Директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц: "Российской системе образования есть что предложить миру"

Фото пресс-службы ИГСУ РАНХиГС

В 2017 году был принят приоритетный проект "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Это новый проект для России, хотя для многих государств развитие экспорта образования является стратегическим национальным приоритетом. Так, в США образование является пятой по экономической значимости статьей экспорта и одним из сильнейших факторов расширения культурологического влияния.

Для разработки основных подходов к созданию системы экспорта образования Минобрнауки определил консорциум из 39 вузов, среди которых Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. О реализации проекта нам рассказал его руководитель, директор Института государственной службы и управления ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц.

-  Игорь Нязбеевич, почему именно сейчас начат разговор об экспорте образования? Страна почувствовала в себе силы или есть такая необходимость?

– Жесткая конкурентная борьба – не редкость для образовательной сферы, и это неслучайно, учитывая, что объем мирового рынка образования приближается к $5 трл. Образование в современном мире — это не только один из весомых секторов экономики, но и возможности влияния на международной арене через распространение своего языка, своей культуры, науки и образа жизни, которые перенимают студенты на территории страны обучения. Через университеты молодому поколению предлагается видение мира, формируется образ будущего. А это уже и политика, и гуманитарные вопросы и, в целом, вопросы культурной идентичности.

"Мягкую силу" университетов в настоящее время трудно переоценить. Однако до недавнего времени помощь со стороны властей в продвижении российского образования за рубежом и поддержка сотрудничества университетов были явно недостаточны. Если мы обратимся к цифрам, то увидим, что в 2016 году на долю России приходилось 4,5% мирового рынка высшего образования (6 место в мире), что, казалось бы, совсем неплохо, с учетом того, что на Францию приходится 6,5%, Великобританию — 9%, Германию — 7%, США — 17%, Китай – 2%. Но по уровню получаемых от обучения иностранцев доходов Россия имеет лишь 0,7% рынка, а 36% приходятся на США и Канаду. И, учитывая тот факт, что на долю студентов из СНГ приходится 63% обучающихся, мы теряем и в распространении влияния, хотя российской системе образования есть что предложить миру.

К тому же развитие экспорта образования важно для формирования международной репутации вузов России. Место в мировых рейтингах образовательных организаций сегодня зависит от уровня развития международного сотрудничества в сфере науки и образования. В том числе от численности иностранных студентов и иностранных профессоров. Поэтому собственно для вузов развитие международного образовательного и научного сотрудничества – вопрос конкурентоспособности.

 - Какие образовательные международные проекты Вы  можете назвать в качестве  наиболее значимых  для Вас?

 - Академия на протяжении многих лет выступает инициатором новых программ двойного дипломирования, развития студенческих контактов и преподавательской мобильности. Мы реализуем новые и весьма амбициозные проекты в сфере образования. В прошлом году ИГСУ РАНХиГС совместно с коллегами из Всероссийской академии внешней торговли запустил первую программу бакалавриата по юриспруденции, которая готовит юристов, включенных в европейское и российское правовое пространство. Совместно с Университетом Ницца София Антиполис реализуются такие программы бакалавриата РАНХиГС, как "Политика и право", "Экономика: финансовый контроль и государственный аудит", программы магистратуры "Межгосударственное взаимодействие" и "Зарубежное регионоведение". В сотрудничестве с ведущими университетами Испании реализуются программы по государственному управлению, зарубежному регионоведению. Студенты из этих и других стран учатся у нас в ИГСУ. Это специалисты-профессионалы с дополнительными знаниями, знаниями о России. Конечно, это повышает их рейтинг на рынке труда. Убежден, для многих это значимый фактор. Мы же, в свою очередь, готовы к приему новых студентов со всего мира.

Думаю, мы в целом достаточно плодотворно сотрудничаем с Францией, так многолетние наработки российско-французского университетского сотрудничества обусловили ключевую роль Академии в становлении Российско-Французского университета (РФУ). Кстати,  сетевой университет вошел в совместную Российско-Французскую дорожную карту в сфере высшего образования и научных исследований, согласованную на Петербургском экономическом форуме в мае этого года. А предстоящей осенью в Париже в Русском духовно-культурном центре на набережной Бранли будем проводить уже традиционную конференцию по университетскому сотрудничеству. Ключевая проблематика в этом году – "Партнерство Франции и России: цифровая революция и инновационные образовательные технологии". Нам нужны новые формы расширения российского образовательного влияния в мире.

