Реформирование системы образования в России: результаты и последствия

Москва. 30 марта. ИНТЕРФАКС - Группа экспертов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ РАНХиГС под руководством профессора, доктора экономических наук, директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяны Клячко провела исследование результатов и последствий реформирования образования в России, сообщила пресс-служба президентской академии.

"В работе исследуется опыт образовательных реформ в таких странах, как Финляндия, Германия, США, КНР и Великобритания; проводится анализ проблем в различных сферах системы образования России и предлагаются различные пути их решений", - говорится в сообщении.

По оценке авторов исследования, одним из наиболее уязвимых звеньев отечественной системы образования стала система среднего профессионального образования (СПО). Один из главных выводов исследования: при сохранении нынешнего уровня бюджетного финансирования в размере 3,6% ВВП невозможно обеспечить даже минимально необходимого развития системы общего и высшего образования.

"Для системы среднего профобразования пока не ясно, перед каким вызовом она оказалась. С 2014 г., когда нормы сдачи ЕГЭ стали более жесткими, значительная часть абитуриентов направилась в организации среднего профобразования. До 2024 г. численность поступающих в СПО может вырасти в 1,5 раза. Если поток абитуриентов будет и дальше нарастать при практически падающем финансировании, то система не выдержит. Поэтому уже сейчас необходимо принимать упреждающие меры – обновлять материальную базу, больше платить преподавателям. При этом мы говорим именно о бюджетном финансировании, так как среднее профобразование, по Конституции, у нас общедоступно и бесплатно", - приводятся в сообщении пресс-службы академии слова Т.Клячко.

По ее словам, это очень острая проблема, которая пока не ощущается. "Мы входим в мировые рейтинги вузов и этим вполне довольны. Но при этом пока не знаем, что делать с теми 40% детей, которые, окончив 9 класс, идут в систему среднего профобразования. И это вызывает большую тревогу", - цитирует пресс-служба академии слова эксперта.

По мнению авторов исследования, острая нехватка бюджетного финансирования может затруднить развитие и других ключевых областей образовательной системы: это и молодежная политика, и прикладные научные исследования в области образования, где даже рост бюджетных расходов в 1,5 раза приводит к тому, что их объем в ценах 2016 г. не превышает 18 млрд рублей, или $300 млн по валютному курсу. Такие объемы финансирования не позволяют говорить об эффективном развитии науки об образовании, а, следовательно, и об адекватном проведении образовательных реформ.

Не менее проблемной сферой становится подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования. Как свидетельствует опыт многих стран, в реформировании данной сферы решающую роль играет квалификация педагогических работников и их профессиональная мотивация. Вместе с тем, система образования должна меняться, чтобы обеспечить эффективное решение актуальных проблем, включая межнациональные и межконфессиональные отношения. Однако до сих пор опыт проведения реформ в образовательной сфере в России трудно признать успешным.

"Изменения, происходящие в системе, как и проводимые организационно-экономические реформы на разных уровнях образования, требуют критического осмысления, – Нивелирование негативных последствий и рисков в системе образования требует проведения системы комплексных мер. При этом необходимо обеспечить достаточный объем ресурсов для их проведения, поскольку, как показывает опыт прошлых реформ, дефицит финансирования (как бюджетного, так и внебюджетного) ведет к искажению реформаторской повестки", - уточняют эксперты РАНХиГС.