В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом 11 мая заявили участники совместного экспертного заседания Ассоциации "Глобальные университеты" и Ассоциации ведущих университетов.

Как отметил помощник президента России, экс-министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, существующие сегодня подходы к государственной аккредитации вузов не мотивируют их на улучшение показателей, не учитывают и даже подавляют новации, работая "на усреднение". Это приводит к понижению качества лучших и фактически "фиксирует систему позавчерашнего дня". Но не стоит ожидать, что новую систему разработает Рособрнадзор точно так же, как нельзя требовать от контролера в трамвае создания новой системы логистики, он всего лишь проверяет билеты. Андрей Фурсенко считает, что ответственность по разработке новой системы должны взять на себя представители ведущих вузов, и сейчас для этого подходящий момент.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил за отмену аккредитации вузов. Он считает, что столь архаичных систем в других отраслях уже не осталось – достаточно лицензирования, независимого надзора и контроля. "Нужно создать новую нормативную базу для добросовестной конкуренции с мощным надзором, уменьшить количество процедур и сделать их более объективными там, где это возможно, - обратился он к ректорам, участвовавшим в заседании. - Мы за то, чтобы эту систему сделать. Как лучше сделать - должны сказать вы".

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при президенте России по профессиональным квалификациям Александр Шохин отметил важность участия объединений работодателей в оценке качества образования. Тема трансформации требований профессиональных стандартов в систему высшего и профессионального образования была обозначена еще в майских указах Владимира Путина 2012 года, и поставленные задачи выполняются. В частности, образовательные стандарты разрабатываются и обновляются с учетом требований профессиональных стандартов. По мнению Александра Шохина, необходимо активнее использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, когда программы оцениваются объединениями работодателей и уполномоченными ими организациями.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что в последние 15 лет система оценки качества образования стала избыточной. Конечно, Рособрнадзор под руководством Сергея Кравцова добился успехов в организации ЕГЭ, обеспечив рост доверия к этой процедуре оценки. Однако система лицензирования и аккредитации вузов по-прежнему работает плохо.

В частности, комиссии, приезжающие в вузы, состоят не из самых сильных экспертов, проверка качества подготовки студентов в процедуру аккредитации не входит, и аккредитация не дает достоверных сигналов потребителям о качестве той или иной образовательной программы. Вузы вынуждены нанимать специальных людей для взаимодействия с Рособрнадзором (есть пример, когда для аккредитации одной бакалаврской программы было подготовлено 212 документов на 2831 листах). Все это происходит на фоне постоянного обновления технологий и усиления роли образования в глобальной конкуренции за человеческий капитал.

От имени Ассоциации "Глобальные университеты" и Ассоциации ведущих университетов Ярослав Кузьминов предложил разработать дорожную карту перехода к новой системе оценки качества образования.

В частности, необходимо отказаться от существующей системы государственной аккредитации, которая во многом дублирует лицензирование, при этом контроль и надзор следует сохранить. Эксперты уполномоченных Рособрнадзором организаций, приходя в вуз, должны случайным образом определять группу студентов для сдачи экзамена, определяющего наличие у них базовых знаний по тем или иным дисциплинам. Для студентов этот экзамен не должен иметь последствий, а качество образовательной программы его результаты определить помогут, считает ректор ВШЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, процедура оценки вузов не должна быть исключительно государственной – необходимо привлекать к этой работе объединения работодателей, учитывать результаты независимых профессиональных экзаменов, которые с каждым годом охватывают все больше отраслей. От бинарной оценки качества (вуз или получает аккредитацию, или не получает) нужно перейти к градуированной, когда качество оценивается как очень высокое, достаточно высокое, среднее или "с вопросами". В последнем случае вузы должны иметь возможность исправить ситуацию. Оценка качества образования должна быть прозрачна для тех, кого проверяют и ранжируют, подчеркнул ректор ВШЭ.

Председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил обратиться с предложениями о переходе к новой системе оценки качества образования к президенту России Владимиру Путину. Для ее создания ведущие вузы готовы привлечь свои репутационные и кадровые ресурсы, добавил Ярослав Кузьминов.