что касается требований к уровню квалификации выпускников, то, как я уже говорил, каждая образовательная программа, разрабатываемая в университете, согласовывается с работодателями, что отражает высокий уровень их требований.
- Что Вы можете сказать о трудоустройстве выпускников? Связано ли трудоустройство выпускников с сотрудничеством вуза и бизнеса, например, c АО "Росгеология", возможно, c частными геологическими или добывающими организациями?
- Вопросы трудоустройства выпускников являются важнейшими для нашего мониторинга и мониторинга образовательных организаций высшего образования. В настоящее время, по данным Минобрануки, процент трудоустройства выпускников достигает 92 %. Можно считать, что неплохой показатель, однако мы начинаем изучать и вопросы карьерных продвижений наших выпускников, задумываемся над возможностью их послевузовского "повышения квалификации", если в ней возникнет необходимость. Это большое направление работы, в основе которой лежит взаимодействие с индустриальными партнерами, прежде всего, АО "Росгеология". Тесное сотрудничество с частными и добывающими организациями также позволяет изучать спрос на востребованных специалистов, ориентировать образовательные траектории студентов под конкретные рабочие места. Также в отрасли хороший уровень зарплат - от 67 до 75 тыс. рублей для специалиста. Раньше у нас в университете было кадровое агентство, которое позволяло выпускникам напрямую обращаться в предприятие. Хорошо бы это возобновить, чтобы связь с предприятиями осуществлялась без посредников. Это даст возможность до 100% процентов устраивать всех выпускников на работу, тем более что хороших ребят у нас разбирают уже с третьего курса.
- Недавно в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе прошло открытие инженерного чемпионата "Case-in" по геологоразведке. Расскажите, в чем состоит идея этого чемпионата и какова его практическая польза для студентов?
- Мне кажется, что этот чемпиона - очень хорошая соревновательная среда. Наши студенты по направлению "Геологоразведка" занимают традиционно первое место. В целом, по результатам чемпионата университеты, которые принимают в нем участие, подтверждают свои профили. Так что результат есть, ребята стараются, и говорить о том, что в Москве по сравнению с регионами плохая школа было бы не верно.
- Что бы Вы порекомендовали абитуриентам, которые будут поступать в МГРИ - РГГРУ в 2018 году?
- Поступая в вуз, ты должен понимать, что ты идешь получать специальность. Специальность должна быть востребованной, и ты должен понимать, куда ты потом пойдешь работать. Главное, чтобы ребята понимали, чем они в будущем будут заниматься. Важно ли это для них? Интересно ли? Ведь иногда ломаются судьбы, когда человек гуманитарного склада ума, который не будет никогда технарем, получает по воле родителей востребованную на их взгляд инженерную специальность, а потом, выходя из стен вуза, говорит: "Вот диплом, а я иду работать, к примеру, журналистом".
Для тех ребят, кто планирует поступать к нам в университет, хотел бы пожелать это делать смелее. В университете имеются достойные условия для того, чтобы стать успешным специалистом, реализовать свои возможности и в социальной, и в творческой, и, конечно же, в профессиональной сфере. Для того, чтобы определиться в направлении подготовки, можно пообщаться с нашими консультантами – преподавателями, можно посетить уникальные музеи в университете. Мы готовы поддержать каждого, кто намерен присоединиться к удивительному миру ученых и специалистов-геологов.