Ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев: "Обсуждается возможность формирования единого энергетического пространства Евразии"
Экономика мира продолжает стремительно меняться: международные отношения перестраиваются, появляются новые транспортные потоки и логистические каналы, а российский экспорт энергоресурсов перераспределяется в Китай и Индию. Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), доктор экономических наук, профессор Игорь Максимцев рассказал в интервью "Интерфаксу" об итогах XI ежегодного Международного форума "Евразийская экономическая перспектива", который был посвящен усилению интеграционного взаимодействия между странами Большой Евразии.
- Игорь Анатольевич, недавно завершился XI ежегодный Международный форум "Евразийская экономическая перспектива". Какие цели он преследовал в этом году?
- Международный форум "Евразийская экономическая перспектива" уже зарекомендовал себя в качестве авторитетной дискуссионной площадки по обсуждению актуальных вопросов развития Евразийского экономического союза в сопряжении с другими объединениями региона Евразии. Можно сказать, что содержательная повестка форума эволюционирует вместе с евразийским пространством, при этом неизменным для нас остается приоритет обсуждения вопросов экономического развития пространства Евразии.
Общая тема форума, как мы её сформулировали в этом году – "Устойчивость, адаптивность и самоидентификация экономического пространства Большой Евразии в условиях глобальной трансформации". Мы ставили вопросы о том, как будет адаптироваться наш регион в условиях роста внешней неопределенности, включая разбалансированность мировых товарных и финансовых рынков, усиление геополитических конфликтов, формирование различными государствами мира ситуативных альянсов, коалиций и партнерств.
Во многом процесс адаптации зависит от самоидентификации макрорегиона Евразии, то есть в том числе от солидарности евразийских государств в развитии общих механизмов устойчивости, адаптивно-адаптирующей способности региона – возможности реагировать на внешние шоки и "новые вводные", а также приспосабливать региональные механизмы стабилизации и развития в меняющихся условиях.
Особенность евразийского региона – в его сложносоставной структуре: мы учитываем развитие и взаимодействие объединений Евразийского экономического союза, СНГ, Союзного государства, Шанхайской организации сотрудничества, отчасти – объединения БРИКС. В этом состоит, с одной стороны, сложность координации перед лицом общих внешних вызовов для макрорегиона, с другой – возможность развития множества интеграционных моделей, позволяющих государствам гибко подходить к формированию собственных траекторий развития в регионе.
При этом важно отметить, что и сама конфигурация региона Большой Евразии в нашем понимании изменяется: например, в силу снижения экономического взаимодействия и геополитического противостояния России со стороны Евросоюза, мы вынуждены исключить ЕС из актуального анализа перспектив развития макрорегиона Большой Евразии. В то же время, в 2024 году произойдет расширение объединения БРИКС, и 6 стран в составе объединения БРИКС+ будут представлять евразийский регион, таким образом, появится ещё одна позитивная платформа взаимодействия между ними.
Таким образом, одна из ключевых задач форума – выработка его участниками совместного видения актуальной повестки и возможных траекторий будущего развития с учетом меняющейся внешней среды для региона Большой Евразии.
- Какова глобальная роль форума в развитии международных экономических отношений сегодня?
- Одна из особенностей форума - объединение всех заинтересованных сторон (представителей Евразийской экономической комиссии, Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Евразийского банка развития, органов государственной власти всех уровней стран Евразийского региона, промышленных предприятий, университетов и научных центров) для обсуждения актуальных вопросов, в первую очередь, экономической повестки развития Евразийского региона. В программе форума были как традиционные направления, которые получают свое развитие в ежегодных дискуссиях: это вопросы международной финансовой координации, региональной энергетики, развития международных транспортно-логистических направлений в Большой Евразии, а также цифровой повестки ЕАЭС. Таким образом, в рамках форума всегда происходит обмен экспертными мнениями, есть возможность подвести итоги совместной работы в области научных исследований и проектов, а также наметить новые направления. Уверены, что совместная проектная работа в регионе Большой Евразии вносит определенный вклад в усиление интеграционного взаимодействия.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет является активным участником Евразийской Ассоциации Университетов, возглавляет работу Экспертного совета по экономике при Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ и работает с МПА по развитию модельного законотворчества, а также взаимодействует с Секретариатом ШОС и принимает участие в Муниципальном форуме БРИКС. Совместно с правительством Ленинградской области и Российским экспортным центром реализует проект по выстраиванию региональной системы развития несырьевого экспорта предприятий Ленинградской области на евразийские рынки. Значительная часть этих партнерств зарождалась и эволюционировала именно "на полях" форума "Евразийская экономическая перспектива".
