Экспериментальный рейтинг университетов по направлению "Психология"

Фото: unsplash.com

Москва. 10 января. ИНТЕРФАКС – Группа "Интерфакс" впервые представила экспериментальное исследование образовательных программ высшего образования по направлению "Психология".

Наблюдаемые в обществе, экономике, мире метатренды явно показывают близкое к экспоненциальному развитие технологий, что напрямую затрагивает психику любого человека, его ментальное состояние. Образовательные программы по Психологии могут выступить вместе с программами высоких технологий реальным инструментом в ментальном переустройстве людей и общества в таком фазовом переходе к будущему мироустройству. Кроме того, образовательные программы по Психологии и службы психологического содействия могут получить значительное развитие в национальной образовательной системе благодаря повышенному вниманию со стороны регуляторов к воспитательной функции высшего образования.

Развитие методики рейтингового исследования образовательных программ по направлению "Психология"

Одно из самых ранних предложений по методическим основаниям формирования рейтинга вузов по направлению Психология можно считать статью Ю. Зинченко и И. Володарской1. Опубликованные авторами предложения Представленный ниже проект были сформулированы в мае 2010 г. на совместном заседании Президиума Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию в РФ и Президиума Российского психологического общества и имели следующую структуру:

  • Общая характеристика вуза, факультета (кафедры)

  • Качество абитуриентов (средний балл ЕГЭ, вступительный конкурс, доля поступивших на 1 курс по результатам олимпиад, число принятых на 1 курс абитуриентов)

  • Организация учебного процесса (контингенты обучающихся – на бюджете, коммерческих местах, иностранцев; численность ППС – штатных, совместителей и почасовиков; успеваемость студентов – по базовым дисциплинам, учебным курсам; участие и достижения студентов в олимпиадах, конференциях, конкурсах; обеспеченность учебной литературой, в т.ч. цифровыми ресурсами)

  • Уровень организации НИР на факультете (специализированном подразделении университета) – численность научных сотрудников; нормированный на численность НС объем привлечённых средств на НИР; число диссертационных советов; результативность научной работы магистрантов, аспирантов, докторантов; ведущие научные школы; организация факультетом научных мероприятий (международных, российских, региональных); данные о научном сотрудничестве – совместные исследовательские центры и программы; научная продуктивность НПР (публикации в журналах, монографии, учебные пособия); участие НПР в научных мероприятиях; число лабораторий, оснащённых современным оборудованием.

Все эти индикаторы оценки четырёх параметров предлагалось собирать на трёхлетних периодах деятельности и составлять сводную оценку деятельности вуза (специализированного подразделения вуза) на основе процедур, выработанных профессиональным психологическим (академическим) сообществом. При этом надо отметить, что первый параметр нёс исключительно информационный характер и не мог применяться в составлении оценки.

НРУ предложена экспериментальная методика оценки деятельности вузов (подразделений вузов) по направлению Психология, основанная преимущественно на оценке образовательных программ по направлению Психология (ОППсихо).

Для модернизации предложенного подхода экспертным профессиональным сообществом предлагается учесть в оценке деятельности такие параметры как разнообразие ОППсихо (число профилей и специализаций с нормировкой на численности обучающихся); успешность выпускников; просветительская деятельность сотрудников; направления и процедуры сотрудничества по всем направлениям профессиональной деятельности; наличие центров профилактики и психологической помощи; усиление роли бренда вуза с учетом присутствия в большинстве каналов коммуникаций с целевыми аудиториями и пр.

Крайне важной становится процедура отбора вузов (подразделений вузов) для проведения оценок реализуемых ими ОППсихо и всесторонней оценке их деятельности. Подготовку специалистов по направлению "Психология" ведут сотни государственных и негосударственных вузов, различающихся масштабами, объёмами располагаемых ресурсов, историческим разнообразием в подходах к реализации ОППсихо. Значительная часть вузов (не только частных, но и государственных) перешли на преимущественно дистанционные формы образования с привлечением постоянно развивающихся цифровых технологий EdTech. Ускорению перехода на EdTech способствовала и эпидемия Ковид-19, но фундаментальные принципы проявились на несколько лет раньше и продолжают развиваться несмотря на попытки определения суверенных моделей высшего образования.

