Ученые ТюмГУ выяснили, что влияет на конкурентоспособность молодежи

Москва. 25 октября. ИНТЕРФАКС - Исследователи ТюмГУ пришли к выводу, что учебные заведения профессионального образования являются полигонами, где приобретаются необходимые профессиональные компетенции, именно они несут основную ответственность за формирование конкурентоспособности молодежи, сообщает пресс-служба университета.

Ученые социологической лаборатории ТюмГУ задались целью выяснить, какие социально-культурные условия и социально-экономические факторы влияют на уровень конкурентоспособности молодежи.

Конкурентоспособность – комплексное свойство, присущее человеку и состоящее из таких ресурсов, как здоровье, возраст, внешность, уровень интеллекта, а также  нравственных аспектов, включающих ценностные ориентиры, верования, личные запреты и ограничения. Конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более совершенной, по сравнению с другими, системой знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции и роли.

В опросе ученых приняли участие 3403 человека, среди которых  старшеклассники, студенты и  работающая молодежь до 30 лет. Респондентам предложили самостоятельно оценить уровень собственной конкурентоспособности, ответив на  вопрос: "Считаете ли вы себя конкурентоспособным?"

Выяснилось, что работающие молодые люди достаточно высоко оценивают свою конкурентоспособность. На вопрос "Считаете ли вы себя конкурентоспособным?»"однозначно утвердительных ответов "да" – 57% и "нет" – лишь 3%. Однако немало молодых людей выразили сомнение в своей успешности: "скорее да, чем нет" – 33%  и "скорее нет, чем да" – 7%.

"Наблюдается высокий уровень уверенности в собственной успешности, примерно один из десяти опрошенных указывает на свою неконкурентность. Считаем, что высокие оценки во многом связаны с молодостью, небольшим жизненным опытом, амбициозностью, сравнением своей успешности в основном с коллегами по работе, личным окружением и иными факторами", – отметил научный руководитель ТюмГУ – вуза – участника Проекта 5-100, академик РАО,  доктор философских наук, профессор Геннадий Шафранов-Куцев.

Эксперты отмечают, что самооценку конкурентоспособности можно уточнить, анализируя отношение молодых людей к выполняемой работе. Среди признаков, характеризующих высокую конкурентоспособность работающей молодежи, на первом месте "нравится профессия" (88%), на втором – "есть возможность повысить квалификацию" (84%), на третьем – "считаю себя исполнительным и работоспособным" (78%). Низкий уровень самооценки конкурентоспособности отмечается у работников, ответивших, что "профессия им не нравится" (первое место, 47%), "нет возможности повысить квалификацию" (второе место, 54%), "не считаю себя исполнительным и работоспособным" (третье место, 50%).

"Неконкурентоспособные респонденты имеют в основном стереотипное представление о феномене конкуренции и критично воспринимают лиц, задействованных в конкурентных интеракциях, наделяя их негативными характеристиками, приписывая социально неодобряемое поведение. В частности, неконкурентоспособные респонденты верят в то, что безнравственность в целом более благоприятна для достижения успеха, чем нравственность. Вместе с тем отмечается более позитивное отношение к конкуренции у респондентов с высшим и послевузовским образованием (именно они обладают более высоким уровнем конкурентоспособности среди ровесников)", – отметила кандидат социологических наук, доцент ТюмГУ Галина Ефимова.

Ученые пришли к выводу, что уровень самооценки конкурентоспособности в решающей степени зависит от уровня образования и профессиональной подготовки. При этом своего рода полигонами, где приобретаются необходимые для будущей трудовой практики профессиональные компетенции, являются учебные заведения профессионального образования, и именно они несут основную ответственность за их формирование. Качественное формирование профессиональных компетенций должно стать миссией любого учебного заведения. Для этого необходима конкурентоориентированная среда, в которой может формироваться конкурентоспособный специалист.