Онлайн-образование в ретроспективе
По данным за 2017 года объем мирового рынка онлайн-образования составил $180 млрд. Крупные компании используют онлайн-курсы для переподготовки персонала, а онлайн-программы дополнительного профессионального образования позволяют освоить новую специальность. Высшее образование в престижных университетах также становится доступно онлайн.
О том, как менялось дистанционное образование и чего ждать от одного из главных общественных трендов 21 века, рассказывает проректор по электронному обучению Московского финансово-промышленного университета "Синергия", кандидат экономических наук Анатолий Гриценко.
Дистанционное образование существовало в европейских университетах еще 200 лет назад. Студенты получали по почте учебные материалы, а затем посылали свои работы обратно в университет. Если студент доводил учебу до конца и успешно сдавал экзамены, то мог рассчитывать на диплом о высшем образовании. В реальности это удавалось лишь 5% студентов. Такой формат дистанционного образования сохранялся вплоть до середины XX века.
Впервые использовать новые возможности телерадиовещания для образовательных целей стали в Великобритании. Идея была проста — сделать качественное высшее и среднее образование более доступным. В 1969 века указом королевы был основан Open University, которой стал первым крупным образовательным учреждением, специализирующимся на дистанционном обучении. Студенты, как и раньше получали основной учебный материал по почте. Но теперь, они могли обсуждать задания с преподавателем по телефону. Образовательные программы Open University активно транслировались BBC по радио и телевидению. Курсы Open University выходили в радио эфир в течение 35 лет. Примерно в это же время появились первые экспериментальные компьютерные сети, благодаря которым через несколько десятилетий сфера образования выйдет на новый уровень развития.
Первое, что дал интернет — это высокая скорость передачи информации. Затем появились электронные библиотеки с учебными материалами, онлайн-тестирование и чат-румы для обратной связи. Используя новые технологии, преподаватели университетов стали создавать бесплатные и общедоступные онлайн-курсы. За этим форматом закрепилось название MOOC — Massive open online course (массовый открытый онлайн-курс). Количество курсов быстро росло, и появилась необходимость удобного поиска по существующим предложениям. Тогда возникли платформы-провайдеры, которые собирали учебные программы в единую базу.
MOOC: успех Coursera и новаторство Lynda
В сегменте MOOC более трети рынка принадлежит компании Coursera. Молодые ученые из Стенфорда, Эндрю Ын и Дафна Коллер, создали компанию в 2012 году и быстро заняли на рынке лидирующую позицию. Coursera перешла к оплачиваемой модели обучения и платной сертификации пройденных программ. Уже через год после создания, компании удалось заработать первый миллион долларов на сертификатах и привлечь $85 млн инвестиций. Coursera установила наибольшее количество партнерских связей с университетами, опередив по этому показателю всех прямых конкурентов. Некоторые университетские программы Coursera получили официальное одобрение для зачета при аттестации диплома в США.
В отличие от большинства провайдеров MOOC, компания Lynda производила 90% контента самостоятельно. Линда Вейнман и Брюс Хэвин создали бизнес в 1995 году, потратив на это $20 тыс. собственных сбережений. Супруги сделали ставку на высокое качество контента и сразу ввели оплачиваемую подписку. Простая, но эффективная модель и растущая популярность отрасли, обеспечили компании быстрый рост. Компания Lynda одной из первых создала библиотеки обучающих видео, задолго до появления YouTube, Khan Academy и уже упомянутой Coursera. В 2011 году компания заработала $70 млн, не привлекая ни цента сторонних инвестиций за все 16 лет своего существования. Через три года доход вырос более чем вдвое. В 2015 году компания объявила о привлечении внешнего финансирования на сумму $186 млн, а весной того же года ее выкупила LinkedIn за $1,5 млрд. Сейчас у Lynda более двух миллионов платных подписчиков, а также крупные корпоративные клиенты, среди которых Sony, HBO и Disney.
