Ректор Финансового университета Станислав Прокофьев: "Мы всегда в центре событий и определяем тренды"
О сути новой реформы российской образовательной системы, о том, как оставаться на острие всех преобразований, идти вперед и определять будущее, почему важны цифровые технологии, как в них ориентироваться и выбрать лучшее для себя, почему сейчас учиться сложно, но интересно, зачем нужен ЕГЭ, и как на него смотрят вузы, как получить перспективную профессию и работу, о важности заботы об экологии и людях в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор Финансового университета Станислав Прокофьев.
- Станислав Евгеньевич, в стране осенью стартует пилотный проект по изменению уровней высшего образования. Ваш университет в "пилот" не вошел, и, тем не менее, понимаем, что после обкатки принципиальные моменты реформы будут сохранены. Финансовый университет как смотрит на эти изменения, насколько кардинально может измениться жизнь вуза?
- Несмотря на то, что Финансовый университет не является участником эксперимента, мы всегда находимся в центре событий, держим руку на пульсе и в чем-то определяем тренды, потому что непосредственно входим в состав рабочих групп, федеральных учебно-методических объединений, советов по профессиональным квалификациям при разработке нормативных актов федерального уровня.
Мы участвовали в разработке всех предложенных изменений. Смысл реформы – это поиск определенного компромисса между теми положительными наработками, которые имело российское образование, как лучшее или одно из самых лучших в мире до "перестройки", и того опыта, который накоплен при нынешней еще пока существующей трехуровневой системе образования Болонского процесса. Хочу подчеркнуть, Россия конвенцию не подписывала, но входила в число 195 стран, которые ее придерживались.
Одно из самых негативных последствий использования Болонской конвенции в России – это включение аспирантуры в третий модуль учебного процесса. Раньше мы считали, что аспирантура – это наука. И я до сих пор уверен, что так и должно быть. Болонская конвенция трактует это иначе, она не требует от аспиранта обязательной защиты диссертации. По опыту скажу, что лишь около 10-12% тех, кто прошел третий уровень, защищались. Остальные просто получали дипломы. Поэтому в России и наблюдается колоссальное недополучение высококвалифицированных кадров именно в науке и преподавании.
Сейчас президент России четко обозначил, что аспирантура – это наука. И мы ее вновь будем рассматривать именно так.
Новая концепция предполагает, что студент за 4 года обучения получает базовое высшее образование. Если необходима более углубленная подготовка по каким-то направлениям, будет требоваться специализированное высшее образование или профессиональное высшее образование; последнее, в свою очередь, делится на два трека. Либо это профессиональная подготовка для науки и образования, то есть это отбор тех студентов, которые могли бы себя реализовать в науке и образовательной деятельности, и за это будет платить государство. Либо это будет осуществляться по заказу корпоративных бизнес-партнеров, и в этом случае уже они будут оплачивать углубленную подготовку будущего специалиста.
Поэтому, мы хоть и не вошли в состав шести пилотных вузов, но, тем не менее, мы именно в этой парадигме переосмысливаем наши подходы, прорабатываем наши учебные планы. Мы ведем интенсивные переговоры с потенциальными партнерами в сфере бизнеса. И уже сейчас могу сказать, что такие партнеры есть. Они готовы инвестировать в подготовку специалистов для себя. Сейчас в нашем вузе своего рода бум формирования разного рода лабораторий, совместных научно-исследовательских проектов, которые как раз на это направлены. То есть мы готовимся к этому, и мы в это вольемся.
Что касается иностранных студентов, которым важна Болонская система. Россия входит в десятку стран по количеству обучающихся иностранцев. Их в нашей стране по разным подсчетам от 320 до 390 тысяч человек. Это огромное достижение, которое ни в коем случае, ни при каких сценариях не должно быть утрачено. А для этого требуется сохранение хотя бы для них конвенционной Болонской системы. Я в этом твердо уверен. Скажу на примере нашего вуза. У нас иностранных студентов порядка 2,5 тыс. из 91 страны. Мы видим, что в ряде случаев бакалавриат берут у нас, магистратуру – в каком-нибудь университете другой страны. Либо наоборот. То есть это зависит от тех треков, которые у студента есть в жизни. Но при этом правила признания едины. Если смотреть советский опыт, даже тогда в тех вузах, где готовили иностранцев, были элементы Болонской системы. Мне кажется, целиком и полностью от нее отказываться нельзя, хотя бы ради сохранения этого контингента. А это элемент мягкой силы.