- Внешнеторговые ограничения потребовали изменения направлений торговых потоков и транспортно-логистических каналов. На какой стадии находится перестройка этих процессов?
- Можно сказать, что в результате пандемии COVID-19, введения против России односторонних ограничительных мер дискриминационного характера со стороны недружественных стран и одновременно – усиления геополитических и военных конфликтов, транспортно-логистические системы во всем мире являются одними из наиболее пострадавших. Разрывы глобальных транспортно-логистических цепочек приводят к росту потребности снизить страновые риски, и на евразийском пространстве наблюдается регионализация цепочек поставок. Для Большой Евразии важное значение имеют международные транспортные коридоры, "сшивающие" евразийское пространство с востока на запад и с севера на юг. В условиях необходимости реконфигурации внешнеторгового профиля России особое значение для нас на евразийском пространстве приобретает МТК "Север-Юг" – мультимодальный транспортный коридор, который можно назвать продуктопроводом по перевозке товаров с северо-запада на юго-восток и обратно, обеспечивающим кратчайшее расстояние по доставке грузов, предназначенных для Южной Азии, Восточной Африки и Ближнего Востока.
В настоящее время недостающие участки коридора достраиваются, и стоит вопрос о структурировании таких инвестпроектов (в частности, проекта строительства новой железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой до портов Исламской Республики Иран). В соответствии с распоряжением правительства РФ от 3 октября этого года подготовкой предложений по развитию международного транспортного коридора "Север–Юг" будет заниматься создаваемая Банком ВТБ организация - проектный офис по развитию коридора. Для Санкт-Петербургского государственного экономического университета актуальные кейсы проектного финансирования в этих сложных условиях являются вопросом для изучения. Кроме того, наше стратегическое сотрудничество с ОАО "РЖД" делает вопросы развития международного транспортно-логистического комплекса евразийского макрорегиона особенно актуальными с позиции перспективных совместных проектов.
Картину можно дополнить также необходимостью мониторинга развития китайской инициативы "Один пояс – один путь" и определения ближайших перспектив бесперебойной эксплуатации Северного морского пути. Как мы помним, выступая на форуме "Один пояс - один путь" 18 октября этого года в Китае, президент России Владимир Путин сказал о том, что с 2024 года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной, и пригласил все заинтересованные государства к прямому участию в развитии СМП, заверив в готовности российской стороны обеспечить надёжную ледовую проводку, связь и снабжение. Таким образом, по словам президента, с учетом развития российских транспортных коридоров с Севера на Юг открывается возможность напрямую соединить Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге евразийского континента, на побережье Индийского и Тихого океанов.
В итоге мы получаем в перспективе активно развивающуюся Евразийскую региональную мультимодальную транспортно-логистическую систему, которая, в случае полноценной работы, способна обеспечить региональную промышленную кооперацию и увеличить емкость товарных рынков региона Большой Евразии, увеличив обмен т.н. инвестиционными товарами. Учитывая масштаб проектов, в них, безусловно, будут возникать "бутылочные горлышки", поэтому важно также разработать и внедрить системы международного мониторинга интернациональных перевозок с учетом опыта внедрения систем прослеживаемости грузов и цифровых транспортных коридоров в рамках ЕАЭС. Считаю данную проблематику стратегической для Евразийского региона и нашего университета.
