И.о. ректора Государственного университета просвещения Ирина Кокоева: "Педагоги не только передают знания, но и формируют мировоззрение будущих поколений россиян"

Фото предоставлено пресс-службой Госуниверситета просвещения

Государственный университет просвещения в 2023 году стал федеральным оператором мероприятий в рамках объявленного в стране Года педагога и наставника. О том, какие мероприятия проводились, каких результатов удалось достичь, о происходящих изменениях в системе подготовки учителей в интервью "Интерфаксу" рассказала и. о. ректора Госуниверситета просвещения Ирина Кокоева.

- 2023 год в нашей стране был объявлен Годом педагога и наставника. Государственный университет просвещения является оператором мероприятий в рамках этой инициативы. Расскажите о целях и задачах Года, какие мероприятия проводились с участием вашего вуза, сколько их, на что были нацелены, какие результаты?

 - Хочу напомнить, что десятилетие с 2022 по 2031 год – это десятилетие науки и технологий. Но ни научные открытия, ни развитие промышленности, ни внедрение инноваций невозможны без тех, кто воспитывает представителей интеллектуальной и профессиональной элиты, инженеров, высококвалифицированных рабочих. А в ситуации, когда перед страной стоят серьезные геополитические вызовы, важность работы учителя возрастает многократно: он не только передает знания и опыт, но и воспитывает, формируют мировоззрение будущих поколений россиян. Поэтому, считаю, закономерно, что 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника.

Основными целями Года стали повышение престижа профессии учителя, наставнического труда, и, конечно, привлечение в педагогику активной творческой молодежи. На федеральном и региональном уровнях состоялось почти 7 тысяч мероприятий, в которых только очно приняли участие более 17 миллионов человек.

  - Какие из мероприятий, события года самые знаковые?

 - Всероссийские конкурсы "Учитель года России", "Директор года России", "Воспитатель года России", "Мастер года", "Первый учитель", причем последний проводился впервые по инициативе самих педагогов. В 2023 году прошли Форум наставников, первая Всероссийская сессии педагогических династий, краеведческий конкурс для педагогов "Открывая страну", в ходе которого педагоги в коротких видеороликах делились, как пробуждают у учеников интерес к краеведению, изучению истории и культуры малой родины. Мы получаем положительный отклик от педагогов по всей стране – многие взяли за основу наработки коллег и используют их в своей работе.

Состоялся целый ряд научно-практических конференций, сессий, круглых столов, и я уверена, что это позволит двинуть вперед отечественную педагогику.

Значительное число мероприятий было посвящено 200-летию одного из основоположников отечественной научной педагогики Константина Ушинского. Делается все для восстановления лучшего из отечественной традиции образования и педагогики, в том числе традиций наставничества.

19 декабря Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности. Это важный результат Года педагога и наставника. Школа многие годы жила по принципу "ученик всегда прав". Теперь, думаю, ситуация будет меняться.

 - В этом году в стране большой интерес у абитуриентов к педагогическим вузам. Можно сказать, что проведенные мероприятия свою задачу выполнили. Ваш университет в этом же тренде?

 - В Год педагога и наставника педагогические специальности заняли второе место по популярности среди абитуриентов, уступив только сфере IT. На них было подано около 905 тысяч заявлений – это рекорд за последние годы. Значит, молодежь считает профессию педагога престижной и перспективной.

В наш университет было подано более 34 тысяч заявлений, на педагогические специальности – более 20 тысяч. Мы попали в топ-три в стране по привлекательности педагогических профессий. Самые популярные у наших студентов – специальности педагогического и гуманитарного профилей: лингвистика, история, психология, дошкольное образование, менее популярны - естественные науки. Это, кстати, общая тенденция по стране. К сожалению, в этом году в ряде российских вузов был недобор на инженерные и естественно-научные специальности.

 - С чем это связано, по-вашему, как можно изменить ситуацию? Какова может быть здесь роль педагогических вузов?

 - Школьники, возможно, и хотели бы пойти на инженерные специальности, но сдать физику и математику очень сложно, часто им не хватает знаний. А если дети что-то не усваивают, значит, страдает методика преподавания предмета в школе. Учитель может замечательно знать предмет, но плохо его объяснять. И здесь большую методическую помощь школе могут оказать педагогические вузы.

В частности, в нашем университете принято решение перестраивать процесс подготовки учителей по естественно-научным дисциплинам. Первый проект - "Физика" - реализуется совместно с МИФИ. Коллеги из МИФИ помогают с содержательной составляющей, наши педагоги разрабатывают современный методический инструментарий. Два университета совместно работают на нового учителя физики. Надеюсь, уже к лету получим первый позитивный результат. Тогда будем работать по остальным естественно-научным дисциплинам: химии, биологии, математике, информатике, географии.

