Директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова: "Онлайн-образование – востребованный формат"
Цифровизация, IT-технологии, искусственный интеллект охватывают практически все сферы современной жизни, становятся необходимыми и незаменимыми помощниками при реализации проектов в экономике, на производстве, решают вопросы простого бытового общения. Как эти новшества реализуются в области образования, помогают получить новые знания, обрести профессию в интервью "Интерфаксу" рассказала директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова.
- Юлия Валериевна, мы с вами сейчас находимся на форуме, главная тема которого "Эффективное образование". Предлагаю сразу с места в карьер – онлайн-образование может быть эффективным?
Онлайн-образование, по сути своей, это просто другой формат передачи академического контента: оно ничем не отличается от традиционного кампусного. Просто используются цифровые технологии, которые позволяют сделать процесс обучения более гибким и эффективным. Это доказывает стопроцентная востребованность онлайн-выпускников Высшей школы экономики. Они трудоустраиваются либо в бизнес, либо остаются и продолжают свою карьеру в науке.
Освоение микро-квалификаций и получение высшего образования в цифре — это адаптивная и персонализированная форма обучения. Каждая из программ онлайн-образования сфокусирована на подготовке высококлассных сотрудников для государственного и корпоративного сектора, поэтому треки цифровых бакалавриата и магистратуры Вышки разработаны в соответствии с запросами и при участии ключевых работодателей. Здесь готовят специалистов в области компьютерного зрения, наук о данных, машинного обучения и высоконагруженных систем, бизнес-анализа, финансов, дизайна, ЛигалТех и прочее.
- Почему именно сейчас такая форма обучения приобретает масштабы? Это дань моде, проверка цифровых технологий? Или мы просто в "ковидный" период начали и теперь не можем остановиться…
- Пандемия стала мощным драйвером фундаментальных изменений на рынке образования, она сформулировала социальный запрос вузам на интеграцию цифры в процесс обучения. Треть регистраций на ведущих мировых платформах массовых открытых онлайн-курсов приходится на пандемийный 2020 год. Распространение искусственного интеллекта, изменение ландшафта рынка труда заставили университеты адаптироваться к новой цифровой реальности. Университетские аудитории перешли в онлайн, вышли за границы кампусов, теперь учиться в ведущих вузах можно из любой точки мира, в любое удобное время. Не меняя образа жизни и не переезжая в город, где располагается университет. Большой акцент в образовании делается на эмпирике и цифровых лабораториях, которые благодаря поддержке лидеров индустрий позволяют максимально эффективно нарастить экспертизу в предметной области и уже сегодня освоить профессию будущего. При этом в динамично меняющемся мире на высококонкурентных рынках труда высшее образование обладает особой ценностью: работодателям важен не просто диплом соискателя, но в первую очередь качество и актуальность полученных знаний.
- Как эксперты онлайн-кампуса успевают за цифровыми трендами?
- Онлайн-обучение в НИУ ВШЭ прошло десятилетний путь: от размещения первых онлайн-курсов на платформах до создания онлайн-программ и открытия непосредственно онлайн-кампуса. С 2013 года университет выступает трендсеттером сферы высшего образования в цифре. Технологический и интеллектуальный инструментарий онлайн-кампуса позволяет выстроить процесс обучения с нуля: от создания цифрового контента, включения онлайн-программ в учебные планы, сопровождения студентов до контроля качества и оценочных процедур (прокторинг, ассистенты онлайн-курсов, психометрика и анализ больших данных). Вышка — первый российский вуз, запустивший в 2020 году англоязычную онлайн-программу "Магистр по наукам о данных" на международной платформе, на цифровых программах в РФ у нас обучается почти 3000 студентов. 15000 студентов из партнерских вузов являются слушателями онлайн-курсов Вышки, которые интегрированы в их учебные планы. В 2024 году у нас уже будет 30 образовательных программ, которые учитывают запрос рынка на компетенции в сфере искусственного интеллекта.
- Какие платформы используются для обучения онлайн? Есть ли в России продвижение по этому направлению?
- Университет реализует онлайн-обучение (от курсов до программ) на собственной платформе, которая базируется на открытом коде Moodle. Пользователи платформы — 52 тыс. студентов Вышки. Мы предлагаем и предзаписанный формат, и формат общения через различные системы с видеоконтентом в режиме реального времени. Кроме этого, есть и другие инструменты. Например, мы используем разного рода мессенджеры. В рамках университетского онлайн-проекта студенты разных программ делятся удобными каналами для общения с преподавателями, однокурсниками. В формате буткемпов, бизнес-лабораторий студенты работают над совместными проектами в группе — все это на нашей платформе.
Открытые онлайн-курсы от ведущих ученых НИУ ВШЭ помимо Национальной платформы "Открытое образование" (НИУ ВШЭ — соучредитель проекта), теперь представлены на российских платформах Лекториум и Edutoria, а также на китайской XuetangX. Также мы смотрим в сторону Индии, Латинской Америки и Африки. Эти быстрорастущие рынки с миллиардной аудиторией дают возможность бесконечно масштабировать контент университета.