Каждый последующий шаг в модернизации методики оценки программ и деятельности вузов по направлению "Психология" предполагает привлечение новых источников данных и экспертного обсуждения процедур их обработки. Налаженная технология работы с имеющимися источниками позволяет учесть воздействие на оценку часть предложенных параметров – таких как разнообразие профилей ОППсихо, использование современных каналов коммуникации с целевыми аудиториями, бренд университета (подразделения, реализующего ОППсихо).

Программы высшего образования по направлению Психология, реализуемые российскими вузами, основаны либо на ФГОС, либо на собственных стандартах (заслуженное право нескольких десятков ведущих государственных университетов). Образовательные стандарты должны иметь в своей основе профессиональные стандарты, однако разработка и утверждение профстандартов занимает значительные периоды времени, тогда как современный рынок труда подвержен быстрым изменениям, вследствие чего вузам приходится искать любые возможности для обновления собственных образовательных программ (следует заметить, что аккредитация ОП также представляет собой длительный и затратный бюрократический процесс).

Отмечаем, что в хранилище профстандартов Минтруда находится всего лишь несколько профстандартов, связанных с психологией: Психолог в социальной сфере, Педагог-Психолог, Специалист по работе с семьей и некоторые другие. При этом не менее 250 вузов (государственных и частных) реализуют сотни программ высшего психологического образования, часть из которых нацелена не только на сложившиеся рынки труда, но и на будущие.

В связи с обсуждением формирования национальной системы высшего образования в связи с выходом страны из Болонского процесса наблюдается очередной набор предложений по дебюрократизации процессов разработки образовательных программ, отслеживающих (возможно и опережающих) изменения на рынках труда.

И профстандарты и образовательные стандарты имеют в своей основе «атомы» - компетенции, которые хотели бы получить (вместе с работниками) работодатели и сформировать у студентов вузы.

Образовательные программы психологии, по большей части нацеленные на развитие личности, поиски и поддержку талантов, выявление и развитие различных способностей, определенно могут способствовать реализации образовательных программ в различных отраслях науки, технологий, культуры и искусств.

Национальные проекты и федеральные программы развития экономики, территорий, сферы HERD и др. построены на таргетированных на определенные проблемы программах и конкурсах, организуемых институтами развития и ресурсно обеспечиваемых бюджетами различного уровня и бизнесом.

Приведем ограниченный список федеральных программ, нацеленных на развитие сферы HERD:

Создание научно-образовательных центров (ПП РФ №537)

Создание федеральных университетов (ПП РФ №716)

Присвоение категории "Национальный исследовательский университет" (ПП РФ №550)

Развитие опорных университетов (ПП РФ №811)

Программа повышения конкурентоспособности ведущих университетов среди среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект "5-100") (ПП РФ №211) (закрыта)

Создание научных центров мирового уровня (ПП РФ №538) - математические центры

Создание научных центров мирового уровня (ПП РФ №538) - геномные исследования

Создание научных центров мирового уровня (ПП РФ №538) по приоритетам научно-технологического развития РФ

Создание Научно-образовательных математических центров" (Региональных математических центров)

Программы "Стартап как диплом", Платформа университетского технологического предпринимательства, Тысяча студенческих стартапов

Программа "Карбоновые полигоны"

Развитие креативных индустрий

Программы академического лидерства Приоритет-2030 и Приоритет-2030 ДВ

 

Реализация каждой из этих программ требует организации системной работы по кадровому обеспечению (в устаревшей терминологии); но в современной требует компетентностного анализа каждого из этапов программы и организации подготовки участников и управленцев, исходя из присущего программе компетентностного ландшафта.

МНВО, Минпросвещения и отраслевые ведомства, видимо, передают права на такого рода деятельность администрациям вузов и исследовательских организаций. Возможно, часть из них привлекает и психологов (НПР собственных психологических факультетов или институтов) под задачи такого микропроектирования, но большая часть вузовских администраций и руководителей бизнес-партнеров полагается лишь на собственные управленческие и визионерские способности.

