Экстренный переход к дистанционному образованию в российских университетах весной 2020 года
Москва. 23 июля. ИНТЕРФАКС - Пандемия Covid-19 вынудила национальные системы высшего образования и R&D к ускоренному переходу в онлайн. По прошествии 3 – 4 месяцев можно подводить некоторые итоги такого цифрового прыжка, и мы видим выход десятков отечественных и международных обзоров, посвященных этому феномену, не говоря уже о резко возросшем объеме материалов СМИ. Предлагаем вашему вниманию результаты исследования, проведенного Интерфаксом, по основным проблемам экстренного перехода российских вузов на дистанционное обучение в условиях коронавирусной пандемии.
До "Большого скачка" дистанционное образование включало в себя заочную форму образования, онлайн-курсы (MOOC) и быстро развивающееся направление цифровых образовательных технологий (EdTech), и вдруг разом возникает необходимость не просто дискутировать о формах, методах, технологиях образования и обучения, экспериментировать с ними, а предлагается администрациям университетов просто "нырнуть в неизвестность" [Питер Тиль] и ускоренно переформатировать весь образовательный процесс, а следом возникает необходимость переформатирования и исследовательского процесса. Не позавидуешь ни НПР, ни администрациям университетов, ни регулятору.
Итак, резкий переход в дистанционное образование порождает набор терминов, по которым можно проследить сам процесс перехода и составить отдельные оценки.
К заочной и очной формам образования добавляются:
- EdTech - Цифровые образовательные технологии
- Цифровое образование, цифровое обучение
- Онлайн образование, онлайн обучение
- Дистанционное образование, дистанционное обучение. Порождают жаргонизмы – "дистанционка", "дистант" и даже "удалёнка" (термин, включающий в себя и удалённые форматы любой деятельности и трудовых отношений).
Употребление терминов "очное образование" и "заочное образование" показывает их парное применение, причем с относительно слабой частотностью (102 публ./нед.), наблюдается на протяжении "горячих" месяцев пандемии несколько всплесков внимания в контекстах дискуссии о переходе к дистанционному образованию (здесь и далее источник данных - СКАН ИФ).
Термины "EdTech" и "образовательные технологии" тоже оказываются парными, но демонстрируют резкий рост частотности употребления с 102 до 103 в период объявления пандемической ситуации в стране (середина марта 2020). Далее наблюдается спад до частотности около 102 – вероятно, обсуждать технологии уже не имеет смысла, просто университеты выходят на рутинную деятельность.
Термины, связанные с понятиями цифры и онлайн в образовании и обучении, показывают приоритет термина "онлайн обучение" в сравнении с термином "онлайн образование"; наблюдается резкий всплеск частоты упоминания в середине марта 2020.
Заметный интерес к теме "цифровая образовательная сред" (ЦОС) и "цифровое образование" в июле 2020 связан с разработкой правительственных документов, направленных на развитие ЦОС на всех стадиях образования.
Но "всех прекрасней и милее" выглядят термины, связанные с дистанционным образованием и обучением. Частота употребления термина "дистанционное обучение" в середине марта подскакивает до характерных величин 104 публ./нед., в лидерах также оказывается жаргонизм "удалёнка".
В таких условиях неопределенности, затем "быстроты и натиска" и далее относительно устоявшейся деятельности университетов, мы решили собрать и проанализировать мнения большинства участников, вовлеченных в этот процесс мгновенного перехода университетов на методы и средства дистанционного образования.
Мнения экспертов и сообществ:
- Академическое сообщество
- Регуляторы – МНВО, МинПрос, отраслевые министерства
- Специалисты по развитию онлайн-образования и EdTech в вузах
- Представители российских EdTech-компаний
- Телеком-компании
- Студенты программ 1 и 2 уровней (возможно, и 3 уровня, т.к. созданы прецеденты онлайн защиты диссертаций)
- Слушатели программ ДПО и ДО
- Абитуриенты программ 1 уровня, также вкусившие прелестей удалённого обучения, но на школьном уровне.
Что хотелось бы узнать:
- Трудности ускоренного перехода в онлайн - или готовились, или уже были готовы
- Технологии. Какие думали применять, какие все же применили. Удовлетворение или критика выбранных и предлагаемых технологий
- Организационные шаги для перехода – в чем состояли, помогал ли регулятор, сложности перехода, оценки затрат на такой переход
- Оценка организации образовательного процесса весной 2020 – трудности, достижения, критика, что хотелось бы изменить, отношение преподавателей и студентов / слушателей
- Деталировка по укрупненным направлениям подготовки – медицина, инженерия, агро, социальные, гуманитарные и пр.
- Прогнозы на ближайшие месяцы.
К настоящему времени удалось собрать и обработать мнения двух основных участников процесса – профессорско-преподавательского состава и студентов.
Соответственно, можно ознакомиться с материалами
Экстренный переход российских вузов на дистанционное обучение весной 2020:
I. Взгляд профессорско-преподавательского состава российских университетов