- Ваш онлайн-кампус предоставляет возможность получить образование не только студентам, но и вполне себе готовым специалистам – они могут пройти переподготовку. Расскажите об этой практике.
- Студенты программ — не только вчерашние выпускники в поиске профессии будущего, но и опытные специалисты, владельцы бизнеса, основатели стартапов, желающие актуализировать компетенции и получить доступ к последним исследованиям и экспертизе университета. Онлайн-программы ВШЭ ориентированы на запросы абитуриентов на образование с упором на реальные кейсы индустрий и учебы без отрыва от рабочего места. Дилемма "хорошо учиться или эффективно работать" больше не имеет смысла.
- Обучающие программы – они как появляются?
- Запуску каждой программы предшествует глубокое исследование рынка. Мы много общаемся с индустриальными партнерами, работодателями, хедхантерами, и на основе данных формируем гипотезы и идеи. При создании бренд-портфеля мы анализируем мнения наших студентов, абитуриентов — это наши главные стейкхолдеры. Приведу пример. Год назад появился запрос со стороны студентов на программу по психоанализу в бизнесе, по консультированию в этом направлении. Вот в этом году мы ее запустим. Почти всегда мы идем навстречу запросам. Но нужно понимать и то, что создание программы занимает время. В среднем это около полутора лет. Онлайн-программы — не калька оффлайн, они создаются в диалоге с кампусными программами.
- Качество такого образования насколько высоко? Можно ли этот параметр оценить, просчитать?
- Онлайн-образование Высшей школы экономики полностью соответствует высоким стандартам университета. Они были наработаны в течение 30 лет. Это касается качества академического контента, требованиям к выполнению оценочных работ, времени, которое тратится на учебу, сдаче сессий. На онлайн-программах работают преподаватели кампусной Вышки, но благодаря цифровому формату мы можем привлекать к обучению ведущих отраслевых экспертов из разных стран мира.
Мы сохраняем то, чем всегда славилась Вышка. Людей бизнеса обучают люди бизнеса. То есть это проектный подход, когда обучение ведется на реальных кейсах. В этом смысле мы в каждой программе стараемся работать с определенным индустриальным партнером. Одним из таких для нас является и "Интерфакс". Мы используем в наших программах продукты СПАРК. И это очень востребовано студентами. Это пример того, как индустрии объединяются с вузами, а наши выпускники становятся востребованными на рынке.
- Зачем вы строите прототип онлайн-кампуса в метавселенной?
- Метакампус — большое красивое виртуальное пространство, в котором мы хотели раскрыть уникальное ценностное предложение Вышки Онлайн. Там мы знакомим пользователей с цифровыми образовательными продуктами. Здесь можно посетить онлайн-библиотеку, освоить новый курс, собрать онлайн-сообщество. И все это, не выходя из дома. Наши дети, которые уже родились со смартфонами в руке, воспринимают метавселенную как нечто обыденное. Им понятен и удобен формат метакампуса. Это будущие студенты онлайн-бакалавриата Вышки. Для нас это новая аудитория, проба пера и такой маркетинговый ход.
Мы продолжаем развивать метакампус. Успех VR-квеста в метакампусе — на VK-фесте в наш павильон выстроилась очередь — мотивировал разработать ПК-версию, чтобы любой пользователь по ссылке мог там оказаться. В этом году мы планируем пойти дальше. Хотим провести в метавселенной первый день открытых дверей Вышки Онлайн, летом организовать там выпускной.
- Какие проекты вы еще готовите?
- Мы запускаем просветительский портал, который объединяет все проекты Вышки Онлайн в области искусственного интеллекта. Здесь можно найти все по теме ИИ: от подкастов и видеолекций до курсов и программ, которые могут стать как первым знакомством с современными достижениями в области ИИ, так и погружают в AI-профессию уже искушенных слушателей. Проект обучает навыкам будущего в настоящем: работе с нейросетью, взаимодействию с генеративным ИИ, промт-инжинирингу, управлению ML/AI-проектами и другим значимым в индустрии компетенциям.
Помимо образовательных проектов, пользователи смогут найти на портале информацию об интенсивах, буткемпах, вебинарах университета, задать вопросы через форму обратной связи. Интервью, подкасты с экспертами Вышки Онлайн — преподавателями онлайн-программ и лидерами индустрий из числа бизнес-партнеров — посвящены миру и университету будущего, возможностям и рискам распространения цифрового интеллекта, этике и проблематике взаимодействия с нейросетями, поиске новых точек роста в непрофильных профессиях благодаря использованию ИИ. На подкастах мы рассматриваем неудачные кейсы машинного обучения, изучаем развитие генеративного ИИ, разбираемся, зачем обучаться компьютерным наукам, если нейросети пишут код сами, а также ищем ответ на вопрос: насколько этично писать диплом при помощи ChatGPT.
А вообще, сейчас много всего выходит на рынок, а мы расскажем об этом просто, как это есть на самом деле. В общем, у нас планы амбициозные, и мы надеемся, что все получится.