Можно полагать, применение существующих высоких гуманитарных технологий и их носителей (в первую очередь это касается психологических подразделений вузов и НИИ) могло бы вывести реализацию упомянутых программ на принципиально иной уровень эффективности, что несомненно способствовало бы и развитию современных рынков труда, территорий, бизнеса.

Произведена попытка на основе анализа программ развития (самые свежие – до 2030 года) определения вузов, администрации которых серьезно занялись развитием психологического образования и связанных наук – поведенческих, когнитивистики, нейроисследований и т.п.

В качестве объекта анализа взяты тексты программ развития 121 вуза – участника программы Приоритет-2030. Именно эти программы в подавляющем большинстве своем составлены без излишнего формализма, содержат известную толику креатива и визионерства и нацелены не только на следование определенным трендам, но и отчасти на формирование прогнозируемого будущего.

Многие вузы (возможно опосредованно и все) закладывают психологические инструменты и услуги в поддержку собственных молодежных политик, в формирование и поддержку благоприятной социальной среды вуза.

Педагогические и медицинские вузы по своей специализации заявляют о приоритетном развитии психологии – как в образовательных программах, так и в исследованиях и разработках. (Следует подчеркнуть, 1МГМУСеченов не демонстрирует в своей программе развития приоритетов в развитии психологии, но возможно, эти приоритеты скрыты в иных формулировках).

Несколько вузов, среди которых не только классические и медицинские, но и технические, вложили в свои программы значительные наборы идей для развития современных психологических и гуманитарных технологий, исследований в этой области, и организации современных образовательных программ.

В наибольшей степени выделяется МГППУ, позиционирующий себя "единственным специализированным психологическим университетом", обладающим полным набором компетенций и инструментов проведения фундаментальных и прикладных исследований и разработок в этой сфере; входящий в консорциумы с сильнейшими отечественными вузами и исследовательскими организациями.

НИУ ВШЭ серьезно и успешно занимается исследованиями мозга и когнитивистикой с организацией образовательных программ соответствующего назначения, причем организуется психологическая (связанная с развитием человеческого капитала) поддержка большинства проектов, реализуемых подразделениями университета.

МФТИ в своей программе отводит направлению Психология скромное место, упоминая о психологической поддержке волонтерства, развития личности и талантов. Однако МФТИ уже заметно повернулся в сторону гуманитарных наук, вплоть до того, что в октябре 2022 года провел Международный конгресс2 Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction, нацеленный на создание условий для развития среды и институализации Science Art, обеспечение условий для плодотворной кооперации ученых, творцов и деятелей культуры и искусства, выявление возможности открытого сотрудничества между ними. Учебно-научным центром гуманитарных и социальных наук ведется курс психологии искусства3. Особенно интересен прикладной курс «Психология успеха: академическая и бизнес- модели».

Университет ИТМО наряду с проектом когнитивной информатики разрабатывает проект «Университет счастья», содержащий в том числе задачу «Развитие научных исследований в области благополучия и повышения качества жизни и использование результатов исследований для достижения целей устойчивого развития в Санкт-Петербурге и в РФ». То есть социо-гуманитарные (в т.ч. психологическое) направления исследований и разработок непосредственно встраиваются в долговременные программы развития территорий и общества, перекликаясь с глобальными целями устойчивого развития, тем более что лучше этих целей пока не предложено.

Классические университеты по большей части выделяют современные направления развития психологических наук и на этом строят амбициозные планы.

К примеру, ТГУ заявляет о стремлении к «университету прорыва» и намеревается развить психологические направления подготовки и исследований для усиления человеческих возможностей:

  • разработка методик выявления принципов взаимодействия биологического и технологического и технологий наращивания (усиления, дополнения, расширения – augmentation) человеческих возможностей в глобально развивающемся технологичном мире по трем направлениям: когнитивное, биологическое и медиакоммуникативное.

