Ректор Университета "Синергия" Юрий Рубин о предпринимательском образовании в России

Фото предоставлено пресс-службой вуза

От нелегальной деятельности к университетской дисциплине

Сегодня трудно представить более противоречивую категорию в нашем образовательном пространстве, чем предпринимательство. С закатом НЭПа в конце 20-х годов прошлого века и до самой Перестройки частная торговля и предпринимательство были под запретом. Любые попытки заняться бизнесом попадали под статью 153 УК РСФСР "Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество" и карались лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества. В уголовных кодексах других республик СССР также были аналогичные статьи.

Но на рубеже 80-х – 90-х сначала по факту, а потом и формально предпринимательство было легализовано. В 1991 году в России, тогда еще РСФСР, был издан закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который по сути узаконил предпринимательство. В этом законе была попытка объяснить понятие предпринимательство, но потом закон был отменен.

У нас есть статья 2 Гражданского кодекса РФ, где дается определение предпринимательства. Однако там упущены важные вещи. Например, чем предметно занимаются предприниматели, как субъекты профессиональной деятельности? Что они делают, в чем их роль? Ведь они не просто участвуют в продаже товаров и оказании услуг, но и обеспечивают саму возможность создания и производства новых товаров.

Предприниматели выполняют разнообразные общественные обязательства, которые в различных научных теориях называются общественными контрактами. Например, они платят налоги: на добавленную стоимость, на прибыль, подоходные налоги, дорожные налоги. Кроме этого, предприниматели создают рабочие места и платят зарплату сотрудникам. Все это не объяснено в соответствующей статье ГК из-за чего возникают порой совершенно неадекватные мнения и заявления в духе: "Почему государство должно поддерживать явление, которое состоит в систематическом получении прибыли?".

Такова парадоксальная реальность, и одна из её граней — это отсутствие внятной, упорядоченной системы обучения предпринимательству. Есть школы бизнеса, различные курсы для стартаперов, но есть потребность в существовании системы.

В экономически развитых странах обучение предпринимательству уже давно превратилось в повседневное явление. Этому обучают в университетах, на программах бакалавриата, магистратуры, в колледжах и школах. Но этому предшествовал длительный процесс экспериментов и изменений в подходах к бизнес образованию. Первые шаги Уортонской школы бизнеса, затем господство аналитического подхода в бизнес образовании середины XX века, и наконец современные предпринимательские мастерские, ориентированные на практику. Весь этот путь со множеством поворотов и ответвлений занял больше ста лет.

Неудивительно, что в России необходимость профессионально готовить предпринимателей в высших учебных заведениях по-прежнему воспринимается, как нечто необычное. Это, прежде всего, заметно по количеству вузов, которые готовят предпринимателей и предлагают образовательные программы по бизнесу. В России таких вузов едва ли больше дести. Тогда как в Германии существует более 30 университетов и бизнес школ, специализирующихся на бизнес образовании, в Великобритании — более 50.

К счастью, последние годы в министерстве образования и академическом сообществе стали понимать, что предпринимательство — это совершенно определенное направление профессиональной деятельности, которому необходимо обучать. Надо сказать, что и руководство государства последнее время неоднократно высказывалось в пользу прагматичного толкования обучения предпринимательству. В частности, мы помним, как летом прошлого года, президент обратил внимание на необходимость обучать школьников основам предпринимательства.

Постепенно ситуация меняется. Несколько лет довольно успешно работает Национальная Ассоциация обучения предпринимательству, которая объединяет преподавателей предпринимательских дисциплин вузов и колледжей России. Они обмениваются опытом и формируют реалистичные, своеобразные с мировым опытом представление о том, как это делать.

Осенью прошлого года российская академия образования создала научный совет по обучению предпринимательству, что свидетельствует о внимании со стороны научно-педагогической общественности к этой проблематике.

Новые требования к предпринимательскому образованию

Экономика развивается в высоко конкурентной среде, и каждый участник рынка должен постоянно заботиться о собственной конкурентоспособности. В этом смысле тема инновационного развития очень характерна для предпринимательства.

