Директор Передовой инженерной школы ДВФУ Людмила Текутьева: "Биоинженер в агропищевых технологиях – это не будущее, это уже настоящее"
Чуть более года прошло с момента, когда в стране при университетах создали первые 30 Передовых инженерных школ (ПИШ). Это федеральный проект Министерства науки и высшего образования России. Его ключевая цель — подготовить высококвалифицированных инженеров нового поколения, способных обеспечить стране технологический суверенитет. Опыт признали успешным, и теперь таких школ 50. На их развитие в 2024 году бюджет выделяет 16,5 млрд рублей. Об опыте реализации этого важного для России проекта "Интерфакс" поговорил с директором ПИШ Дальневосточного федерального университета, кандидатом технических наук, доцентом, генеральным директором ООО "Арника" Людмилой Текутьевой.
- Людмила Александровна, ПИШ ДВФУ работает уже полтора года, попала в первую волну создания таких школ, так сказать, оказалась в пионерах. Направление – биотехнологии. Расскажите, пожалуйста, немного о том, чем заняты эти специалисты?
- Если коротко — это принципиально новый специалист, умеющий использовать всю накопленную мировую базу знаний в области промышленных биотехнологий, в сжатые сроки разрабатывать технологии и реализовывать их в индустрии. То есть уметь создать продукт и успешно вывести его на рынок.
Объективно, биотехнологии в примитивном виде существуют с незапамятных времен. Вспомните хотя бы ферментированные продукты. В 20 веке биотехнология сформировалась как наука и отрасль промышленности. К настоящему времени мы имеем научную оцифрованную базу, огромный сырьевой потенциал, инструментарий, отработанный в золотом секторе биотехнологий ("Big Pharma"), знания о количестве угроз относительно качества и безопасности продуктов. То есть все, что может вывести индустрию и отдельные команды в лидеры. Но, что парадоксально, нет пула специалистов и инфраструктуры. И, чтобы они появились, необходимы принципиально новые подходы в образовании. На выходе мы должны получать специалиста, который за короткий период в условиях жесткой мировой конкуренции совершит переход страны из позиции "источника сырья" в разработчика и держателя технологий.
- То есть такой инженер будущего…
- Биоинженер в агропищевых технологиях – это не будущее, это уже настоящее большинства развитых стран, в которых активно происходит трансфер технологий между секторами биотехнологической отрасли.
В обозримом будущем физиологические потребности человека не претерпят каких-либо серьезных изменений, а ускоренный темп жизни предъявляет и новые требования к тому, какими продукты питания должны быть– при всем их разнообразии во вкусах, предпочтениях, убеждениях. Поэтому без работы биотехнологи точно не останутся. А с учетом того, что всё сильнее развивается экологическая повестка, встает вопрос совершенно новых подходов.
Рынок биотехнологий уже сегодня занимает третье место в мире по объемам, а по прогнозам в перспективе 10-15 лет может выйти на первое место.
- Что ж, перспективы вполне очевидны. Значит, нужно готовить таких специалистов.
- Этим мы как раз и занимаемся. В том числе через нашу работу в Передовой инженерной школе ДВФУ.
За последний год четыре стартапа наших студентов и аспирантов разрабатывают новую продукцию. Проекты заявлены в области глубокой переработки отходов рыбной промышленности, получение кормовой добавки из кальцийсодержащего сырья морского генеза.
Кроме того, ребята участвуют в 11 научных проектах наших индустриальных партнеров. И в этой части очень ярко проявляется тезис о том, что для достижения успеха необходимо выстраивать коммуникацию между профессионалами с различной специализацией из разных отраслей. Поясню. Реализуемые проекты охватывают практически всю область агропищевой биотехнологии. Как говорится, "от поля до ложки". То есть от момента, когда некий продукт необходимо вырастить или произвести, обогатить его полезными веществами, придать ему товарный вид, прежде чем он окажется у вас на столе в тарелке. И в этой цепочке задействованы специалисты, которые занимаются синтезом удобрений, эксперты в биофотонике или технологи по выращиванию микроводорослей, гидробионтов, работают химики, биологи, извлекаются биоактивные вещества, витамины, ими обогащают другие продукты, готовят кормовые добавки, пробиотики, задействованы специалисты в области искусственного интеллекта для проведения анализа различной направленности, экономисты, маркетологи и так далее.
