Ректор НГПУ Алексей Герасёв: "Наши студенты к окончанию вуза четко представляют траекторию своего профессионального роста"
2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Было проведено более 300 различных мероприятий, в которых приняли участие более 1 млн учителей и наставников, около 80 млн жителей страны так или иначе были вовлечены в различные активности в рамках Года. Перед организаторами стояла задача – привлечь внимание к профессии педагога, отдать дань уважения учителям и повысить интерес молодежи к науке преподавания. В итоге педагогические вузы России в этом году отмечали небывалую приемную кампанию. О том, как это было, об интересах абитуриентов, о новых возможностях в профессии и обучении в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасёв.
- Алексей Дмитриевич, в этом году в педагогических вузах страны произошел настоящий бум – желающих стать педагогами оказалось на треть больше обычного, 385 тыс. человек. По вашему мнению, почему такой интерес к профессии именно в этом году?
- В Год педагога и наставника повышенный интерес к профессии учителя, на мой взгляд, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, выбор абитуриентов становится более осознанным благодаря ранней профориентации и огромной работе, которые проводят педагогические вузы с классами психолого-педагогической направленности. Новосибирский государственный педагогический университет работает с более чем 100 психолого-педагогическими классами региона. В этом учебном году состоялся запуск проекта "Открытый психолого-педагогические класс", в рамках которого ученые вуза в онлайн формате проводят лекции для школьников региона.
В целом, сотрудники университета в 2022-2023 гг. провели свыше 150 профориентационных мероприятий, что также отражается на количестве заявлений от абитуриентов в ходе приемной кампании вуза.
Во-вторых, при реализации комплексной программы модернизации педагогических вузов РФ, которая была запущена в 2021 году по инициативе президента РФ Владимира Путина, в НГПУ появились новые образовательные пространства. За два года были созданы технопарк универсальных педагогических компетенций имени Юрия Кондратюка, педагогический технопарк "Кванториум" имени Юрия Румера, кабинет логопедической помощи и слухоречевой работы, аудитории для демонстрационного экзамена, проведены многочисленные ремонтные работы, что позволило создать для студентов и преподавателей комфортные условия для работы и обучения.
В-третьих, в Год педагога и наставника на уровне первых лиц государства было заявлено о важности статуса учителя, особой роли педагога на пути становления технологического суверенитета страны. Отрасль динамично развивается, в рамках национального проекта "Образование" только в Новосибирской области были построены десятки новых школ, приходя в которые ребята из старших классов видят обновленную инфраструктуру, современных преподавателей, и им становится легче отожествить себя и свои карьерные предпочтения с профессией учителя. Кроме того, в такие школы охотно приходят работать молодые специалисты. Также за последние несколько лет в стране появились дополнительные профессиональные педагогические конкурсы. Они позволили узнать больше новых имён, привлечь в отрасль современных молодых специалистов, выразить им слова признательности на самых разных уровнях – от руководителей региона до первых лиц государства.
- Какие итоги приемной кампании у НГПУ. Повторил ли вуз общероссийский тренд по набору?
- Более 35 тысяч заявлений на поступление было подано в НГПУ. В 2023 году вуз вошел в тройку лидеров среди педвузов страны по количеству поданных заявлений от абитуриентов. Мы полностью заполнили 2258 бюджетных мест. Кроме того, зачислены еще семь человек сверх КЦП на места в рамках квоты правительства РФ на образование иностранных граждан и лиц без гражданства. На внебюджетные места зачислено еще 1054 человека.
Приемная кампания уходящего года отличается высоким качеством образования первокурсников.
Около 40% поступивших – это выпускники организаций среднего профессионального образования (СПО), более трети из них – 351 человек – это выпускники педагогических колледжей. Кроме того, в этом году НГПУ имеет хорошие показатели по количеству поступивших абитуриентов из лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предмета – 462 человека. Средний балл по вузу – 69,4, по подразделениям он варьируется от 63,8 до 81,6. Среди поступивших много высокобалльников и стобалльников, есть поступившие по результатам олимпиад.
Количество поступивших иностранных абитуриентов больше, чем в прошлом году - 261 человек. Среди поступивших 76 человек были зачислены по особой квоте, 45 человек – по отдельной квоте (дети участников СВО и участники СВО), 236 человек – по целевой квоте, при этом подавляющее большинство заказчиков целевого обучения – это образовательные организации Новосибирска и области. Работе над увеличением объема целевого обучения в вузе уделяется большое внимание, и на данный момент целевой прием является надежным механизмом ликвидации кадрового дефицита в школах региона.
