Ректор ДГТУ Бесарион Месхи: "Я хочу видеть университет одним из ведущих вузов нашей страны и на достойном месте в мировых рейтингах"

Фото предоставлено пресс-службой ДГТУ

О достижениях Донского государственного технического университета (ДГТУ) как самого крупного опорного вуза России, взаимодействии с индустриальными партнерами, работе со школами и планах по развитию вуза рассказал в интервью "Интерфаксу" ректор ДГТУ Бесарион Месхи.

– Бесарион Чохоевич, ДГТУ ‒ самый большой из всех опорных университетов России. Расскажите, что уже удалось сделать в рамках реализации программы развития опорного вуза 2016-2020 годах?

– Разумеется, мы гордимся статусом опорного вуза – одного из крупнейших образовательных учреждений юга России – но прекрасно понимаем, к чему обязывает этот статус. Если перестанем развиваться, очень скоро гордиться будет нечем. Чтобы оставаться опорным вузом региона, необходимо демонстрировать последовательное динамичное развитие – причем, не на бумаге, а на деле. Мы стараемся реализовать наши ресурсы в максимально эффективных проектах. На базе ДГТУ за довольно короткий промежуток времени был создан промышленный коворкинг "Garaж", предоставляющий молодым предпринимателям безвозмездный доступ к оборудованию и консультативную поддержку со стороны научного сообщества вуза. Были открыты Волонтерский центр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ и Центр тестирования по выполнению нормативов ГТО, который используется, прежде всего, как инструмент пропаганды спорта. К примеру, нормативы ГТО здесь выполнили представители правительства Ростовской области и федеральных властей. Мы провели масштабную реконструкцию площади Гагарина, установили здесь уникальный мультимедийный фонтан. Мы планируем создать целостный кампус, который будет сосредоточен в одной-трех точках. Для этого строится 23-этажное общежитие и социальный блок, в котором разместятся медпункт, санаторий-профилакторий, библиотека и столовая. Кроме того, мы разработали проект огромного спортивного комплекса площадью более 10 тыс. кв. м. Он вместит три универсальных зала для занятий различными видами спорта.

– Опорный вуз – драйвер социально-экономического роста Ростовской области. Как происходит взаимодействие с региональными властями и индустриальными партнерами?

– ДГТУ занимает лидирующие позиции по обеспечению специалистами реального сектора экономики Дона. В опорном вузе обучается более 45 тысяч студентов, многоуровневая подготовка ведется более чем по 100 направлениям. Выпускники нашего университета востребованы на предприятиях машиностроения, авиастроения, приборостроения, станкостроения, металлургии, сельхозмашиностроения и военно-промышленного комплекса Юга России. Доля выпускников ДГТУ в штате предприятий региона достигает 80-85%.

Нас поддерживает правительство Ростовской области и губернатор Василий Голубев. В феврале нынешнего года был принят областной закон о закреплении за ДГТУ статуса опорного университета. Этот закон позволяет сформировать новую модель социального партнерства вуза, власти, бизнеса и общества для решения социально-экономических задач.

Сегодня в ДГТУ действует 19 базовых кафедр, которые были созданы в рамках сотрудничества с крупнейшими компаниями Юга России: Роствертол, НЭВЗ, Ростсельмаш, группа компаний "Южный Регион" и другими. Совместно с ведущими специалистами предприятий мы готовим учебные планы и программы бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Приведу пример сотрудничества с Роствертолом. Предприятию необходимы специалисты, окончившие ДГТУ. На совместной базовой кафедре есть около 50 бюджетных мест, но этого недостаточно. Мы набираем еще на коммерческое отделение. Реализуется трехстороннее соглашение: к нам поступают заочники, частично за их обучение платит предприятие, кое-что доплачивает тот, кто хочет получить образование или повысить свой квалификационный уровень. В результате – стопроцентное трудоустройство.

Другой пример – председатель Совета директоров НЭВЗа Сергей Подуст является заведующим корпоративной кафедрой "Транспортное машиностроение" НЭВЗ – ДГТУ. Он лично присутствует и участвует в обсуждении дипломных проектов по сварке, литейному производству, механообработке. И лучшие работы рекомендует к внедрению на предприятии.

Вуз заключил более 2,5 тысяч прямых договоров с крупными предприятиями, мелкие я даже не упоминаю. Вручение дипломов выпускникам проходит непосредственно на заводах. Вчерашние студенты получают документы об образовании из рук генерального директора или его заместителя. Я также присутствую на церемонии, присутствуют руководители цехов. При вручении диплома объявляют, что выпускник работает в таком-то цеху на такой-то должности. Уверен, что этот подход к подготовке специалистов в перспективе решит все вопросы обеспечения квалифицированными кадрами предприятий Донского региона.

