Ректор МИП Лев Сурат: "Люди, понимающие экспериментальный характер обучения, становятся архитекторами будущего"

Фото предоставлено пресс-службой МИП

Можно ли получить психологическое образование на экспресс-курсах, какими качествами должен обладать хороший психолог, как получить бесплатное образование в частном вузе, почему Московский институт психоанализа (МИП) не станет государственным, в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор института Лев Сурат.

— Лев Игоревич, сегодня психология стала "модной" в обществе. Все кругом определяют "токсичных людей", "абьюзеров", защищают свои "границы" и стараются быть в "ресурсе". Насколько полезно такое повальное увлечение психологией в целом для общества?

— В обществе есть запрос на психологию. Тренд начался в 90-х. Конечно, история отечественной психологической школы имеет более глубокие корни. У нас были Лев Выготский, Сергей Рубинштейн, Александр Лурия и многие другие выдающиеся ученые. Тем не менее, популярной психология стала в 90-х годах, а примерно с 2008 года начала заявлять о себе фундаментально, как о науке. Тогда появились тематические передачи, в вузах начали "расти" факультеты психологии, стали переводить зарубежные научные труды и выпускать популярную психологическую литературу.

По-моему, чем больше людей вовлечены в профессию, тем это лучше и для науки, и для общества. Потому что лишь посредством доступности знание становится полезным. Мы создаем эту доступность, и все представители профессии, которые сейчас этим занимаются, создают общий тренд.

Традиционно психологию воспринимают как помощь. Но такие знания нужны в управлении организациями, работе с персоналом, поиске талантов и даже урбанистике.

Произнося расхожие фразы, вроде "во всем виноваты родители", "не прошел процесс сепарации", "абьюз", люди не всегда понимают, о чем идет речь. Они хотят показаться сведущими. С другой стороны, в обиход людей вошли эти понятия, ничего страшного в этом нет. Это говорит о том, что люди активно интересуются темой психологии, ищут ответы, что помощь психолога нужна не только тем, кто попал в критическую ситуацию, — она нужна, чтобы менять качество жизни. Люди должны жить гармонично, в этом может помочь компетентный психолог.

— Отмечаете ли вы рост числа студентов в связи с повышенным интересом к психологии в обществе в последние годы?

— В пандемию в рамках оказания психологической помощи населению мы проделали колоссальную работу, поэтому за последние 2-3 года число студентов выросло примерно на 30%.

Есть аудитория, которая выбирает себе психологическое образование в качестве базового. Есть профессиональный пласт слушателей и студентов, которые получают второе высшее образование, приходят в магистратуру или на программы переподготовки и повышения квалификации. Психология подразумевает постоянную профессионализацию, потому что меняются подходы, и чтобы стать квалифицированным специалистом, нужно постоянно учиться.

Рост интереса к профессии я связываю не столько с эпидемией COVID-19, сколько с моделью нашего вуза. Мы запускаем новые программы, расширяем целевую аудиторию, заметны в соцсетях и СМИ. Плюс, создаем в вузе "зоны притяжения": мы организуем лектории, проводим большие просветительские проекты, открытые мероприятия, и многие люди приходят к нам из интереса к психологии, для развития общей эрудиции. Есть научные семинары, когда исследователи собираются на нашей площадке, чтобы поделиться мнениями и послушать других экспертов. У нас также можно получить психологическую помощь.

Кроме того, на уровне бакалаврских программ создана нестандартная для психологических факультетов "ядерная" программа. То есть, у всех факультетов есть общее социокультурное ядро, которое делится по хронотопам, чтобы люди понимали концепцию определенного времени в историческом периоде. В первый год обучение строится вокруг этого социокультурного ядра. В это время у студентов большое количество проектной работы. На втором курсе добавляется много общепсихологических программ для всех факультетов, а на 3 и 4 курсах начинается основная специализация (major). И уже "сверху" этого надстройкой стоит дополнительная специализация (minor). Они изучают околопрофессиональные направления — социальная или культурная антропология, эволюционная биология, культурология и т.д.