- Одна из сессий форума была посвящена развитию энергетических проектов и хабов в Евразийском регионе. Расскажите о перспективах этого направления.
- Региональные энергетические проекты, как и транспортно-логистические, составляют инфраструктурный каркас Евразийского региона, и их реализация, так же, как и развитие международных транспортных коридоров, во многом обусловлена растущими объемами российского экспорта энергоресурсов в Китай и Индию в результате ограниченности рынка Евросоюза. Если говорить системно, стоит вопрос о том, возможно ли формирование единого энергетического пространства Евразии: с одной стороны, есть стремление сформировать к 2025 году общие рынки энергоресурсов в рамках ЕАЭС, развиваются региональные поставки угля, нефти, трубопроводного и сжиженного природного газа, формируется единая система электроснабжения, развиваются проекты возобновляемой энергетики, включая АЭС. С другой стороны – ключевые страны-потребители энергоносителей (Китай, Индия) стремятся к постоянной диверсификации поставок как по видам энергоресурсов, так и по географии экспортеров.
Таким образом, актуальным вопросом остается конкуренция государств Евразии за крупнейшие экспортные энергетические рынки и процесс дедолларизации региональной торговли энергоресурсами. В сумме отметим, что важную роль в консолидации топливно-энергетических комплексов государств Евразии на современном этапе сыграют именно внешние ограничения и необходимость регионального импортозамещения критически важных технологий разведки, добычи и переработки энергоресурсов. Выпадение части валютной выручки российских производителей энергоресурсов в результате ограниченных возможностей экспорта на ключевой рынок ЕС должно привести к реализации стратегии удлинения цепочек производства нефте- и газопродуктов в Евразии. Так что появляются объективные предпосылки развития со временем региональной евразийской энергетической системы.
- На ваш взгляд, как можно обеспечить финансовую независимость евразийских стран в нынешних условиях?
- Вопрос в том, что понимать под финансовой независимостью. Заявленное в рамках ЕАЭС движение к общему финансовому рынку на основе принятой в 2019 году концепции и острая потребность в развитии региональных систем финансовых расчетов в условиях отключения российских банков от системы SWIFT и введения внешних ограничений на международные валютные переводы резидентов РФ, формируют запрос на развитие региональных платежных систем и элементы межгосударственной финансовой координации. Эксперты констатируют рост доли расчетов в рамках ЕАЭС в российских рублях (более 70% на период мая 2023 года), при этом растет и доля расчетов в юанях (по данным Минэкономразвития РФ, в первом полугодии 2023 года 75% товарооборота РФ и КНР обслуживалось в юанях).
Поэтому дедолларизация региональных расчетов все же происходит. Определенную роль в этом процессе сыграет и этап расширения БРИКС за счет приема стран евразийского континента, поскольку данное объединение имеет инструменты валютно-финансовой стабилизации, и есть возможность дальнейшей разработки эффективных механизмов финансовых расчетов на основе Нового банка развития и Пула условных валютных резервов. Скорее всего, полная финансовая независимость национальных экономик стран мира в современных условиях невозможна: в Евразии страны, не участвующие в финансовой координации, сохраняют зависимость от ведущих резервных валют, в первую очередь – от американского доллара как ключевой валюты расчетов за поставки биржевых товаров, а государства, участвующие в формировании региональных финансовых рынков и создании элементов общих платежных систем, начинают зависеть от качества национальных валют друг друга. Такая взаимозависимость абсолютно естественна в современных условиях.
- Расскажите о новых векторах международного делового туризма в Евразийском регионе? В каком направлении будет вестись работа, какое участие в этом принимает Петербург?