- То есть две системы должны работать параллельно?
- Именно так, две системы. То есть для российских студентов базовая подготовка плюс специализированное профессиональное образование. Для иностранцев - бакалавр-магистр.
- Обучаться по-новому, значит, и жить в другой парадигме, отсюда острая необходимость в специалистах, которые занимаются государственным и муниципальным управлением (ГМУ). Особенно с учетом того, что появились новые регионы, где они также нужны. Полагаю, есть увеличение спроса на получение образования по этим специальностям. Что здесь нового предлагает вуз?
- Спрос на эту специальность в последнее время резко возрос, возрос и конкурс. Сегодня Финансовый университет в рейтинге RАЕХ-100 (рейтинг лучших вузов страны по версии рейтингового агентства RAEX – ИФ) занимает 12 место среди всех вузов России, а в области подготовки управленческих кадров входит в топ-4 российских университетов (данные рейтинга вузов, реализующих образовательную программу "Государственное и муниципальное управление", информационной группы "Интерфакс"). Конкурс примерно 12 человек на место. Средний проходной балл по данным ЕГЭ – 95-97. Очень высокий порог входа. В итоге мы получаем серьезных, очень мотивированных и умных абитуриентов. Наша задача – соответствовать трендам рынка и ожиданиям студентов. Поэтому мы, конечно, перестраиваем учебные курсы.
В этом году мы впервые в вузе и на ГМУ, в том числе, открываем программы двойных квалификаций. Это когда в одном дипломе записывается одна основанная и вторая дополнительная квалификация. В нашем вузе мы создали шесть пар таких квалификаций. Например, экономист плюс юрист, специалист в сфере IT плюс финансист. И в сфере ГМУ мы тоже такую пару создали - "Цифровое государство и экономика" (две квалификации в одном дипломе). Именно такие государственные служащие будут востребованы на рынке в будущем. Конечно, учиться будет сложно, но точно очень интересно.
На ГМУ у нас учится много ребят, но и востребованность высокая. Наших выпускников буквально расхватывают. С момента окончания вуза свыше 90% специалистов по ГМУ трудоустраиваются в течение первых трех месяцев. Один из самых высоких показателей в стране. Финансовый университет – на шестом месте в стране в рейтинге RАЕХ по востребованности выпускников работодателями.
Своим стабильным успехом направление ГМУ обязано профессиональной работе преподавателей, тесному сотрудничеству с работодателями, обеспечивающими своевременную корректировку учебных планов направления ГМУ и непосредственным участием госслужащих в учебном процессе в качестве лекторов-практиков, читающих не только лекции, но и проводящих мастер-классы и неформальные встречи со студентами направления. Кроме того, направление подготовки ГМУ дает возможность студентам участвовать в широком спектре внеаудиторной, кружковой работы: Study-tour, реализующийся уже 9 лет; навыки публичного управления; "моя первая научная статья" и многие другие.
- Много сейчас разговоров об искусственном интеллекте (ИИ) и нейросетях, которые предлагают, в том числе использовать для обучения. На ваш взгляд время уже пришло, или пока это все еще игрушка, и нужно дождаться более продвинутого этапа?
