"Школа возможностей" ищет мотивации и находит таланты
Москва. 29 марта. ИНТЕРФАКС - 28 марта открылся II Всероссийский форум "Школа возможностей", который Президентская академия проводит совместно с "Содружеством школ личностно-ориентированного образования" при участии Всероссийской проектной платформы "КосмОдис", сообщает пресс-служба РАНХиГС.
Проректор, директор Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС, генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" (РСВ) Алексей Комиссаров открыл форум и передал собравшимся приветствие ректора Академии Владимира Мау. Платформа РСВ была создана для налаживания работы социальных лифтов и нахождения талантливых людей, напомнил Алексей Комиссаров. Один из таких проектов в партнерстве с РАНХиГС – это конкурс среди управленцев "Лидеры России". Он прошел уже во второй раз и привлек 227 тысяч участников. Проекты РСВ набирают популярность, и среди них конкурсы "Мой первый бизнес", кубок "Управляй!" РАНХиГС, олимпиада "Я – профессионал" (Академия – базовый вуз) и многие другие. "Важно, чтобы эти проекты были взаимосвязаны. Необходимо понять, как искать и продвигать таланты, ведь человеческий капитал – это главная ценность, поэтому детям необходимо предоставлять много возможностей для развития", - сказал Алексей Комиссаров.
Выступил научный руководитель форума "Школа возможностей", директор по гуманитарной политике РАНХиГС, председатель комиссии по науке и образованию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор психологии, профессор, академик РАО Александр Асмолов. Он рассказал о психологии жизни в эпоху перемен, о возможностях в эпоху персонализации и неопределенности.
По мнению академика, необходимо найти "необщие пути в образовании" и точно поставить вопросы: "Мы движемся от школы с диктатурой прошлого опыта к такой школе, где главное – дать возможности, а не только знания, важно перейти от человеческого капитала к человеческому потенциалу и новому вектору движения". Современный мир дает вызов неопределенности, сложности и разнообразия. Нужно находить в людях одаренность и помогать самореализовываться. При этом огромное значение имеет мотивация, а технологии не должны побеждать самого человека. Александр Асмолов раскрыл формулу времени "кто знает зачем, найдет любое как" и подчеркнул: "Образование в стране возможностей – это ценностно-мотивационная установка и решение сложных задач в мире неопределенности".
С докладом "Время талантов, время уникальности: глобальные тренды" выступил профессор Московской школы управления “Сколково”, основатель Global Education Futures Павел Лукша. "Куда эволюционируют образование, экономика и общество? – задал аудитории вопрос спикер. – Эпоха ускоряющихся технологических изменений, глобальной взаимосвязанности и турбулентности теперь наша реальность. Мы оказались в мире стратегической неопределенности. Сложное общество требует другого управления, сильно меняется экономика и все профессии, умные машины теперь не заменяют человека, а сотрудничают с ним".
Наряду с перечисленными изменениями, полагает г-н Лукша, возникла новая компетентностная модель и новые требования к образовательным средам. Ключевым Павел Лукша назвал переход к ученической активности и самостоятельности, которая предполагает такую же самостоятельность учителя. "Современные дети уже рождаются в сетевой культуре, поэтому так важно, чтобы и школа стала сетевой, открытой миру", - обобщил эксперт.
Об актуальных вызовах российской системе оценки качества образования рассказал директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогики, профессор, академик РАО Виктор Болотов. Школа должна учить мыслить, а в быстро меняющемся мире нужны "мягкие" навыки, утончил профессор. На основе международных сравнительных исследований были введены различные виды грамотности, при этом понимают ее по-разному. Существуют также понятия "универсальных компетенций" и "базовой грамотности". "Обучая, нужно понимать, нужно ли конкретное знание ребенку и будет ли оно востребовано завтра", - подытожил спикер.
Тему качественного дошкольного образования раскрыла завкафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социально-экономических наук, к.п.н., профессор Елена Юдина. Она считает проблемной ситуацию, когда технологии начинают регулировать и направлять развитие человека. Эффективность инвестиций в образование возрастает, если начинать вкладывать уже с дошкольного этапа. "Сейчас актуален вопрос о качестве программ дошкольного образования, и какой готовности школа вправе требовать от ребенка", - отметила Елена Юдина. Согласно международной практике, дошкольные программы могут быть основаны на одном из двух подходов – ориентированность на систему или ориентированность на ребенка.
Пленарное заседание провели директор Центра проектного и цифрового развития образования ИПЭИ РАНХиГС, сооснователь проектной платформы КосмОдис, кандидат технических наук, доцент Павел Рабинович и уполномоченный представитель Содружества школ личностно-ориентированного обучения, заместитель директора ГБОУ СОШ № 2116 г. Москвы, кандидат исторических наук Александр Пименов.
"Школа возможностей" собрала более 200 участников и представляет собой площадку обмена опытом, систематизации и развития практик мотивации детей к активному познанию и творчеству, развития персонального образования и формирования образовательных экосистем. Это среда горизонтальных коммуникаций, обсуждения проблемных вопросов, формирования инициатив и не предполагает деления на ключевых спикеров, ведущих экспертов и рядовых участников.