Чтобы повысить качество подготовки будущих учителей, мы внедряем в университете практики наставничества. К примеру, открыли педагогические мастерские, где заведующие кафедрами и педагоги представляют студентам свои лучшие методические разработки и сами обмениваются эффективными методиками. С одной стороны, преподаватели вуза передают свой опыт студентам, с другой – обучают их навыкам наставничества, которые те потом смогут применить в школе. Мы считаем, это увеличит число тех выпускников, которые останутся работать в школах, поскольку будут обладать и необходимым профессиональным инструментарием, и уверенностью в себе.

 - А вообще современный учитель – он какой? Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать?

 - С нравственно-этической точки зрения он должен быть смелым и неравнодушным человеком. С профессиональной - обладать гибким, подвижным, творческим мышлением и глубоким знанием предмета, поскольку ему приходится в информационном поле конкурировать с различными источниками, в том числе интернетом. Ориентироваться в цифровых технологиях, владеть самым современным психолого-педагогическим инструментарием.

Сегодня школьники сталкиваются с огромным потоком информации. Задача учителя - научить их быстро ее перерабатывать, анализировать, вычленять главное. Мы даем своим студентам такие методики. Учим их мотивировать ребят на получение знаний, выстраивать межличностные контакты, работать в команде. Это очень важно, поскольку у современных школьников, погруженных в гаджеты, сильный дефицит общения. Учим работать в ситуации неопределенности, преодолевать кризисы и конфликты. Выстраиваем работу со студентами с опорой на их собственный школьный опыт, который анализируется уже с позиции учителя.

Мы стараемся дать студентам понимание того, что они будут востребованными и смогут отвечать запросам общества, только если будут постоянно развиваться. В школе непрерывно происходят изменения, которые требуют новых знаний и компетенций. Скажем, появились профильные классы. В них учатся мотивированные, способные дети, и педагогу необходимо глубоко ориентироваться в той дисциплине, которую он преподает, чтобы отвечать на их вопросы. Хороший учитель учится всю жизнь.

 - Есть ли какие-то варианты для учителей, которые давно работают в школе, вписаться в современные тренды?

 - Да, через систему дополнительного профессионального образования. В наш Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки приходят и учителя с опытом, и молодежь. Вскоре откроются курсы на базе педагогического "Кванториума им. И.В. Курчатова", где учителя будут обучаться работе с использованием самых современных технологий.

Состоявшиеся педагоги - непростая аудитория, она требует серьезной подготовки и готовности к дискуссии, но тем интереснее с ней работать.

 - Замечаю, что мы как-то понемногу стали черпать новое из старого, обращаться к опыту прошлого: мы говорим о возвращении в школу функции воспитания, в том числе воспитания патриотизма, на место ОБЖ приходит предмет "Основы безопасности и защиты Родины". Какая научная и методическая работа проводится в связи с этим в Государственном университете просвещения?

 - Камертон для школы в области воспитания задал Указ Президента России 2022 года № 809 о защите традиционных духовно-нравственных ценностей.

В этом году начнется разработка моделей интеграции духовно-нравственных ценностей в образовательные программы по литературе, истории, обществознанию, предметы начальной школы. Затем будут охвачены все остальные дисциплины. Предстоит переработать рабочие тетради, электронные образовательные ресурсы, программы курсов повышения квалификации учителей. Эта работа будет проводиться совместно с РПЦ и коллегами из других педагогических вузов.

Что касается патриотического воспитания в школе, его важность Президент России Владимир Путин еще раз подчеркнул в ходе декабрьской совмещенной Прямой линии и пресс-конференции. Цитируя Отто фон Бисмарка, он сказал: «Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники. Это правильно, это абсолютно точно».

Патриотических инициатив сегодня в стране много – их выдвигают государственные структуры и ведомства - Минпросвещения, Минобороны, общественно-государственные организации. Есть "Движение Первых", Роспатриотцентр, структуры Юнармии - каждая организация действует в своей нише. Ведется, в частности, волонтерская работа. Но все это носит несистемный, событийный характер.

Задача синхронизировать военно-патриотические начинания, идеи и интересы всех субъектов воспитательного пространства, обеспечить их методикой поставлена перед нашим Центром военно-патриотического воспитания "Вершина".

Система военно-патриотического воспитания должна стать понятной и прозрачной. Чтобы ученик, входя в школьное пространство, видел весь пул возможностей, чтобы все организации работали на одну общую задачу, не пересекаясь, а взаимодополняя друг друга. Предстоит разработать календарь единых совместных мероприятий, конкурсов, летних и зимних военизированных игр типа Зарницы 2.0, которые имели бы общественный резонанс. Подготовить единые методические рекомендации для школ России по созданию школьных музеев, военно-патриотических клубов, проведению конкурса строя и песни и так далее.

Это должен быть понятный методический контент, который будет направляться учителям, советникам директоров по воспитательной работе в рамках единого взаимодействия. 