- Считаю, что с этим работать нужно. То есть у нас почему-то часто бытует мнение, что если что-то появляется новое и до конца не понятное, то нужно отринуть это и ждать, как там дальше события развернутся. Такой подход считаю совершенно тупиковым. Он ведет к отставанию. Ментальному, технологическому. Какому угодно. Но если это есть, нужно рассматривать это через призму возможностей. К примеру, мы в нашем вузе создали молодежную лабораторию, где ребята изучают семь видов нейросетей. Мы ведем научные исследования в этой сфере, в том числе для ведущих банков нашей страны. И, естественно, все эти знания и навыки передаем студентам. Есть у нас один совместный проект с Центральным банком РФ, он совсем новый. Называется Финтех Хаб – просветительские и образовательные программы в области финансовых технологий и кибербезопасности. Там используется искусственный интеллект очень объемно. Проект инкорпорирован в образовательную программу, таким образом студенты имеют доступ ко всему лучшему и передовому, что появляется в финансовом секторе.
- Станислав Евгеньевич, а изменилась ли у вас структура бюджетных мест?
- Бюджетные места у нас держатся примерно на одном уровне. Прием у нас большой. В Москве, а также с учетом 27 филиалов, мы принимаем порядка 11 тыс. студентов ежегодно. Если говорить о бюджетных местах, то в этом году мы примем 2449 студентов. Всего у нас обучается около 50 тыс. человек. Мы действительно один из крупнейших вузов России, и самый большой вуз, который обучает экономическим, управленческим и финансовым специальностям. По этим направлениям мы действительно лидеры. Это наша специализация.
Не первый год слышу упреки, что мы забираем лучшие кадры из регионов в Москву, откуда они уже не возвращаются. Это касается не только нашего вуза. Так вот в этом году мы пошли на эксперимент. Раздали максимум бюджетных мест в региональные филиалы. Кроме того, мы очень активно работаем с губернаторами. Хочу в этой связи выразить огромное уважение в адрес руководства Республики Татарстан и лично главе республики Рустаму Минниханову. Мы провели на нашей площадке большое мотивационное мероприятие для всех ребят из Татарстана, обучающихся в вузах столицы. Рустам Нургалиевич лично присутствовал от начала до конца, пригласив на него много интересных людей. Они показали, что интересного есть на их малой родине, почему их ждут именно там. И мы как вуз стараемся этому активно содействовать. На площадке Петербургского международного экономического форума мы с несколькими губернаторами также об этом договорились.
- Станислав Евгеньевич, есть еще одна актуальная тема, которая касается и абитуриентов, и вузов. Это ЕГЭ. История, вокруг которой много разговоров и мнений – оставлять, убирать, модернизировать. И вроде договорились, что в ближайшее время систему менять не будут. Что вы об этом думаете?
- Я за то, чтобы система ЕГЭ продолжала функционировать. Как мы знаем, на этот счет есть диаметрально противоположные мнения. Первый аргумент за – это действительно социальный лифт. Кто бы что ни говорил, но ЕГЭ дает возможность ребенку из удаленного региона поступить в известный столичный вуз. Для нас это тоже возможность получать качественный контингент на входе. Чем качественнее он будет на входе, тем качественнее он и на выходе. Кроме того, ЕГЭ – это механизм, который, с моей точки зрения, антикоррупциогенен. Потому что те меры безопасности, которые используются при сдаче ЕГЭ в нашей стране, представляются мне достаточными. И подтверждаю, что ребята с большими баллами ЕГЭ, как правило, и учатся тоже хорошо.
Также ЕГЭ хорошо корреспондируется с новым суперсервисом «Поступление в вуз онлайн». Мы были одни из основных пилотов по его отработке. И теперь, например, парню из города Корсаков на Сахалине, чтобы поступить в наш вуз, достаточно получить хорошие баллы ЕГЭ и вовсе не нужно тратить деньги родителей на то, чтобы привезти документы в столицу.
Ну и еще один плюс. ЕГЭ снял огромную нагрузку с вуза в части организации вступительных экзаменов. Вот представьте, у нас только с помощью суперсервиса в прошлом году было подано 60 тыс. заявлений. Это примерно половина от их общего объема. Другая половина - документы, поданные в бумажной форме. И здесь ЕГЭ решает эти вопросы входного контроля знаний абитуриентов.
