Вопросы разделения Минобрнауки

Москва. 16 мая. ИНТЕРФАКС - Разделение министерства образования и науки в новом правительстве большинство опрошенных "Интерфаксом" экспертов в целом одобряют, но при этом указывают на целый ряд вопросов и проблем, которые встают в связи с задуманной реформой.

Минобрнауки как единое целое перестало существовать накануне во вторник с выходом указа президента о новой структуре правительства. Согласно документу, вместо одного ведомства, отвечавшего за все - от детских садов до Российской академии наук, - теперь появились четыре независимых друг от друга структуры: министерство просвещения, министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор и Росмолодежь. Последние два выведены в прямое подчинение правительству.

Ученые добились своего

Создание министерства науки считают давно назревшим шагом в академическом и научном сообществе. Даже в названии уже расформированного теперь Минобрнауки академики предпочитали науку ставить на первое место, говоря о ведомстве как о "министерстве науки и образования". По словам ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Виктора Садовничего, когда тема разделения вновь начала обсуждаться весной этого года, именно ученые РАН настаивали на таком решении.

Президент РАН Александр Сергеев в комментарии "Интерфаксу" назвал решение "абсолютно правильным". По мнению академика, прежде у министерства была слишком широкая сфера деятельности, и это "затрудняло его работу". Теперь отдельное ведомство сможет сосредоточиться на более эффективном исполнении указов президента РФ, считает глава РАН.

Эффект для вузов пока не ясен

Среди руководителей вузов единодушия, по всей видимости, не было.

Ректор МГУ и председатель Российского союза ректоров В.Садовничий на прошлой неделе рассказал журналистам, что в дискуссии о разделении Минобрнауки он предлагал с переменами подождать. Во вторник он оказался недоступен для комментариев. Не ответил на запрос "Интерфакса" и руководитель ассоциации "Глобальные университеты", ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.

Между тем, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), министр образования и науки РФ в 1998-2004 гг. Владимир Филиппов решение о разделении одобрил. По его словам, оно отвечает вызовам времени и коррелирует с общемировой тенденцией.

"В крупных странах, более чем в 90%, министерство школьного образования отделено от министерства науки, высшего образования. Для России это тем более актуально, потому что российское школьное образование - это огромное пространство, более 40 тыс. школ, это вопрос организации ЕГЭ. И в этой связи школы, среднее образование в едином министерстве были немного потеряны", - сказал В.Филиппов.

С тем, что выделение науки и вузов в отдельное ведомство совпадает с общемировой практикой, согласен и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. По его словам, отдельное министерство сможет более эффективно управлять вузами.

"В других федеративных странах большинство государственных университетов контролируется провинциями, и наше Минобрнауки - крупнейшее ведомство в мире, координирующее университеты. Минобру подчиняется более двухсот вузов напрямую, а под контролем - более пятисот. Конечно, очень трудно совмещать такой объем работы с управлением другими уровнями образования", - сказал И.Фрумин.

Тем не менее, он подчеркнул, что единое министерство существует более 13 лет, сыграв "огромную роль в координации разных уровней образования", и его разделение имеет и обратную сторону. "Конечно, очень жаль, что эти наработанные механизмы могут разрушиться", - сказал эксперт.

Педагоги надеются на понимание

По утверждению директора Центра образования №109, народного учителя России Евгения Ямбурга, большинство его коллег-учителей положительно восприняли перемены. Появление министерства просвещения в педагогических кругах связывают с большим вниманием к проблемам школы со стороны государства.

"Но однозначно ответить я не могу: все зависит от людей, которые придут, и насколько они будут адекватны с точки зрения понимания очень непростых проблем сегодняшней школы", - сказал Е.Ямбург.

Тем не менее, он указал и на противоречия в новой структуре. По его словам, не ясно, какое из двух новых ведомств будет курировать педагогические вузы, готовящие кадры для школы, и какое - Российскую академию образования, также во многом нацеленную на школу.

Дважды в одну реку

Директор Федерального института развития образования (ФИРО), известный советский и российский педагог Александр Асмолов воспринял новшество как возврат к прошлому, высказав мнение, что простая перемена структуры вряд ли будет эффективна.

"В этой ситуации мы возвращаемся во многом в древние времена Советского Союза. Я напомню, что когда-то было министерство просвещения СССР, министерство высшего и среднего образования и госкомитет науки. Иными словами, мы опровергаем формулу, что в одну реку нельзя войти дважды. Мы в нее входим, входим и входим. И тут возникает замечательный вопрос: вы, друзья, как ни садитесь, - как говорил великий Иван Крылов, - все в музыканты не годитесь", - сказал А.Асмолов.

Он добавил, что есть тревога, как новые ведомства будут исполнять новый майский указ президента в части поддержки и развития талантов в России.

"Не является ли подобного рода разбиение функций различных министерств своего рода резким барьером на пути достижения ценностных установок, намеченных в указе?" - отметил А.Асмолов.

Он подчеркнул, что именно образование является ключевым двигателем развития страны, и высказал сомнение, что амбициозные цели по развитию школьного образования могут быть достигнуты при новой структуре.

"Все эти вопросы при таком разделении оказываются зависшими в воздухе", - заключил А.Асмолов.

Тревогу в связи с разделением высказали и в комитете по образованию и науке Госдумы. Зампред комитета Любовь Духанина ("Единая Россия") заявила "Интерфаксу", что в парламенте готовы работать с новой структурой правительства и решать поставленные президентом задачи, однако напомнила о беспокойстве педагогов в связи с неизбежным изменением смены подхода к управлению и школами, и вузами.

"Беспокоит и то, как эта ситуация отразится на самих школьниках, завтрашних абитуриентах. Опрос, проведенный Общероссийским Народным фронтом, показал, что 32% учащихся школ от 13 до 18 лет не уверены в уровне своих знаний, в том, что смогут стать успешными после школы", - сказала Л.Духанина.

Министерство ограниченных полномочий

На другую проблему указал коллега Л.Духаниной, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ).

Депутат напомнил, что министерству просвещения отойдет управление школами, детскими садами и техникумами, однако ни первые, ни вторые, ни третьи федеральному центру прямо не подчиняются - они относятся к региональному и муниципальному ведению. "И возможности министерства образования влиять на них достаточно невелики", - считает О.Смолин.

По его мнению, после воссоздания министерства просвещения следующим логичным шагом было бы увеличение роли федерации в управлении школами, детскими садами и довузовским средним образованием.

"Будет ли сделан этот второй шаг - поживем, увидим", - сказал О.Смолин.

Именно такой шаг год назад предложила и.о. главы Минобрнауки Ольга Васильева, выступая в комитете О.Смолина и Л.Духаниной. Тем не менее, на сегодняшний день дальше пилотных проектов по передаче некоторых полномочий в отношении школ на уровень выше дело не продвинулось.

Кто встанет у руля?

Что касается руководства министерства просвещения, источники "Интерфакса" склонны считать, что им будет руководить Ольга Васильева, возглавлявшая Минобрнауки в предыдущем правительстве.

Вероятные кандидатуры на другой пост - министра науки и высшего образования - также озвучивались ранее: собеседники агентства называют фамилии и.о. замминистра образования и науки, академика РАН Григория Трубникова и главы упраздняемого Федерального агентства научных организаций, экономиста Михаила Котюкова.

Решение руководства страны о составе кабинета ожидается до конца этой недели.