ТулаГПУТолстой приступает к разработке проекта «Цифровой профиль обучающегося», описывающий психотип личности, признаки одаренности (интеллект, креативность, мотивация), профиль образовательных интересов и потребностей, стили обучения. На основе выделяемой из различных источников (LMS вуза, соцсети, платформы EdTech) будет выстраиваться индивидуальная траектория обучения, затем и карьерные варианты.

Один из сильнейших технических вузов страны – ТПУ закладывает программу подготовки инженеров будущего (Инженер 4.0) на основе психологических разработок и инструментов.

Не менее сильный университет ЛЭТИ предполагает при поддержке Института мозга человека имени Н.П.Бехтеревой РАН

  • Внедрить технологии “неинвазивного мониторинга”, основанного на непрерывном мониторинге конструктивной деятельности студента в рамках взаимодействия с предметными моделями. Неинвазивный мониторинг позволяет акцентировать внимание на смысловом усвоении материала и обеспечивает информационную безопасность студента, так как не использует психофизиологических характеристик обучаемых.

МАИ заявляет в программе развития системное психологическое обеспечение развития и фиксации в портфолио обучающихся цифровых компетенций (вполне возможно, что и не только цифровых).

Развитие такого подхода можно рассмотреть с точки зрения картирования психологических образовательных и исследовательских программ.

При этом отмечается несколько странный взгляд инновационного сообщества на будущее профессий, связанных с психологией. Так, последняя версия Атласа новых профессий (разработка АСИ, МШУСколково и РФ20.35) содержит всего одну профессию, связанную с психологией – Специалист по детской психологической безопасности. (Конечно, содержится несколько профессий, связанных с нейронауками, но впрямую психологические профессии почти не наблюдаются).

Необходимо отметить, что не всем университетам по силам реализовать заявленные в программах развития проекты, связанные с психологическими исследованиями и разработками, поэтому создаются консорциумы с вузами и профильными НИИ, обладающими соответствующими компетенциями.

Предлагается рассмотреть возможность вхождения Московского института психоанализа в некоторые из консорциумов. И, если «большая» программа Приоритет-2030 считается заполненной по консорциумам (хотя это не так – разрушаются консорциумы с участием большинства зарубежных партнеров), то территориальная программа Приоритет-2030 ДВ практически свободна для генерирования идей, определения целей и структур возможных (и даже невозможных) консорциумов.

 

Формирование рейтинга: критерии выборки и экспериментальные данные

На основе собранных расширенных данных о коммуникациях университетов, определяющих развитие их брендов, включая участие НПР вузов в публичном экспертном комментировании, в развитии просветительской деятельности и т.п. частично пересмотрена и уточнена предлагавшаяся ранее методика оценки деятельности вузов, основанная преимущественно на оценивании качества психологических образовательных программ.

Для эксперимента отобран 31 вуз, в которых имеются подразделения, реализующие ОППсихо; в это число вошли специализированные психологические вузы – Московский государственный психолого-педагогический университет и Московский институт психоанализа.

Большая часть изучаемых вузов активно участвовала в анкетировании и мотивировании участия в оценке студентов, выпускников и НПР. Несколько университетов, в том числе МГУЛомоносов, НГУ, ТГУ, ПГНИУ, ЯрГУДемидов не проявили должной активности в анкетировании, поэтому проведена дополнительная работа по сбору и анализу специализированной информации, приведённой на сайтах этих вузов.

Для опроса взято множество вузов – участников НРУ2022, исключая большинство технических, технологических и аграрных вузов. (Технические, технологические и аграрные вузы – участники программы Приоритет-2030, показавшие заинтересованность в развитии психологии, также включены в выборку).

 

Проведено четыре опроса:

  • Администраций ОП (предоставляют статистическую информацию);

  • Представителей ППС ОП

  • Студентов выпускных курсов

  • Выпускников ОП

 

Требования по учитываемым в исследовании ОП:

  • Наличие государственной аккредитации

  • Реализуется в рамках направления 5.37.00.00 " Психологические науки" Б, М, С; для не входящих в направление 5.37.00.00 (смежные направления), но желающих участвовать в рейтинге –– критерии для отбора (например, в названии ОП есть слово «психология», нейронауки, когнитивистика

  • Очная и очно-заочная формы обучения по ОП

  • По ОП произведено не менее 2 выпусков

 

Администрации присылают данные по каждой ОП отдельно (отдельная анкета).