То есть я говорю о том, что сложная коллаборация различных отраслей науки и IТ-технологий диктует, что современный биоинженер – это командный игрок. И во время обучения у будущих инженеров есть возможность попробовать себя на разных позициях, в разных направлениях и проектах, в том числе реальных.
- В преподавателях не испытываете недостатка? Что это за люди?
- В этом вопросе мы тоже исходим из задач ПИШ – школа должна давать академические знания, практические навыки и актуальные компетенции для реальной экономики. Таким образом, у нас есть преподаватели из академической среды, которые дают сильную базу по фундаментальным наукам. Есть преподаватели-ученые, задача которых дать студенту самые новые, передовые знания. Те, которые ими были получены в результате собственных исследований и которые ещё даже не положены в учебники. И есть преподаватели-практики, которые работают на высокотехнологичных производствах. Их задача дать студентам понимание о том, как устроена отрасль сегодня, а также приземлить их теоретические знания на реальные задачи.
На каждом этапе мы стараемся прививать ребятам инженерное мышление. Для этого мы привлекли молодых специалистов в области автоматики, конструирования инженерных систем, специалистов в области приборной и аппаратной базы.
А ещё есть преподаватели-предприниматели, потому что нам важно поставить студентам и предпринимательское мышление. Наши выпускники должны уметь не только организовать производство с нуля, но и подобрать команду, которая сможет просчитать экономику и грамотно вывести технологию или продукт этой технологии на рынок.
Поэтому мы рассматриваем коллектив преподавателей как целое. Если хоть один из этих четырех аспектов во время учебного процесса не будет настроен – есть серьезный риск, что передовой биоинженер на выходе не получится. Получится теоретик, специалист, умеющий хорошо воспроизводить процесс "в пробирке". Он получает редкое вещество с высокой себестоимостью, но совершенно не понимает, где и как его можно применить и презентовать. И как следствие разработки уходят "в стол", или, что чаще, реализуются за рубежом уже без аффилиации с разработчиками из России. А там, поверьте, очень хорошо умеют докручивать чужие идеи до конкурентноспособного на рынке продукта. Потом нам же и продают.
- То есть можно сказать, что на каждом этапе обучения со студентом рядом тот, кто не просто раздает отметки, но подсказывает и направляет?
- В передовой инженерной школе основа образовательного процесса - наставничество. Это формат, когда есть мастер, наставник, у которого за плечами какая-то реальная деятельность, он зарабатывает в компании или в технологическом проекте. Эта деятельность фронтирная, связана с высокими технологиями, с их разработкой и внедрением. К этому человеку под его задачу прикрепляется стажёр-студент и, собственно, вместе с ним реально занимается выполнением этой задачи. Параллельно идет обучение. Мастер поправляет и объясняет, либо указывает, какие знания следует добрать самостоятельно. А стажер во время работы получает навыки и знания напрямую от мастера и из деятельности, ведь такое знание невозможно получить из учебника или в аудитории.
Работа эта штучная. Мастер занимается с одним, максимум с двумя учениками.
У нас два формата работы студентов с наставниками.
Первый – это когда обучение проводится в индустриальных компаниях-партнёрах. К примеру, в 2022-2023 годах прошло 25 таких стажировок в пяти компаниях-партнёрах: ООО "Арника", ООО "ДВ-Эксперт", ООО "Корякморепродукт", ООО "Иннофарм-ДВ", ООО "Владторгипорт".