Второе высшее образование и магистратура — более профессиональные треки с генеральной линией специализации. А программа дополнительного образования — это еще более тонкая настройка, еще более углубленная специализация.

— Сейчас в институте получают образование в области психологии и педагогики. Возможно ли, что со временем появятся новые направления?

— Московский институт психоанализа — вуз, который занимается общественными науками. Наш институт о человеке. Чтобы добавить фундаментальности — мы пошли в естественно-научный цикл, связав его с нейронауками и биологией. В 2022 году мы получили лицензию на новое направление подготовки (бакалаврское и магистерское) и открыли новый факультет "Науки о жизни". Это первый подобный факультет в стране. Деканом стала нейрофизиолог Ольга Сварник.

Первый набор студентов на этот факультет пройдет в 2023 году. К этому приурочено масштабное событие – Большой Биологический лекторий. Он включает цикл лекций о мире биологии, в рамках которого известные ученые рассказывают о современных идеях и исследованиях, формирующих эту сферу. Речь в основном пойдет о нейробиологии, а также о человеке в городе, взаимоотношениях человека с природой, человека в будущем и т.д.

Еще мы разрабатываем программу "Человек в городском пространстве". Думаю, она будет очень актуальна. Например, при строительстве ЖК сейчас кроме домов сразу строят магазины, школы, детские сады, аптеки, спортзалы. Строители знают, как все это построить. А мы знаем, как сделать это пространство гармоничным, красивым, комфортным, чтобы человек хотел там жить или работать.

Кроме того, совместно с Universal University разрабатываем программу "Цифровая повседневность". Жизнь современного человека связана с цифровизацией, широким распространением интернета. Поэтому вопросы этики, психологии взаимодействия в digital-среде становятся особенно актуальны.

Один из основных факторов развития вузовского образования — сетевые формы реализации образовательных программ. То есть, мы можем быть экспертами в области психологии, дефектологии и пр. Но у нас нет менеджмента или госуправления, которые есть в другом вузе. Мы скрещиваем нужные направления и создаем сетевые образовательные программы. Так, у нас есть совместные программы с РАНХиГС, РУДН и др. На мой взгляд, именно так будет развиваться образование в будущем.

Конечно, есть запрос на интернациональные сетевые программы, мы сотрудничаем со всеми иностранными партнерами, которые продолжают с нами работать. Хотя из-за общеполитической ситуации в мире больше сфокусированы на странах СНГ. У нас есть хорошие партнеры в Казахстане, Узбекистане и Белоруссии.

— Вы руководите вузом больше 10 лет. Изменились ли студенты за это время?

— Абитуриенты и студенты стали более мотивированы. Отчасти связываю это с тем, что и мы не стоим на месте: у нас есть школа юного психолога, классы в московских школах, центр профориентации и карьерного консультирования, более 150 баз практик. Есть пять просветительских проектов.

У нас немаленький вуз — больше 9 тыс. студентов. Это достаточно много, учитывая нашу специфику.

Мы принимаем всех, кто желает к нам поступить и соответствует нормативным требованиям. Но, в первую очередь, стараемся привлечь как можно больше талантливых людей, поэтому на очную форму обучения за счет грантов института принимаем студентов на бюджетные места, если у них есть определенные таланты и заслуги, а не только достаточные баллы ЕГЭ. Кроме того, мы ищем талантливых студентов в регионах.

— Вы упомянули о программе поиска талантливых студентов, можете рассказать о ней подробнее?

— Существует ежегодный конкурс. Нам присылают анкеты, описывают в них все свои достижения, а мы оцениваем и выбираем лучших. Программа рассчитана и для первой ступени образования, и для магистерских программ. Например, по конкурсу портфолио мы берем людей бесплатно учиться на программу "Лидерство. Управление гражданскими и общественными инициативами". Эти люди должны иметь опыт участия в социальных проектах, волонтерства. Плюс, они пишут вступительное эссе. Потом в течение 2,5 лет учатся и готовят свой проект, а институт финансирует лучший из них.

Социальных проектов у нас сотни. Меня это увлекает, потому что вуз — это точка притяжения, развития городского и регионального пространства. Это экспертиза, обучение, помощь и исследования.

