ВШЭ запустила сервис психометрической аналитики онлайн-курсов
Москва. 1 октября. ИНТЕРФАКС - На портале "Современная цифровая образовательная среда в РФ" начал работу автоматизированный сервис психометрической аналитики, который по "цифровому следу" слушателей онлайн-курсов помогает повысить качество образовательного контента и эффективность обучения, сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ.
Сервис психометрической аналитики разработан НИУ ВШЭ по заданию Минобрнауки России в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда" для повышения эффективности освоения онлайн-курсов. Сервис интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru, что делает его функционал доступным всем разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на данном ресурсе. Аналитика поможет им улучшить содержание онлайн-курсов, оптимизировать наполнение под различные группы студентов, сделать объективным оценивание результатов тестов, опираясь на большие данные.
"Сегодня в мире огромными темпами развивается специальное направление науки — психометрика, она позволяет существенно повысить качество и надежность процедур оценки в онлайн-курсах. На основе достижений психометрики с помощью искусственного интеллекта можно будет создавать множество вариантов экзаменационных заданий. Компьютерные технологии помогут повысить эффективность и доверие к онлайн-обучению, а также утвердить онлайн-курсы в качестве равноправных элементов образовательной программы наряду с занятиями в аудиториях. Сервис психометрической аналитики, который разработали специалисты Высшей школы экономики, – одна из таких технологий", – отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый "цифровой след": статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, теперь может быть проанализирован в автоматическом режиме при помощи нового сервиса.
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по его модернизации с целью повышения качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).
"На этапе разработки сервиса было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе электронный справочник (https://elearning.hse.ru/psychometrics/handbook/), содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартуют в рамках осенней сессии", – комментирует директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик.
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий "знак качества" – отметку в паспорте курса на ресурсе online.edu.ru. Приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в РФ" уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.
НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта "Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов" приоритетного проекта "СЦОС" в 2017 году.