– То, что вы рассказали, это взаимодействие с областью. А есть ли у вас проекты по поддержке предпринимательства?

– ДГТУ выиграл муниципальный контракт по оказанию комплекса услуг, направленных на методическое, аналитическое, информационное, организационное обеспечение и развитие малого и среднего предпринимательства Ростова-на-Дону. Мы участвовали в этом конкурсе два года подряд.

Сотрудничество опорного вуза с городом дает возможность начинающим предпринимателям бесплатно воспользоваться финансовой, налоговой, юридической и экономической консультацией, получить микрофинансирование. Совместно с городской властью мы создали здесь более 100 рабочих мест. Благодаря деятельности муниципального центра "Новый Ростов" ежегодно создается не менее 25 предприятий. Работу в этом направлении мы рассматриваем как одно из звеньев в решении задачи, стоящей перед опорным вузом – стать ресурсной базой для социально-экономического развития региона. Формирование предпринимательской экосистемы, развитие малого бизнеса чрезвычайно важны для Ростовской области.

– Во многих вузах в последние годы происходят значительные изменения, связанные с корректировкой как образовательных программ, так и самой методики преподавания. Есть ли какие-то инновации, изменения в организации образовательного процесса в ДГТУ?

– Мы открыли много новых направлений подготовки – медиакоммуникации, ветеринария, технология виноделия и др. Наших выпускников, что называется, разбирают. По этим специальностям огромный конкурс. Можете себе представить, в прошлом году у нас не было бюджетных мест, когда мы набирали на ветеринарию, но к нам поступили более 40 человек на платную дневную форму обучения. А стоимость обучения в год составляет более 100 тыс. рублей. В этом году у нас уже есть бюджетные места.

В планах – введение программы обучения на английском языке по специальности "Ветеринария". У нас есть профессора, которые могут вести лекции для иностранных студентов. И уже есть желающие. К примеру, около 100 обучающихся из Индии хотят освоить эту специальность именно в нашем вузе.

Ежегодно в опорном вузе обучается около двух тысяч зарубежных студентов. В рамках международного сотрудничества реализуется взаимодействие с 60 странами. Например, наш вуз и Шаньдунский транспортный университет создали совместный образовательный проект "Донской институт ШТУ-ДГТУ". Таким образом, наши студенты и обучающиеся из Китая получают двойные дипломы.

Опорный вуз сыграл не последнюю роль в том, что город Яньтай стал городом-побратимом Ростова-на-Дону. В рамках соглашения между правлением Зоны высоких и новых технологий города Яньтай и ДГТУ мы открыли российско-китайский центр трансфера технологий. Кроме того, мы подготовили уникальную книгу для студентов ДГТУ по методике изучения китайского языка. Планируем разработать учебник русского языка для китайских студентов.

ДГТУ и посольство Испании подписали меморандум о распространении изучения испанского языка. На базе опорного вуза работает отделение испанского языка, в трех образовательных учреждениях города: школах №39 и 53, в лицее №50, – введены программы углубленного изучения испанского.

Будучи универсальным, вуз работает по самым разным направлениям. При этом, несмотря на все инновации в образовательном процессе, мы сохранили машиностроительное и сельскохозяйственное направления. Мы по-прежнему готовим квалифицированных специалистов для литейного производства, обработки металлов давлением и другим традиционным направлениям. Одним словом, универсальность не отменила традиционного содержания классического технического университета.

– В вашем вузе учатся студенты из Дагестана, Ингушетии, Чечни и других регионов Кавказа, а это разная культура, разные обычаи. Каким образом удается учитывать эти культурные особенности, создавать комфортную для обучения атмосферу?

– В Ростовской области проживают представители более 150 национальностей и народностей. Армяне, греки, евреи, грузины, татары, белорусы, украинцы, турки. В северной части региона много выходцев из Дагестана и Чечни. Безусловно, у всех разная культура и разные обычаи, но в нашем университете установлены единые правила и единый уважительный подход ко всем. А в случае возникновения проблем мы обращаемся за помощью к лидерам диаспор. Вообще, если возникает какая-нибудь напряженность, я не прячусь от этой ситуации. Немедленно требую, чтобы конфликтующие стороны были у меня. Всегда важно поговорить с участниками конфликта, вывести их на откровенность, подтолкнуть к диалогу.