Для вуза устанавливается минимальное и максимальное число ОП, по которым присылаются данные. На основании критериев оценки разрабатываются рекомендации для администраций ОП по отбору ОП для участия в рейтинге.

 

Расширенный вариант методического подхода к оцениванию деятельности вузов приведен в Табл. 1.

Отметим, что наряду с обобщенной оценкой бренда вуза НРУ-2022 применены свежие оценки публикационной активности и заметности публикаций в 2022 году, а также значения индекса прямой речи.

Кроме того, внесен такой важный показатель как разнообразие ОП Психологии – нормированные значения числа профилей реализуемых вузами ОППсихо.

Таблица 1. Показатели, используемые для построения рейтинга.

#

Показатель

Администрации ОП

ППС

Выпускник

Студент

Весовые коэффициенты. Комментарии

0

Общая информация

 

 

 

 

Весовой коэффициент (ВК) = 0,1

 

Экспертная оценка, основанная на наблюдениях пп. 0.1 – 0.13

0.1

«Психология» в Миссии и ПСР вуза / подразделения вуза

 

 

 

 

Простое упоминание в М (может содержаться неявно в контекстах социально-гуманитарного развития) и ПСР. Абзац ПСР с упоминанием и контекстом социально-гуманитарного развития (вуза, города, региона, страны).

Раздел ПСР.

0.2

Наименование образовательной организации:

+

+

+

+

«Штабная культура»

0.3

Название образовательной
программы (далее – ОП) по психологии:

+

+

+

+

«Штабная культура»

0.4

Ссылка на описание ОП на сайте университета:

+

 

 

 

Качество сайта

0.5

Код и название направления подготовки,
к которому данная ОП относится:

+

 

 

 

 

0.6

Структурное подразделение вуза,
в котором реализуется ОП:

+

 

 

 

Управление вузом

0.7

Кафедра, на которой реализуется ОП:

+

 

 

 

 

0.8

Уровень подготовки, на котором реализуется ОП:

+

 

 

 

 

0.9

Год начала реализации ОП:

+

 

 

 

История, преемственность

0.10

Руководитель ОП

+

 

 

 

Управление вузом

0.11

Реализация данной ОП по на иностранном языке:

+

 

 

 

Косвенная характеристика соответствия международным стандартам и ориентации на зарубежные аудитории.

0.12

Общая численность зачисленных, выпущенных студентов за время реализации ОП; общее число обучающихся на ОП студентов

+

 

 

 

Популярность и востребованность ОП на протяжении исторического периода – вклад в репутацию вуза (количественная оценка затруднительна).

0.13

Устойчивость контингента обучающихся на ОП

+

 

 

 

 

1

Образовательный процесс

 

 

 

 

Весовой коэффициент (ВК) = 0,4

1.1

Разнообразие ОППсихо

Доля от максимума профилей ОП

 

 

 

Частный весовой коэффициент (ЧВК) = 0,04

1.2

Число образовательных дисциплин, преподаваемых

на ОП

Среднему числу дисциплин присваивается оценка 3.

В большую сторону число дисциплин: 3+ доля превышения от среднего.

В меньшую сторону: 3- доля уменьшения от среднего.

 

 

 

ЧВК = 0,06

 

Можем ли учесть дисциплины, развивающие определенную группу компетенций – универсальные, профессиональные и пр.?

Можно бы было присвоить весовые коэффициенты группам компетенций и оценить их приобретение. (Скорее это фантазии, но можно подумать в будущем).

 

Среднее по нашей достигнутой выборке, по всем психовузам затруднительно вычислить, хотя есть ФГОС.

 

Слишком большой набор дисциплин, возможно, не дает позитивного эффекта – студент захлебывается и может что-то растерять.