Но есть и много недостатков. Первый и главный минус – "клиповое мышление", которое формируется у абитуриентов при подготовке к ЕГЭ. Идет подмена знаний, то есть умение думать отходит на второй план. На первый план выходит знание и зачастую схоластическое, к жизни мало приспособленное. Недавно пересматривал задания к прошлогоднему ЕГЭ по русскому языку и был изумлен: на кого оно рассчитано – на ученых-филологов или обычных ребят 11-классников?
Второй недостаток ЕГЭ – резкое снижение социокультурной, гуманитарной составляющей. То есть в вуз приходят ребята, которые не умеют говорить, не умеют спорить, не умеют отстаивать свои мысли. Математики жалуются, что многое из того, что в советское время нам подавалось как теоремы и как задачи, которые нужно суметь доказать, сейчас преподается как аксиомы, которые требуют буквально зазубривания, а не понимания.
Поэтому, как и со многими вещами, у ЕГЭ есть плюсы и минусы. Но все-таки, с моей точки зрения, плюсов больше. Если вуз четко понимает минусы ЕГЭ и в процессе образовательной деятельности старается их исправить, то это верный путь.
- В начале разговора мы коснулись темы иностранных студентов. Но есть еще один аспект, который не хочется упустить. Сейчас по понятным причинам основной упор делается на дружественные направления – Азию, Африку, Восточную Азию. Жизнь вуза как-то от этого меняется?
- Вы знаете, никогда не забуду одну историю. В марте 2022 года у нас училась группа французских студентов. Когда им посольство приказало покинуть Россию, они пришли прощаться. И в прямом смысле были слезы, горе и желание остаться. Могу сказать, что потом несколько человек уже в частном порядке все-таки вернулись к нам. И в нашем вузе по-прежнему присутствуют студенты из стран "большой семерки". Несмотря ни на какие санкции. И преподаватели, кстати, тоже.
Тем не менее, иностранных обучающихся в целом стало больше. Как не удивительно, но в прошлом году мы на четверть мы набрали больше иностранцев. В прошлом году это было 800 студентов, в этом году рассчитываем выйти на 1000 за счет двух источников. Первое – квота Россотрудничества. В этом случае вуз берет на себя обязательства как в части образовательной деятельности, так и в части внеаудиторной, воспитательной и социальной работы. С другой стороны, возросло и количество тех, кто хочет учиться за деньги. Мы один из тех вузов, в которых существует так называемый подготовительный факультет для иностранцев. И иностранный студент у нас может выбрать программу либо на русском языке, либо на английском. У нас есть и те, и другие. Но многие, и это отрадно, хотят учить русский. Для этого подготовительный факультет и существует. То есть ребята за свои деньги один год изучают русский и поступают уже на русскоязычные программы.
Что касается наших новых направлений – конечно, в первую очередь это страны СНГ. Есть у нас здесь программы двойного диплома, есть такие договоренности с Казахстаном, Узбекистаном. Мы это активно продвигаем. Во-вторых, это страны Азии и Аравийского полуострова. Что касается Азии, то самый большой удельный вес студентов иностранцев из Вьетнама. Это не типично для России, но типично для нашего вуза. Во Вьетнаме наш вуз очень известный, уважаемый, среди наших выпускников были руководящие сотрудники Минфина, центрального банка, крупных коммерческих банков. И уверен, что в этом году также будет большое количество поступающих.
С Китаем у нас 15 партнерских университетов, и количество мы расширяем. В одном вузе есть даже ректор – наш выпускник, и мы с ним подписали недавно соглашение о двойном дипломе. Еще один приоритет – Индия, с которой у нас восемь университетов-партнеров. Мы пока отмечаем, что китайских и индийских студентов у нас не так много, но мы расширяем сотрудничество. Из Арабских стран ключевым партнером является главный вуз, готовящий управленцев в Египте. У нас сейчас несколько университетов-партнеров в Эмиратах, Бахрейне, Кувейте. Мы не планируем создание там филиалов, но обеспечиваем достойные условия для обучения и проживания их студентов у нас. Они такое же делают для наших студентов у себя. И сейчас также активно развиваем партнерство с Латинской Америкой, в первую очередь с Аргентиной.