- Международный туризм, в особенности деловой, является "реактивным" сектором – то есть он чутко реагирует на внешние изменения, будь то ограничения свободы передвижения граждан и финансовых платежей, а также макроэкономическую конъюнктуру, предопределяющую уровень деловой активности. В мегарегионе Большой Евразии, с учетом расширения объединения БРИКС, экспоненциального развития экономики Индии и восстановления экономики Китая, деловая активность будет только нарастать. В более узком смысле, на пространстве СНГ и ЕАЭС в секторе делового туризма также наблюдается оживление с учетом переноса многих крупных мероприятий, которые раньше проводились в России или Евросоюзе, в страны Закавказья и Средней Азии (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и др.).
Таким образом достигается представительство всех заинтересованных участников, и значение многих стран СНГ как центров притяжения делового туризма начинает активно возрастать. Что касается Санкт-Петербурга как традиционного центра международного делового туризма, его роль, несмотря на почти полное закрытие границ с Евросоюзом, сохраняется, можно констатировать лишь изменение географического следа участников крупнейших форумов: ПМЭФ, Африканского форума, Международного газового форума и др.
В целом в туристической сфере, также выполняющей важную роль по "сшиванию" Евразийского пространства, в том числе на уровне идентичности граждан стран региона, отметим работу нашего университета по созданию в 2019 году Евразийского института туризма и конгрессно-выставочной деятельности с участием 25 партнеров из стран СНГ. И в 2022 году наш вуз стал базовой организацией по креативным индустриям, конгрессно-выставочной деятельности и гостеприимству при Исполнительном комитете СНГ. Это дает возможность объединить работу на пространстве Содружества по разработке единых рамок квалификаций и программ повышения квалификации. Также в 2022 году наш университет подержал инициативу комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга по созданию Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства для развития системы въездного и выездного туризма для граждан стран СНГ.
- Ранее вы говорили, что вопрос цифровизации неравномерно идет в разных государствах. Как ситуация изменилась за последнее время?
Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденные решением Евразийского межправительственного совета в 2017 году, сохраняют в современных условиях свою актуальность – особенно отмечу пункт о цифровой трансформации отраслей экономики и кросс-отраслевой трансформации в Союзе. При этом цифровая сфера естественно является одной из наиболее динамичных, и в ней тоже возникает острая потребность в импортозамещении для российских предприятий, в первую очередь, западных операционных систем на продукты с открытым исходным кодом и программного обеспечения ушедших с рынка компаний, производящих ERP-системы, на российские/евразийские продукты и решения. Этот процесс не может быть быстрым, и мы находимся как раз в переходном периоде. Одновременно можно видеть политику стимулирования цифровых инициатив на Евразийском пространстве со стороны Евразийской экономической комиссии (возможность подачи цифровых инициатив в офис управления инициативами) и Евразийского банка развития (запуск конкурса проектов от Фонда цифровых инициатив ЕАБР).
Важно отметить, что летом 2023 года в России была объявлена подготовка нового национального проекта "Экономика данных", который будет рассчитан до 2030 года. Ключевой фокус проекта – разработка отечественных решений по надежному хранению, обработке и передаче данных, включая квантовые технологии. Это приводит нас к вопросу о цифровом суверенитете и определению степени допустимой открытости систем передачи и хранения данных для субъектов из других государств даже с учетом долгосрочных интеграционных взаимодействий между странами.
- Какие основные задачи сейчас стоят перед странами ЕАЭС? Как на этом пути будет развиваться экономика России?
- Евразийский экономический союз, как ключевое для нашей страны интеграционное объединение в Евразии, также находится перед выходом на новый этап своего развития. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия завершает работу над текстом Декларации "Об основных задачах и ключевых направлениях дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза на период до 2030 и 2045 годов" - проект документа уже был представлен в октябре этого года на заседании Евразийского межправительственного совета. Понятно, что данный документ носит рубежный характер и охватывает широкий спектр вопросов дальнейшей интеграционной работы стран-участниц по усилению взаимной торговли, совместному технологическому развитию, формированию общего финансового рынка и ряд других.