1.3

Матрица П-Компетенций

Максимальному числу указанных профессиональных компетенций. приписывается 5 баллов, остальные рассчитываются пропорционально.

 

 

 

ЧВК = 0,04

 

Понятие Матрицы Компетенций (МК) необходимо закрепить: каждый вуз представляет свое видение, но на единой компетентностной основе.

 

Полезно создать облегченный вариант в едином стиле – для массовых аудиторий.

1.4

Доля "остепененных" ППС ОП

Доля НПР со степенью от общего числа НПР ОП (включая внештатных).

 

 

 

ЧВК – 0,02.

1.5

Число авторских учебников, выпущенных ППС ОП в период 2012 – 2021гг.

1 учебник – 1 балл (максимальное число баллов определяется с учетом 10-процентного выброса (удаления 10% высших значений)

 

 

 

ЧВК = 0,01.

 

Дополнительная оценка учебно-методической деятельности в пп. 1.5 и 1.6.

1.6

Использование в образовательном процессе учебников (и учебных пособий) по психологии, написанных авторами вуза

 

Положительный ответ (при указании перечня) – 1 балл

Оценка полезности учебников авторов вуза – косвенно в 1.12.

Оценка полезности учебников – косвенно в 1.12.

Только рекомендуемых учебников (без учета вуза)

ЧВК = 0,03

 

Собираем данные о подготовленных учебниках только за последний период (5…10 лет) – это заметное ограничение или не слишком?

Характерные времена смены парадигм в Предмет/Отрасль – вопросы к экспертам?

Пособия отцов-основателей вечны.

1.7

Наличие собственных авторских учебников

 

Положительный ответ – 1 балл

 

 

Подтверждение данных п. 1.4.

Нет дополнительной оценки.

1.8

Научные публикации (РИНЦ)

 

 

 

 

ЧВК = 0,08

 

Тематическая Отрасль: Психология.

Число публикаций накопленным итогом: единиц, нормированных на число НПР ОП.

Средняя Цитируемость 1 публикации – Качество.

1.9

Собственные онлайн-курсы вуза по профильным дисциплинам ОП, предоставленные для открытого доступа в 2021/2022 уч.г.

1 курс – 1 балл, максимально засчитываются 3 балла

 

 

 

ЧВК = 0,03.

 

Развитие МООК в условиях прошедшей эпидемии.

Дальнейшее развитие – культура дистанционной работы с пациентами и клиентами.

Дополнительная оценка, основанная на партнерских возможностях – п. 1.9

1.10

Онлайн курсы других организаций, которые применялись

в процессе преподавания профильных дисциплин ОП в 2021/2022 уч.г.

1 курс – 1 балл, максимально засчитываются 3 балла

 

 

 

ЧВК = 0,01.

 

Дополнение оценки п. 1.8.

Косвенная оценка развития академического сотрудничества в тематической области.

1.11

Участие выпускников в развитии ОП, кафедры, факультета / института, вуза в 2021/2022 уч. г.

1 выпускник – 1 балл, макси мально засчитываются 3 (?) балла

 

 

 

ЧВК = 0,02.

 

Управление развитием ОП, подразделения, вуза.

1.12

Оценка по 5-балльной шкале ряда характеристик ОП:

Доходчивость изложения материалов учебных курсов в рамках ОП;

Практикоориентированность материалов учебных курсов в рамках ОП;

Содержание и логичность структуры материалов учебных курсов в рамках ОП;

Полезность рекомендуемых учебников по психологии;

Полезность рекомендуемых онлайн-ресурсов по психологии;

Компетентность преподавателей;

Организация прохождения практики

 

 

Учитываются только оценки "5", одна "5" = 0,25 балла

Учитываются только оценки "5", одна "5" = 0,25 балла

ЧВК = 0,06.

 

Прямая оценка выпускниками с рекомендацией выбора этой ОП.

Статистические подходы.

Можно ли определить административный нажим на студентов и выпускников с целью завышения оценки?