Конкурентоспособность, в отличие от понятия эффективность, всегда предполагает сопоставление. Кто лучше? Кто более устойчив на рынке, кто менее устойчив, кто сильнее, кто слабее. Все эти характеристики существовали всегда, но к ним добавился мощный фактор интенсивного технологического развития. Существенные технологические преобразования затронули все отрасли экономики. Поэтому сегодня студентам необходимо осваивать специфические инновационные компетенции, которые позволили бы им быть лучше своих потенциальных соперников.

Предпринимательство обладает своими неповторимыми характеристиками. Создавать и вести бизнес, развивать и трансформировать его — это особая область человеческой деятельности, и так это трактуется во всем мире. Это не менеджмент, не экономика, не инженерное дело. Поэтому в первую очередь целесообразно выделить предпринимательство в отдельную образовательную область, а уже в ней рассматривать технологическое предпринимательство как отдельную отрасль.

Внутри общей дисциплины — "предпринимательство", составляются блоки программ, которые касаются вопросов технологического и инновационного предпринимательства. В данном случае инновации становятся самим предметом бизнеса.

Летом прошлого года правительство России поручило Минобрнауки разработать нормативную базу, чтобы приравнять стартапы в сфере технологического предпринимательства к выпускной квалификационной работе студентов. На мой взгляд, это очень прорывной ход, который в случае реализации мог бы существенно обогатить сферу образования.

Однако, сразу был определен перечь вузов, которые имеют право это делать, соответственно все остальные вузы лишились этой возможности. За бортом этого списка остались вузы, которые уже не один год и довольно успешно реализуют программы обучения предпринимательству.

Развитие предпринимательских программ должно быть инициативой не только вузов, но и государства

Для развития технологического предпринимательства вузы не нуждаются в каких-то особых стимулах со стороны органов управления образованием. Возможно, есть потребность в решении отдельных юридических вопросов, но в целом развивать и совершенствовать обучающие программы — это естественная потребность любого нормального вуза. Конечно, для многих специализированных технических вузов предпринимательство не является профильным направлением. Поэтому здесь можно говорить о необходимости развивать программы межуниверситетского сотрудничества, чтобы объединить технологическую экспертизу и бизнес компетенции.

Мы себя стимулируем сами и с этой целью создали несколько лет назад факультет бизнеса, который по сути реализует программы бакалавриата, магистратуры и СПО по предпринимательству. Все привыкли к тому, что Университет "Синергия" — это предпринимательский университет. Мы не боимся рыночных реалий, рыночных отношений и понимаем, что нужно рынку. Поэтому наши образовательные программы корректируются и дополняются ежегодно.

В прошлом году мы открыли мультидисциплинарную "Студию предпринимательства", в которой участвуют все студенты факультета предпринимательства, как бакалавры очники и заочники, так и учащиеся колледжа. Уже два года подряд мы проводим Synergy Startup Weekend, где студенты собираются, чтобы придумать свои бизнес-идеи и создать первые прототипы. Теперь с этими идеями студенты могут прийти в "Студию предпринимательства", чтобы доработать свои проекты. В "Стартап песочнице" идеи доводятся до логического завершения, а в бизнес-инкубаторе реализуются на практике. Проекты отслеживаются опытными наставниками, студенты получают профессиональную поддержку. Пока у нас нет сложных высокотехнологических проектов, но есть ряд работ в сфере цифровых технологий, например, инструменты для интернет-торговли и мобильные приложения.

Каждый студент обязуется придумать свой стартап. Будет ли он успешным, этого никто никому не гарантирует. Если проект будет неудачным, то студент все равно узнает много нового. Он научится принимать удары, научится тому, как себя вести в условиях не вполне комфортных экономических отношений, научится преодолевать вызовы конкурентной среды. Во всяком случае в своем дипломном проекте он сможет описать этот опыт и разобраться почему у него не получилось. Это позволит ему в дальнейшем избегать многих ошибок, которые к сожалению, преследуют плохо обученных предпринимателей на протяжении всей их жизни. Ну, а если стартап преуспеет, конечно, мы были бы счастливы приравнять его к выпускной квалификационной работе, поскольку это реальный вклад не только в реализацию образовательной программы, но и вообще в развитие российской экономики.

ЮРИЙ РУБИН,

ректор Университета "Синергия",

доктор экономических наук, профессор,

член-корреспондент Российской академии образования,

лауреат премии правительства РФ в области образования