- Еще одно трендовое направление. Россия, по понятным причинам, стремится к суверенитету во многих важных для ее развития отраслях, в том числе финансовом секторе. Это та сфера, на которую оказывают наибольшее давление. В связи с этим нам нужны продвинутые IT-специалисты по работе с финансами и обеспечением этой деятельности. Будет ли вуз усиливать данные направления?
- Да, конечно, будем усиливать. Мы сейчас завершили реконструкцию нашего IT-факультета. Сегодня это высокотехнологичный кампус, где учится 3,5 тыс. студентов. В некоторых вузах меньше студентов, чем у нас специалистов только IT-сферы. У нас четыре основных направления обучения. Это кибербезопасность, бизнес-информатика, прикладная информатика и прикладная математика. С сентября добавится еще два новых направления: программная инженерия, а также математика и компьютерные науки. Здесь, конечно, ключевое – фундаментальная математическая подготовка. У нас более 130 преподавателей по этим направлениям, свыше 30 докторов наук. Поэтому есть кому учить.
Кроме того, наши студенты наряду с серьезной фундаментальной подготовкой получают реальные практические навыки. Финуниверситет активно расширяет сотрудничество с индустриальными партнерами. Создаются новые специализированные лаборатории, оснащенные современным оборудованием и программными средствами. Например, совместно с компанией "Открытые мобильные системы" создана Лаборатория мобильной разработки. Студенты уже разрабатывают собственные приложения для российской мобильной операционной системы "Аврора".
Мы активно взаимодействуем с крупнейшими коммерческими банками. Это и ВТБ, и Газпромбанк, и Промсвязьбанк. В июне на IT-факультете открывается новая цифровая кафедра Альфа-банка, где студенты смогут изучать самые передовые цифровые банковские технологии.
Значимую роль мы отводим подготовке специалистов в области информационной безопасности, которые сегодня как никогда востребованы рынком труда. С сентября 2023 года начинается реализация соответствующей магистерской программы по подготовке специалистов для кредитно-финансовой сферы. Созданы совместные лаборатории с лидерами отрасли НПО Эшелон и Positive Technologies.
Наряду с развитием монопрограмм мы активно предлагаем нашим будущим студентам программы двойных квалификаций. В ближайшее время будет создан целый ряд таких программ: "Цифровой юрист", "Логистика: финансовые и цифровые технологии" и, конечно же, программы в области Финтеха.
В условиях, когда информация является важнейшим ресурсом, мы предоставляем нашим студентам доступ к современным информационным сервисам и базам данных, в том числе финансовых, учим их работать с данными, анализировать их. В мае 2023 года открыта лаборатория "Интерфакс-ЛАБ", где нашим партнером стало ваше информационное агентство. Очень благодарны "Интерфаксу" за то, что мы вместе ее создаем. Уверен, за этим большое будущее. Рад, что ваше агентство взяло на себя сложную задачу по концентрации финансово-экономической информации, ее интерпретации.
Эта работа особенно важна в условиях, когда без всякого предупреждения, игнорируя все договоры и соглашения, две ведущие западные фирмы Bloomberg и Reuters просто обрубили поставку бизнес-ориентированного контента. А эти данные использовались в образовательном процессе. Они предоставляли информацию, необходимую для научных исследований. Поэтому то, что "Интерфакс" приходит им на замену, дорогого стоит. И мы будем достраивать эту лабораторию уже новыми технологиями по обработке больших данных.
Мы создали также лабораторию по кибербезопасности, где студенты могут примерить на себя роли "черных" и "белых" хакеров. Создавать вредоносные программы, уничтожать их. Запущена лаборатория в сфере логистики с нашим партнером – фирмой Axelot.
Очень важно, когда студент, выходя из стен вуза, получает не только диплом, но и сертификат работодателя – лидера рынка, крупного вендора. С этим сертификатом, который подтверждает, что специалист владеет сложным программным комплексом, он может идти в любую фирму. И будет гарантированно востребованным.