 

Проблема противодействия завышенным оценкам. Начинаем с 0,25 балла за «оценка 5».

 

Оценки – по каждой характеристике обучения ОП.

2

Партнеры ОП

 

 

 

 

ВК = 0,2

2.1

Число вузов-партнеров

1 вуз – 1 балл, максимально засчитываются 5 баллов

 

 

 

ЧВК = 0,05.

2.2

Число прочих организаций партнеров

1 организация – 1 балл, максимально засчитываются 5 баллов

 

 

 

ЧВК = 0,08.

 

Реальные и потенциальные работодатели.

Кроме того, от этих организаций могут идти заказы на исследования и услуги; новые идеи и компетенции.

Требуется в дальнейшем приводить перечень организаций, как это сделано в НРУ ИФ.

2.3

Число организаций, с которыми заключены договора о прохождении практики студентов ОП

1 организация – 1 балл, максимально засчитываются 5 баллов

 

 

 

ЧВК = 0,07.

 

Возможно завышение оценки администрацией ОП, т.к. часть мест практики могут быть неактивными на прошлый или текущий у.г.

Требуется в дальнейшем приводить перечень организаций, как это сделано в НРУ ИФ.

3

Работа студентов и выпускников

 

 

 

 

ВК = 0,1

3.1

Связь работы у работающих студентов и работавших во время учебы выпускников с получаемой специальностью

 

 

При ответе "Непосредственно связана" – 0,5 балла

При ответе "Непосредственно связана" – 0,5 балла

ЧВК = 0,02

 

Целесообразно получение данных о работодателе, но при условии запуска мониторинга ОП Психо.

3.2

Важность для студентов связи будущей работы с получаемой специальностью

 

 

 

При ответе " Определенно важно" – 0,25 балла

ЧВК = 0,01

 

Целесообразно получение данных о работодателе, но при условии запуска мониторинга ОП Психо.

3.3

Время, потраченное после окончания обучения на поиски работы

 

 

При ответе "Менее полугода" – 1 балл

 

ЧВК = 0,02

 

И если место связано с полученной специальностью и квалификацией? Вопрос о связи со специальностью задавался только по месту текущей работы

3.4

Связь нынешней работы выпускников с полученной специальностью

 

 

Ответ "Связана непосредственным образом" – 1 балл; "Связана опосредованным образом – 0,5 балла

 

ЧВК = 0,05

 

Целесообразно получение данных о работодателе, но при условии запуска мониторинга ОП Психо.

4

Рекомендация поступления на ОП

 

Учитывается только ответ "Определенно, да" – 1 балл

Учитывается только ответ "Определенно, да" – 0,5 балл

Учитывается только ответ "Определенно, да" – 0,5 балл

ВК = 0,05

 

Возможно построение частного рейтинга.

5

Репутационные замеры

 

 

 

 

ВК = 0,15

Оценка параметра всего вуза, т.к. затруднительно выделить Психологию.

 

Бренд НРУ2022

 

 

 

 

ЧВК = 0,05

5.1

Коммуникации с целевыми аудиториями (включая соцсети)

 

 

 

 

ЧВК = 0,05

СКАН-ИФ: Заметность и публикационная активность

5.2

Экспертиза, просветительские проекты, участие в мероприятиях

 

 

 

 

ЧВК = 0,05

СКАН-ИФ: Индекс прямой речи

Проведены расчёты на основании обновлённого методического подхода к оценке деятельности вузов (Приложение по запросу) и сформирован экспериментальный вариант рейтинга университетов, реализующих ОППсихо – см. Табл. 2.

Таблица 2. Экспериментальный рейтинг университетов, реализующих образовательные программы по направлению "Психология"

Рэнк

Университет

Оценка, Балл.