- Какие направления больше всего привлекли студентов? И с чем связан их интерес?
- В приемной кампании 2023 года самыми популярными для поступления в университет стали программы, связанные с изучением истории, русского языка и литературы, иностранных языков, а также программы в рамках направлений "Психология", "Дизайн", "Лингвистика" и "Журналистика". Эти программы привлекают абитуриентов своей актуальностью, перспективами карьерного роста и возможностью развивать творческий потенциал. Вуз располагает мощным образовательным потенциалом, высококвалифицированным составом преподавателей, тринадцатью научными школами. Ежегодно происходит обновление образовательных программ, с учетом растущих потребностей абитуриентов. В прошлом году у нас впервые была запущена и пользовалась большим спросом программа "Иностранный (английский) язык и Цифровые технологии в обучении иностранным языкам". Думаю, что актуальность этой программы очевидна. Сегодня в преподавании английского или его самостоятельном изучении информационные технологии имеют огромное значение. Мы предложили такую программу, и, судя по высокой активности абитуриентов, не ошиблись.
Кроме того, разработаны новые программы магистратуры, например, "Обучение физике в цифровой образовательной среде", "Технологии искусственного интеллекта" и "Арт-технологии в образовании". В этом году мы увидели значительный интерес к образовательным программам факультета иностранных языков, института детства, института филологии, массовой информации и психологии, института физико-математического, информационного и технологического образования. С учетом особой важности подготовки учителей русского языка и литературы, физики, математики, информатики, иностранных языков мы постараемся найти возможность и совместно с министерством просвещения РФ и министерством образования Новосибирской области увеличить количество бюджетных мест на соответствующих образовательных программах в 2024 году.
- Что НГПУ предлагает своим студентам, чтобы они были востребованы? Как много из тех, кто учился на педагога, после остается в профессии?
- Профессиональное становление студентов НГПУ начинается со второго или третьего курса – в зависимости от получаемого образования. Ребята могут работать вожатыми, педагогами дополнительного образования в центрах развития детей. С третьего курса наши студенты, согласно законодательству, могут совмещать обучение в вузе с преподаванием в школе. Более 80% работников сферы образования региона – наши выпускники.
По данным министерства образования региона, в Новосибирской области растет востребованность педагогических кадров — только в начале текущего учебного года к работе приступили более тысячи молодых специалистов. Напомню, что система образования Новосибирска и Новосибирской области входит в число лучших в стране.
- Как бы вы охарактеризовали новых студентов?
- Поступающие к нам на протяжении последних нескольких лет абитуриенты – представители "цифрового" поколения, взрослеющие в период глобальной цифровизации общества. Для них многозадачность – не просто характеристика, они живут в режиме совмещения разного рода задач с параллельным нахождением в сети Интернет. Говоря о ярких чертах наших студентов, я бы отметил более осознанный подход к выбору профессии, благодаря широким возможностям получения информации о тех или иных преимуществах становления специалиста в образовательной организации. Ребята, которые у нас учатся, очень мобильные и быстро обучаются – за годы студенчества они успевают побывать в разных ролях – от организаторов учебных мероприятий до вожатых и исследователей, и к окончанию вуза четко представляют себе траекторию своего профессионального роста.
- В обучение тесно внедряются современные технологии – различные гаджеты, искусственный интеллект, нейросети, новые формы преподавания, в том числе дистанционные. На ваш взгляд, что из этого на пользу, а что – нет? Где в этой всей истории место современного учителя?
- Остановить развитие информационных технологий вряд ли возможно, и их внедрение в учебный процесс вполне закономерно. Благодаря комплексной модернизации, и в нашем вузе появился ряд новых лабораторий, в том числе и искусственного интеллекта. И учитель, если он хочет быть современным, должен иметь представление об этих новациях и разумно использовать в своей деятельности. Очевидно, что никакой дистант не заменит живого общения, и это показал опыт пандемии. Вместе с тем, в отдельных ситуациях дистанционные технологии выручают. Например, есть школьники, находящиеся на длительном лечении в стационарах. Онлайн уроки - хорошее подспорье и учителю, и ученикам.
Что касается искусственного интеллекта, здесь пока много вопросов. И мир обеспокоен угрозами, связанными с выходом из-под контроля интеллектуальных систем, базирующихся на искусственном интеллекте. При этом реальные возможности обработки больших объемов информации (например, результатов контрольных работ) могли бы помочь учителю выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом достигнутого учениками уровня освоения предмета, а ученикам – использовать возможности искусственного интеллекта и нейросетей при проведении учебных исследований.