Задача воспитания активной гражданской позиции, патриотизма, формирования позитивного образа защитника Отечества будет осуществляться и в рамках преподавания новой дисциплины - "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР), которая со следующего сентября заменит в школах ОБЖ. В настоящее время рабочей группой, куда я вхожу, готовятся федеральные рабочие программы по новому предмету. Как только они будут утверждены, мы начнем корректировку своих учебных планов.

Уже понятно, что ОБЗР будет обширнее старой дисциплины. В ней будут разделы «безопасность в информационном пространстве» - очень важно научить школьников видеть информационные атаки в СМИ, Интернете и уметь им противодействовать, блоки «безопасность в социуме» (конфликтология и основы безопасного поведения), «здоровье и основы медицинских знаний», большой блок по ЗОЖ. Появится блок НВП (начальной военной подготовки). Акцент будет сделан на отработке реальных практических навыков – оказание первой медицинской помощи, действия в случае чрезвычайных ситуаций, владение оружием.

Появление нового предмета потребует изменения наших программ подготовки педагогов. Мы уже ввели с этого года новую 5-летнюю программу – учитель Основ безопасности жизнедеятельности и основ управления беспилотными летательными аппаратами. 

Кроме того, с 2024 года центр "Вершина" будет заниматься повышением квалификации и профессиональной переподготовкой учителей ОБЗР, также с упором на практические навыки. Уже разрабатываются трех-четырехмесячные курсы с получением квалификаций руководитель школьного военно-патриотического клуба и учитель ОБЗР. Курсы будут рассчитаны на ветеранов СВО с базовой педагогической подготовкой или офицеров, имеющих базовое академическое военное образование.

Конечно, мы будем привлекать к патриотическому воспитанию ветеранов СВО. Сейчас набираем среди них пилотную группу, отбираем тех, кто хочет передавать опыт, общаться с детьми, но не обладает специфическими навыками работы в детском коллективе. Программа по коммуникации, технологии организации взаимодействия с детьми рассчитана на 36 часов. Ее будут вести как психологи вуза, так и приглашенные специалисты.

 -  Есть ли статистика, сколько студентов, из тех, кто учится в педагогических вузах, затем работают учителями? И что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы еще больше выпускников шли работать в школы? 

 - Самыми востребованными выпускниками нашего университета традиционно являются учителя математики, физики и информатики, русского языка и литературы, начальных классов и воспитатели, дефектологи. По специальности в образовательные организации ежегодно трудоустраивается порядка 60-65% наших выпускников, еще до 10% регистрируются как самозанятые, работают репетиторами, занимаются частной практикой. Чтобы повысить процент тех, кто трудоустраивается по профессии, необходимо и дальше повышать статус педагога, престиж профессии учителя. Считаю, здесь сыграет свою роль Год педагога и наставника, и весь комплекс решений, принятых Президентом, правительством и министерством просвещения.

Нужно уделять больше внимания возможностям развития учителей - будь то карьерная перспектива, социальная, научная, творческая. Защитить их от лишней нагрузки. Пока она просто переместилась в цифровое пространство, затраты времени на самообразование значительно отстают от времени, которое педагог тратит на административную работу. Педагог должен иметь возможность серьезно готовиться к занятиям, повышать квалификацию, общаться с коллегами и детьми.

Возможно, стоит обсудить вопрос о госраспределении для тех, кто учился на бюджетной основе. И это не только советский опыт. Во многих странах дипломы выдаются после нескольких лет практики.

Наша задача как педагогического вуза - заинтересовывать школьников в профессии, и мы много делаем в этом направлении. Открыты 52 психолого-педагогических класса на базе 40 образовательных организаций Московской и Мурманской областей, общее количество обучающихся - 1100 человек. Еженедельно проводятся "Академические пятницы", на которых школьники знакомятся с факультетами, средой вуза, ведущими преподавателями, участвуют в интерактивных мастер-классах, пробуют свои силы в профессиональной сфере, реализуются другие профориентационные проекты.

Конечно, необходимо помогать молодым специалистам трудоустраиваться и закрепляться в школе, оказывать им методическую поддержку, особенно в первые годы. В нашем университете создана и работает комплексная система содействия занятости обучающимся и выпускникам.

 - Какие они сейчас студенты педагогических вузов, и насколько трудно учить учителей?

 - Наши студенты - прекрасные. С ними интересно работать, общаться. Они открыты к знаниям и серьезно относятся к процессу обучения, ориентированы на получение очень конкретной информации. Они творческие, ищут свои пути решения задач. В достаточной мере прагматично смотрят на свое будущее, но готовы говорить о мировоззренческих вещах.

Все вопросы подготовки педагога непростые, исходя из той высокой ответственности, которая стоит перед этим специалистом в будущем.

Скажу так: учить будущих учителей – сложно, и поэтому очень интересно.