Второй формат – работа в инновационных проектах нашей школы. Сейчас их 12. Они касаются разработки биотехнологий и получения биопрепаратов для нужд сельского хозяйства, марикультуры, медицины, в области биоэкономики, охраны и управления природными биоресурсами и других сфер. У этих проектов есть коллектив, большая высокотехнологичная задача, понятный продуктовый результат и ориентация на интересы конкретных компаний, а также финансирование.
Студент попадает в такой проект через собеседование с руководителем и получает реальную задачу, работает как часть этого коллектива. И это настоящая работа, она по определению инновационного проекта, связана с технологиями, там есть свои сроки и, конечно, есть мастер, руководитель проекта или старший сотрудник. Это очень похожие форматы, но в одном случае ты уходишь работать в компанию, а в другом - работаешь в коллективе разработчиков Передовой инженерной школы, но также в интересах рынка.
- А как быть с теми, кто изначально настроен на лидерство, мечтает о собственном бизнесе?
- Учли и этот момент. Действительно, по опыту, около 5-7% студентов в принципе не нацелены на трудоустройство, но хотят создать свой бизнес. Есть в нашей школе стартап-студия. Она помогает студентам в создании своей эффективной компании. Студия предоставляет такую возможность и помогает на ранних стадиях построения бизнеса: как точнее сформулировать технологическую гипотезу, учредить юридическое лицо, выстроить бизнес-процессы. Кстати, эта возможность доступна и преподавателям ПИШ.
Также созданные студией компании выступают местом практики для всех студентов ПИШ. По факту прямо в стенах университета к концу 2024 года студия создаст около 20 технологических компаний с множеством позиций для студентов. Это и инженерная практика - можно попробовать себя в роли разработчика технологии. И разнообразный управленческий опыт – испытание себя в роли проектного менеджера, маркетолога, юриста, патентоведа, например. По факту мы формируем свою управляемую базу практики.
- По сути, биотехнологиями сейчас пронизаны все сферы жизни, начиная от сельского хозяйства, производства продуктов, до медицины, экономики и высоких технологий. Но профессия биотехнолога при этом не на слуху…
- Да, к сожалению, так и есть. Но мы стараемся это исправлять. Работу по популяризации профессии биотехнолога Передовая инженерная школа проводит вместе с партнёрами, потому что отдельному университету такое не под силу.
К примеру, мы организовываем экскурсии для школьников, причём на предприятие ключевого нашего партнёра, компании "Арника". И во время экскурсий школьники своими глазами видят, что представляет из себя биотехнологическая компания, чем она занимается, как там устроены процессы, как проходит рабочий день биоинженера. Обычно экскурсия производит сильное впечатление на ребят, их родителей и учителей. Кроме того, в этих мероприятиях участвуют наши студенты и сотрудники компании, которые у нас преподают, чтобы у школьников сразу формировалась понятная связка между получаемым образованием и дальнейшей карьерной траекторией.
Экскурсии — это самый яркий пример. Но в целом ведется большая работа по популяризации биотехнологий: студенты приходят в свои школы и рассказывают, на кого они учатся, мы устраиваем научные стендапы по биотехнологическим темам, квизы по биологии и химии, знакомим школьников с перспективами профессии и состоявшимися специалистами.
Важная часть такой работы – привлекать ребят с хорошими знаниями в технических и естественных науках, которые мотивированы развиваться в этом направлении. Заинтересованным школьникам мы уделяем особое внимание, в том числе проводим для них специализированные олимпиады. Например, в этом году мы выступили соорганизатором и площадкой для полуфинала Первой Всероссийской олимпиады по агрогенетике "Иннагрика". В ней приняли участие 150 школьников, прошедших онлайн-этап.
То есть мы заранее начинаем вовлекать мотивированных ребят в различные проекты, знакомим с нашими преподавателями и сильными студентами, с нашими ресурсами, вовлекаем в совместную профессиональную деятельность. Важно, чтобы они уже сейчас становились частью коллектива инновационного проекта, чтобы они уже могли выстраивать видение своей будущей карьеры вместе с нами, с этим коллективом и с нашими партнерами.