- Известно также, что Финуниверситет работает над ЭКГ-рейтингом – рейтингом ответственного бизнеса. Можно немного подробнее об этой работе, и на каком этапе вы сейчас находитесь?
- ЭКГ – это "экология", "кадры", "государство". В создании рейтинга под руководством полномочного представителя Президента России в ЦФО Игоря Щеголева участвуют Финуниверситет, Институт демографической политики имени Д.И. Менделеева при поддержке ФНС России, Счетной палаты РФ.
Это рейтинг российских компаний, которые идут в актуальной государственной повестке, заботясь не только об экологии, но также о людях. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – это, если так можно сказать, наш ответ пресловутой "зеленой" концепции ESG. Концепции, которая писалась в недружественных странах в их же экономических интересах. Пример – сейчас в России создано 19 опытных карбоновых полигонов, которые должны быть объединены в единую систему передачи информации. Но при этом верификация этих сведений возможна только на оборудовании, произведенном в США. Для чего? Чтобы потом это могло когда-то превратиться в карбоновые единицы, которые через биржевую торговлю могли покупать те предприятия, которые выделяют углекислый газ в больших количествах, используют углеводороды, в первую очередь уголь. И здесь благие цели, связанные с сокращением негативного воздействия человека на природу, чудесным образом совпали с интересами ряда развитых стран в части перераспределения рентных доходов от природных ресурсов. В том числе потому, что, например, Россия на рынок реализации углеродных единиц не допущена.
Я не против концепции ESG. Поймите правильно. В санкционных условиях крайне важно конструктивное взаимодействие бизнеса с властью, позволяющее добиться прямой корреляции между предпринимательскими инициативами и национальными целями развития страны.
Задача рейтинга - не просто присвоение компаниям неких числовых или порядковых показателей, характеризующих степень их социальной и экологической ответственности. Необходимо создание действенного механизма для повышения прозрачности и обоснованности господдержки ответственных компаний. По сути, компенсацией усилий, направленных конкретным предприятием на развитие региона присутствия, станет адресное снижение государством административных барьеров и предоставление режима наибольшего благоприятствования для развития ответственного бизнеса.
Пилотным регионом, в котором проходит апробация модельного закона о развитии ответственного ведения бизнеса, стала в конце2022 года Владимирская область. В мае 2023 года вышло постановление Владимирской области, в котором утверждены конкретные критерии признания компании ответственным инвестором, порядок их расчета и методика оценки компаний.
Уникальный механизм сбора необходимой информации от ведомств-агрегаторов (ФНС России, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу, ФАС России, ФССП, Минюста России) позволяет обеспечить максимальный охват участников рейтингования, а прозрачная и открытая методика делает требования к ответственному бизнесу предельно понятными как для самих компаний, так и для пользователей рейтинга.
Уже в конце 2022 года более 40 тыс. предприятий из ЦФО прошли этап скоринга. А сегодня работа над рейтингом продолжается в части верификации дополнительных сведений, предоставляемых компаниями в индивидуальном порядке. Это данные об использовании компаниями наилучших доступных технологий, участии в благотворительных проектах, конкретных мерах социальной поддержки работников предприятия и прочее.
В ходе кропотливого процесса работы с данными и документами происходит "шлифовка" методики, генерируются идеи по совершенствованию показателей, созданию удобного интерфейса для загрузки подтверждающей документации. Эксперты Финансового университета уже обработали несколько десятков анкет.
Итоги скоринга и анкеты компаний показывают, что бизнес активно участвует в реализации как государственных, так и собственных благотворительных и экологических проектов, формирует корпоративные социальные пакеты для сотрудников и членов их семей. ЭКГ-рейтинг наглядно свидетельствует о реальной заинтересованности государства и коммерческих организаций в том, чтобы устойчивое развитие и высокий уровень жизни стали нормой для всех регионов нашей страны.
Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"