На наш взгляд, наиболее важное значение сейчас имеет углубление региональной промышленной кооперации между странами ЕАЭС и ЕАЭС + (с учетом сотрудничества с другими государствами СНГ и заключения соглашений о свободной торговле с третьими странами). В условиях регионализации цепочек производства и необходимости импортозамещения (имея в виду смену поставщиков оборудования для российских компаний со стран дальнего зарубежья на ближнее – например, Республику Беларусь) на первый план выходит вопрос обеспечения системы поддержки промышленной кооперации. Считаю очень важным принятое в продолжение логики Карты индустриализации, включающей реестр 182 реализующихся и планируемых инвестиционных проектов, значимых для кооперации и регионального импортозамещения, решение Евразийского межправительственного совета от 26 октября 2023 года "Об утверждении Положения об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами - членами Евразийского экономического союза".
В Положении четко определено само понятие "кооперационный проект", прописан механизм финансового содействия таким проектам через отбор ЕЭК и субсидирование через уполномоченные финансовые организации, - это должно стимулировать развитие региональных цепочек производства. Надеемся, Положение скоро вступит в силу.
Предприятия России, которые на сегодняшний день являются ключевыми инвесторами среди постсоветских государств (по данным Евразийского банка развития, на них приходится 79,2% взаимных инвестиций стран СНГ) и по отношению к которым продолжают действовать дискриминационные меры со стороны недружественных стран, заинтересованы в регионализации и обеспечении бесперебойности цепочек поставок необходимого оборудования, комплектующих, сырья и материалов. Возникают предпосылки для увеличения емкости региональных евразийских рынков сырья, материалов и готовой продукции. Понятно, что в евразийском регионе активно работают предприятия-резиденты стран т.н. внерегиональных (США, Великобритания, Турция) и региональных (КНР) конкурентов, но определенные возможности для формирования цепочек производства на основе предприятий стран ЕАЭС все же есть.
- Как меняется экономическое образование в России в новых экономических реалиях?
- Если мы посмотрим на ситуацию в глобальной экономике, заметен определенный парадокс: скорость экономического роста в мире, в целом, замедляется, а скорость изменений на мировых рынках, в отраслях, в национальных экономиках постоянно растет. И если еще 5 лет назад, принимая студентов в наш экономический университет, нам необходимо было понимать, в какую экономическую реальность они будут выходить уже как специалисты, сейчас нам необходимо понимать тренды развития международной экономики на 10 и более лет вперед, с учетом глобального ускорения.
Ключевая причина этого ускорения лежит в постоянном увеличении скорости передачи данных, а теперь ещё и в развитии самообучающихся нейронных сетей. При этом прогностический потенциал глобальной экономической системы постоянно снижается. В этой парадоксальной ситуации будут развиваться образовательные системы будущего.
Но есть и текущие стратегические задачи университетского экономического образования для района, страны, Евразийского континента в целом. И мы выделили для себя несколько ключевых векторов развития. Во-первых, выпуск специалистов с актуальными знаниями и навыками, необходимыми для решения задач развития, прежде всего, региональной экономики (Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Северо-Запада России в целом) – т.е. построение региональной системы подготовки кадров. Отсюда – курс на проектно-ориентированное образование с участием всех заинтересованных сторон: региональных органов власти, предприятий, институтов поддержки бизнеса. Образовательные программы, развивающиеся в такой системе, должны содержать в себе стабильное ядро компетенций и гибкую составляющую знаний, навыков, постоянно меняющуюся под воздействием новых внешних факторов развития.
Во-вторых, роль университета как "системного интегратора" развития экосистем сетевого взаимодействия, в том числе в евразийском регионе, с участием ведущих университетов ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС +, промышленных предприятий, научных центров, межгосударственных координационных структур и органов государственной власти стран-участниц. Если эта система взаимодействий начинает работать – её можно считать важной интеграционной составляющей, формирующей активное будущее поколение, готовое усиливать интеграционные взаимодействия в регионе Большой Евразии. В этом одна из миссий экономического университетского образования в евразийском регионе.