В "Сколково" представили проект "Альбатрос" - вокруг света на энергии солнца

Москва. 25 октября. ИНТЕРФАКС - Презентация проекта "Альбатрос" по созданию самолета с электрической силовой установкой, способного на солнечной энергии совершить беспосадочный полет вокруг Земли, прошла в технопарке "Сколово", сообщает пресс-служба фонда.

Фото предоставлено пресс-службой фонда Сколково

Фото предоставлено пресс-службой фонда Сколково

Авторы проекта "Альбатрос" планируют совершить в 2020 году первый в мире беспосадочный кругосветный полет на энергии солнца. Для постройки самолета уже создана первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики — метода выработки электроэнергии путем использования солнечных элементов для преобразования солнечной энергии в электрическую. Представленная сегодня в "Сколково" лаборатория, во время рабочих полетов в различных климатических зонах России, соберет уникальные данные о работе солнечных модулей и гибридной силовой установки на основе суперконденсаторов и литий-ионных батарей.

Авторы проекта - председатель Советов директоров АО "РОТЕК" и ООО "ТЭЭМП" Михаил Лифшиц и писатель, художник, известный российский путешественник Федор Конюхов, ранее уже облетевший Землю на воздушном шаре. Именно он станет пилотом самолета, который совершит рекордный полет вокруг Земли.

Олег Дубнов, Вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково": "Такой амбициозный проект, как кругосветный полет на инновационном транспортном средстве, мог появиться только в очень сплочённом коллективе целеустремленных и увлеченных профессионалов. Тем приятнее отметить, что не обошлось без "Сколково", ставшего площадкой для знакомства и взаимодействия таких разных и ярких людей. Важно отметить, что проект "Альбатрос" основан на разработках, ранее поддержанных Фондом "Сколково". Накопители "ТЭЭМП" - прогрессивные высокоэффективные солнечные панели - когда-то были лишь идеей, появившейся на площадках "Сколково". А сейчас это готовые, конкурентоспособные продукты, востребованные на традиционных рынках в энергетике и транспорте, как в России, так и за рубежом. Проект "Альбатрос" важен для продвижения инновационных продуктов, популяризации "зеленых технологий". В перспективе же мы видим за "Альбатросом" и самостоятельный продукт для рынков, ведь не случайно мировые гиганты Google, Amazon ищут платформы для оказания услуг "с воздуха".

Михаил Лифшиц, председатель Совета директоров АО "РОТЕК", руководитель проекта "Альбатрос": "Кругосветный перелет на энергии солнца — это амбициозная задача, на пути к которой мы разработаем целый комплекс технологических решений. И первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики — важнейший этап в этом процессе. Мы уже получаем уникальные данные о параметрах работы гибких солнечных модулей и гибридных накопителей энергии на различных высотах и климатических условиях".

Фёдор Конюхов, путешественник и пилот проекта "Альбатрос": "Небо, пятый океан, покоряется самым умелым, поэтому кругосветный перелёт — это непростая задача даже для опытного пилота. Мы планируем испытательные полёты в Подмосковье, Приэльбрусье, других регионах России, что позволит мне получить необходимый опыт пилотирования и провести испытания техники. Впереди у нас много работы!"

Резидент "Сколково" - компания "ТЭЭМП" разработала в рамках проекта гибкие солнечные модули и гибридную силовую установку, основанную на литий-ионных аккумуляторах и суперконденсаторах собственного производства.

Сергей Курилов, генеральный директор компании "ТЭЭМП": "Гибкие солнечные модули с КПД больше 22% способны улавливать как прямой, так и отраженный солнечный свет. Именно такими модулями оснащена летающая лаборатория. Кроме того, мы проводим испытания высокоэффективных гибридных накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов "ТЭЭМП". И в результате получим технологии создания электрического силового агрегата для различных применений — от автономной авиации до робототехники".

Олег Дубнов, вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково": "Проект «Альбатрос» является для "Сколково" двусторонним. Мы еще раз подтвердили, что "Сколково" - площадка, на которой инновационные проекты собираются вместе. Именно здесь вовлеченные люди разрабатывают технологии прорывные технологии, переламывающие традиционное представление о возможностях человека. Полет, который состоится в рамках проекта "Альбатрос" - как раз такой пример.

Второй стороной проекта для нас является возможность использовать самолет-лабораторию, когда проект будет завершен. Мы будем испытывать на нем разработки других наших резидентов. У нас в том числе есть много проектов по литионным накопителям. Например, компания Watts Battery. Именно разработки этой компании в прошлый раз успешно сопровождали Фёдора в кругосветном полете на воздушном шаре. Отлично показали себя и емкость батарейки, и ее способность бесперебойно работать в различных климатических условиях. Также мы сможем испытывать с помощью этой лаборатории технологии, которые перерабатывают водород в электрическую энергию. Также испытания смогут проводить наши резиденты, которые производят пластиковые и композитные материалы. Это компании, которые производят инновационные покрытия, в том числе антиобледенительные покрытия".

Летающая лаборатория, представленная в "Сколково", создана на платформе самолета Stemme S12 и имеет следующие характеристики:

  • максимальная взлетная масса - 900 кг;
  • размах крыльев - 25 м;
  • площадь крыльев - 19,95 кв метров;
  • максимальная скорость - 259 км/ч.

Гибкие солнечные модули установлены на верхней и нижней поверхностях крыла, крышках шасси и верхней части фюзеляжа летающей лаборатории. На воздушном судне также размещен суперконденсаторный накопитель энергии, который защищает литий-ионные аккумуляторы от повышенных нагрузок, преждевременного износа и теплового разгона. В качестве тестового потребителя в кокпите установлен электрический обогреватель, который позволяет поддерживать комфортную температуру внутри самолета при длительных полетах на больших высотах.

Предполагается, что кругосветный полет пройдет на высоте 12-14 км, средняя скорость составит 210 км/ч. Самолет преодолеет 35 тыс. км за 150 часов — пролетит над территорией Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Бразилии и Южной Африки. 80% полета будет проходить над акваториями Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Успешная реализация проекта станет стимулом для развития новой авиации, основанной на электрических системах движения. Разработанные в ходе проекта технологии позволят создать, в том числе, автономные летательные аппараты ("атмосферные спутники"). Они могут применяться для организации сетей связи, высококачественной съемки земной поверхности, мониторинга лесов, сельскохозяйственных земель, трубопроводных систем и других объектов инфраструктуры.