Добавлю, что в вузе действует кафедра "Православная культура и теология". Причем, ДГТУ – единственный университет, в котором открыта такая кафедра. На всех курсах студенты изучают историю и культуру православия. Эти программы помимо прочего учат взаимоуважению и любви к окружающим. У нас есть кафедра "Философия и мировые религии". Мы собрали студентов первого и второго курсов и в течение двух семестров они на факультативной основе изучают дисциплины, связанные с мировыми религиями. Приходят на занятия и иноверцы. И отзывы мы получаем очень хорошие.

– А как вы работаете со школами?

– Взаимодействие со школами для ДГТУ входит в число приоритетных направлений. Мы – единственный вуз в Ростовской области, при котором работает технический лицей. Мы сохранили здание лицея, который был основан в 50-е годы, отремонтировали его. В нынешнем году в лицей поступили 160 человек, желающих было гораздо больше. Лицей принимает на конкурсной основе выпускников 9-го класса. Ребята сдают вступительные испытания по математике и физике. Необходимо набрать минимум 30 баллов. Образование в гимназии платное, цены выше, чем в вузе. Но к нам идут, потому что после лицея учащиеся набирают 100 баллов по ЕГЭ по точным наукам.

При ДГТУ работает также кадетская школа "Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус". Обучение здесь бесплатное.

Мы заключили с департаментами и районами Ростова-на-Дону прямые соглашения по проведению совместной учебной работы. Во многих школах города опорный университет открыл профильные классы. В образовательные учреждения приходят преподаватели ДГТУ и проводят лекции и мастер-классы по физике, математике, химии. Есть школы, где мы открыли классы робототехники, швейные мастерские, мастерские по приборостроению и пайке.

В лицее №50 вуз организовал мультимедийный класс, где учащиеся могут с первого дня обучения создавать свой контент. Сейчас, благодаря стратегическому проекту опорного университета, более 300 школ Ростова-на-Дону включились в обучение медиаграмотности. Первый конкурс по этому направлению был проведен в ДГТУ.

В целом ДГТУ реализует систему непрерывного образования, объединившую концепцию раннего творческого развития личности и практическую профессиональную подготовку выпускника. В вузе открыт Детский университет – форма объединения дополнительного образования детей, носящая научно-познавательный, учебно-творческий и развивающий характер. В нем обучаются одаренные дети и талантливая молодежь в возрасте от 5 до 14 лет. Сюда поступают на конкурсной основе. Класс состоит из 6-7 человек, дети проходят обучение прикладного характера в игровой форме. Программы Детского университета рождают в детях интерес к самому процессу обучения, формируют в них понимание, что они сами заинтересованы в изучении наук, в получении знаний.

Параллельно мы создали Родительский университет, который также очень востребован. В нем работают высококвалифицированные специалисты из мединститута, приглашенные психологи. В университете родителей учат, как вести себя с детьми, как выстраивать воспитательный процесс.

Также мы открыли Академию третьего возраста для людей от 50 до 70 лет. Обучающий курс в академии включает овладение финансовой и медиаграмотностью, изучение иностранного языка, адаптированного для туристических поездок и самостоятельных путешествий, освоение основ правовой безопасности и здорового образа жизни, психологического здоровья и диетологии.

– Идут ли сейчас ваши выпускники в аспирантуру, чтобы сделать научную карьеру, заниматься исследованиями? Востребовано ли это сейчас?

– Магистратура сегодня особенно востребована. Желающих поступать в аспирантуру меньше. Для многих аспирантура сводится к возможности избежать службы в армии. Но есть, конечно, и такие, которых в аспирантуру приводит желание заниматься наукой. Их надо всячески поддерживать, лелеять. Стараемся беречь таких людей, как зеницу ока, выявлять талантливых инноваторов и после окончания магистратуры предлагать им бюджетную поддержку, место в общежитии. Необходима программа поддержки аспирантов. Для проводимых ими исследований необходимо закупать новое оборудование. Без интереса молодых людей к аспирантуре техническое образование начнет умирать. Сегодня стаж многих работающих профессоров составляет 30 и более лет. Еще лет пять, и некому будет читать лекции. Поэтому вопрос о поддержке молодых ученых, аспирантов стоит довольно остро.

– Каким Вы видите будущее университета?

– У меня амбициозные планы. Я хочу, чтобы в опорном вузе работали молодые профессора, ученые проводили исследования мирового уровня, к нам поступали талантливые студенты. Я хочу видеть университет одним из ведущих вузов нашей страны и на достойном месте в мировых рейтингах. Мы заслуживаем этого, у нас огромный потенциал.