- И каким образом Россия собирается расширить свой сегмент на мировом рынке образования?

 - На государственном уровне Россия начала стремиться к выходу на мировой образовательный рынок только в прошлом году, приняв проект "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". По результатам заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года был запущен приоритетный проект "Развитие экспортного потенциала российской системы образования".

 Была поставлена задача увеличить численность иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования, в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году; численность иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должна вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн; численность иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования, должна удвоиться.

Заявленные показатели не имеют аналогов в мире. В последние несколько лет программы по поддержке экспорта образования были приняты в целом ряде стран (Китай, Япония, Дания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Великобритания и др.), но максимум в таких программах речь шла об удвоении численности иностранных студентов. Совершенно очевидно, что реализация российского приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" будет проходить в острой конкурентной борьбе со странами, а также в условиях продления и эскалации санкций в отношении России с негативными последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера образовательных услуг. "Политические обстоятельства – не единственное и даже не самое серьезное из всех препятствий на пути к трансграничному сотрудничеству", – справедливо отмечается в "Валдайских записках" Э. Деодато и И. Борковска (2014), но пример европейской интеграции показывает, что развитие сферы экспорта образования – очень действенное средство в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

- Как проходит реализация этого проекта?

– Прошло совсем немного времени, но мы уже можем назвать целый ряд инициатив и мер, прежде всего министерства образования и науки, по реализации проекта. Разработана и утверждена Дорожная карта по совершенствованию российской нормативно-правовой базы в части экспорта российского образования – поскольку это первое, с чем сталкивается иностранный студент, который хочет получить образование в России. Минобрнауки работает над снятием ограничений по выдаче учебных виз и ограничений на въезд и выезд и пребывание на территории страны. Нуждаются в корректировке и миграционные законы для зарубежных студентов. Уже сейчас внесены изменения в ФЗ-115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части статей 5 и 17 (о иностранных гражданах, завершивших обучение на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации).

Следующий вопрос — это решение инфраструктурных вопросов нахождения в России иностранных студентов, вопросы возможности трудоустройства и стажировок на время обучения. Как видите, предполагается решение целого комплекса вопросов как собственно образовательного плана, так и проблем социализации, создания комфортной среды. Большая работа предстоит по преодолению возможных всплесков ксенофобии.

 - Дополнительное профессиональное образование входит в круг интересов проекта?

 - Безусловно. Уже разработаны и утверждены профессиональные программы повышения квалификации "Развитие экспортного потенциала российской системы образования", "Целевые модели экспорта образования и их реализация в приоритетных странах по набору иностранных студентов"; "Рекрутинг иностранных студентов"; "Развитие экспортного потенциала российского высшего образования: прикладные вопросы, задачи и возможности вузов".

- А какая поддержка оказывается государством самим вузам?

– Разработан Индекс экспортной активности российского вуза, который, по оценкам экспертов, должен увеличить приток иностранных студентов в отечественные учебные заведения минимум на 50% в ближайшее десятилетие. Создан Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций, разработаны целевые модели российских вузов по экспорту и рекомендации по типовым моделям и инструментам взаимодействия на основе анализа текущего и перспективного спроса и предложения для иностранных учащихся. Разработана и утверждена Стратегия деятельности Консорциума образовательных организаций высшего образования – экспортеров российского образования, основанная на целевой модели экспорта. Достигнут основной показатель приоритетного проекта "Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских вузах" за 2018 (240 тыс. человек).

Сегодняшняя молодежь живет не только в реальном, но и в виртуальном окружении. Соответственно, создание интернет-площадки для прямого общения молодежи выступает важной задачей. Для этого в информационной системе Russia.study создан форум с возможностью публикации видео-рекомендаций иностранных студентов по прохождению обучения в российских образовательных организациях.