— Возможно ли, что когда-нибудь МИП станет государственным?

— Мне с моей командой нужна определенная степень свободы в принятии решений. Если этого не будет — здесь не будет меня.

В 2011 году, когда я стал ректором Московского института психоанализа, в нем училось около 340 студентов и работало 36 человек. Сейчас здесь работает больше 700 человек, 9 тыс. человек получает высшее образование, еще 9 тыс. человек — дополнительное. У нас более 180 программ дополнительного образования и 45 программ высшего. Это очень много — сравнимо с крупными университетами. Если говорить глобально, в структуре учебных заведений, которую я возглавляю, помимо МИП, Московский городской открытый колледж, Новосибирский городской открытый колледж, Международный Восточно-Европейский колледж и другие образовательные учреждения.

— Какие проекты вы планируете развивать в ближайшие годы?

— Я уже упоминал биологический факультет "Науки о жизни". У нас также есть идеи запуска новых треков. Например, в прошлом году мы запустили проект онлайн психотерапии DoTherapy — там студенты и профессионалы могут проходить супервизию, заниматься консультированием, психотерапией и учиться.

Планируем развивать трек "Школа – колледж – вуз – профессия". У нас уже есть профильные классы в девяти московских школах. Ученики посещают наши университетские субботы, часть из них учится в нашей школе юного психолога, а потом они поступают к нам в институт. Также в структуре есть достаточно большой клинический центр (его можно рассматривать как вход в профессию). Но чтобы этот трек по-настоящему получился, нужно создать еще начальный этап на уровне школы — предуниверсарий для учеников 10-11 классов. Там могли бы учиться дети, которые мечтают стать психологами, биологами, дефектологами, когнитивистами, нейроспециалистами, и даже те, кто хочет получить креативную профессию. У наших студентов будет возможность сочетать обучение по программам среднего общего образования и вузовскую систему занятий по профильным предметам. Надеюсь, что обучение в предуниверсарии поможет его студентам поступить в любой выбранный вуз. Или к нам, как мы мечтаем.

— Какими качествами должен обладать профессиональный психолог? Часто бывает, что люди обращаются за помощью, но, попав к непрофессионалу, теряют веру в психологов…

— Определить профессионального психолога можно по его личностным и профессиональным качествам: есть ли у него профильное образование, опыт личной терапии для проработки собственных проблем, проходит ли он супервизию, соблюдает ли он этику практического психолога и пр. Например, грамотный психолог не будет давать вам советы и выносить вовне опыт психотерапии.

Жан-Жак Руссо говорил: "Незнание никогда не было причиной зла. Заблуждаются не от незнания, а от кажущегося знания". Тот уровень и качество образования, которое мы в институте обеспечиваем, размывается маркетинговыми машинами, закамуфлированными под образовательную организацию. Все эти псевдопсихологи, которые как будто получили знания за 5-10 месяцев, — это серьезная проблема, потому что она бросает тень на все профессиональное сообщество.

Конечно, чтобы стать хорошим психологом одного обучения мало. Нужно обладать определенными личностными качествами: эмпатией, искренностью, открытостью, терпимостью, стрессоустойчивостью и высокой степенью самоконтроля. Психолог должен уметь слушать и задавать правильные вопросы. Иметь широкий кругозор и быть достаточно гибким.

— В этом году группа "Интерфакс" провела экспериментальный рейтинг университетов РФ по направлению "Психология". В нем МИП занял шестое место. Насколько востребован такой рейтинг в профессиональном сообществе?

— Ранжирование вузов по профилям подготовки должно быть обязательно. Во многих институтах есть факультеты, кафедры, где изучают психологию. Сегодня это популярная профессия, проводится много исследований, сформирована мощная отечественная школа, поэтому очевидно, что у рейтинга есть потенциал. И хотя профессиональное сообщество взаимодействует между собой, увидеть оценку своей работы со стороны всегда полезно. Также рейтинг будет интересен не только профессионалам, но и абитуриентам. Московский институт психоанализа стал единственным частным вузом, который попал в этот рейтинг, причем на достаточно высокую позицию. На мой взгляд, это объективно и заслуженно.

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"