1

МГУ Ломоносов

1000

2

СПбГУ

829

3

НИУ ВШЭ

797

4

ТГУ

775

5

РЭУПлеханов

689

6

Московский институт психоанализа

672

7

МГППУ

671

8

РНИМУПирогов

662

9

БелГУ

641

10=

МГПУ

636

10=

СГУЧернышевский

636

12=

ПГНИУ

631

12=

НГУ

631

14

КФУ

622

15

РязГМУПавлов

601

16

СевГУ

593

17

ВВГУ-ВГУЭС

592

18

МПГУ

591

19

ИрГУ

580

20

РГГУ

558

21

ЯрГУДемидов

519

22

МГЛУ

518

23

РУКооп

507

24

КурскГУ

506

25

ЕлецГУБунин

502

26

ОрелГУТургенев

497

27

ВГУ

469

28

АдыгеяГУ

453

29

ПсковГУ

429

30

КалугаГУЦиолковский

378

31

УМЦЖириновский

305

 

В экспериментальном рейтинге не учтены международная аккредитация программ и профессионально-общественная аккредитация. В сложившихся в 2022 году условиях и разрыве отношений с ENQA признак прохождения международной аккредитации теряет во многом смысл, но необходимо обратить внимание на процедуры совместной аккредитации Нацаккредагентства и HEEC (Higher Education Evaluation Center of the Ministry of Education, КНР) – число таких процедур заметно растет в течение последних 5 лет, причём процедуры позитивно воспринимаются администрациями российских университетов.

Процедуры проведения профессионально-общественной аккредитации программ требуют изучения совместно с изучением деятельности профессиональных психологических сообществ. Углублённого изучения требуют также и разрабатываемые вузами онлайн курсы, применяемые в ОП психологии.

Важным представляется вопрос участия ППС в разработке и реализации программ дополнительного профобразования по психологии, а также прохождение повышение квалификации самими преподавателями.

Требуется углублённое изучение партнёрских отношений с вузами и исследовательскими организациями, в частности необходимо учитывать коллаборации с ПИ РАО, ИП РАН. Целесообразно включить и партнёрское взаимодействие с профессиональными сообществами, причём предстоит ранжировать профсообщества по нескольким направлениям деятельности.

Интересным представляется получение перечней организаций партнёров вузов (потенциальных работодателей и мест практики для студентов, возможно и заказчиков прикладных исследований и разработок). Конечно, такой подход заметно усложняет жизнь администраций вузов и программ, может представляться излишней бюрократизацией, но, если принимается решение о создании отраслевого академического мониторинга, то необходимо найти приемлемый баланс трудозатрат на сбор и обмен информацией для всех сторон.

Предстоит также разработать процедуры мотивирования участия в такой экспресс-оценке сообществ выпускников, студенческих сообществ, академического сообщества и профессиональных сообществ, т.к. в проведённом эксперименте не учтено мнение работодателей.

Демонстрируемый подход к формированию предметного рейтинга вузов находится в промежуточном состоянии – между полноценной профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ и большинством предметных академических рейтингов, основанных преимущественно на наукометрических данных. Что лучше, что хуже – решать академическому сообществу. В любом случае необходимо разрабатывать и внедрять методы экспресс-оценки качества образовательных программ, именно этого требуют ускоренные изменения мироустройства, общества, экономики.

Изучение сайтов некоторых психологических организаций и вузов (разделы психологических подразделений) показывает чрезвычайно низкую активность в коммуникациях. Однако невзирая на сниженную активность профсообществ психологов, представляется целесообразным разработать план совместных действий по мониторингу психологического образования, исследований и разработок; организации процедур экспресс-оценки ОППсихо. Наиболее предпочтительным представляется партнёрство с РПО, но, вероятно, интереснее будет приступить к формированию альтернативного сообщества с самым широким участием работодателей психологов, представленных в своих профсообществах. 

 

1Ю.П.Зинченко, И.А.Володарская. О критериях рейтинга лучших вузов России, ведущих подготовку психологов, Национальный психологический журнал, 1 (3), 2010.

2 https://humanities-vs-sciences.events

3 https://mipt.ru/education/chair/uchebno-nauchnyy-tsentr-gumanitarnykh-i-sotsialnykh-nauk/departament-kulturologii/chitaemye-kursy/psychology-%20of-%20art.php

 

Читайте "Интерфакс-Образование" в "ВКонтакте"