В концепции массовых открытых курсов была заложена идея доступного и бесплатного образования. Но со временем большинство провайдеров MOOC ввели платные подписки и сборы за подтверждение защиты пройденного курса. Сервисы MOOC стали площадками, где крупнейшие вузы мира, включая Оксфорд, Станфорд и Кембридж предлагают свои бакалаврские и магистерские программы. После нескольких лет обучения, студенты защищают дипломные работы и получают официальны сертификаты. Для многих решающим преимуществом является меньшая стоимость обучения, в сравнении с классическим очным образованием. В США число онлайн-студентов превысило шесть млн человек — как минимум каждый четвертый американский студент использует этот формат обучения. Степень развития онлайн-образования отличается от вуза к вузу. Специалисты составляют рейтинги наиболее продвинутых с этой точки зрения вузов. Среди лидеров можно выделить Университет штата Пенсильвания, Университет Центральной Флориды, Бостонский Университет. Каждый из этих вузов предлагает более двух десятков направлений, по которым можно получить степень бакалавра, магистра или доктора наук.
Высокая интерактивность, доступность, открытость и разнообразие образовательных программ обеспечили большую популярность онлайн-образованию. Сейчас платформами MOOC пользуются 78 миллионов человек по всему миру. Курсы исчисляются тысячами и более 800 университетов сотрудничают с онлайн-сервисами.
Россия и будущее онлайн-обучения
Приведенные выше примеры показывают, как быстро за последние 10 лет изменился подход к распространению образовательных услуг. К 2024 году мировой объем рынка онлайн-образования достигнет $220 млрд. В России более 1 млн студентов обучаются через интернет. Эта цифра будет только увеличиваться, учитывая, что доступ к интернету в России пока есть только у 72,8% населения.
Несколько российских проектов предлагают качественный образовательный контент. В основном это короткие образовательные программы и курсы дополнительного профессионального образования. Крупные вузы России также стараются перевести свои бакалаврские и магистерские программы в формат онлайн.
Университет "Синергия" более 15 лет развивает онлайн-платформу MegaCampus, которая сочетает в себе возможности обучающего портала и социальной сети. Здесь учатся более 70 тыс. человек, как студентов, так и слушателей отдельных программ (семинаров, тренингов, мастер-классов). Образовательные программы адаптированы под формат электронного обучения: лекции в аудио- и видеоформатах, самостоятельное изучение учебно-методических материалов, интерактивные семинары с преподавателями, общение с другими студентами и поддержка консультантов.
Доступ к потоковому видео растет даже в странах с низким и средним доходом. Значит иностранные студенты, которые не приезжают в Россию по финансовым причинам, могут получать образование через интернет.
Онлайн-курсы, игры и мобильное обучение
Смена работы и специализации становится обыденным явлением. Короткие онлайн-программы доступные, благодаря интернету в любой точке мира, позволяют освоить новые компетенции или вообще сменить сферу профессиональной деятельности. Критерии успеха онлайн-курса — востребованность темы и ясная подача материала. Видео ролик стал одним из наиболее популярных инструментов. В ближайшие два года, 90% контента в интернете будет поступать именно через видео.
Еще один тренд — это игровое обучение. Поколение миллениалов играет в компьютерные и мобильные игры с раннего детства. Кроме того, эффективность игры в процессе обучения подтверждена многими исследованиями. Поэтому сейчас игровые элементы активно интегрируется в образовательные онлайн-продукты.
Отдельно стоит сказать про мобильное обучение. Более 60% пользователей смартфонов и планшетов интересуются этим форматом. Во-первых, это просмотр тех же обучающих видео роликов. Во-вторых, это специализированные мобильные приложения, например, для изучения иностранного языка. Они дают знания короткими порциями, что позволяет хорошо усвоить материал в условиях современной информационной перегруженности.
Мгновенный доступ к учебным материалам, видео-лекциям, возможность общения с преподавателями и студентами. Всё это сближает электронное обучение с классическим очным образованием, как никогда прежде. Подводя итог, стоит сказать, что традиционное образование никуда не исчезнет. Трудно представить себя врача, который не проходит реальную практику или археолога, который не ездит на раскопки. Тем не менее, компьютерные технологии изменили существующую образовательную философию. Технологии дополненной и виртуальной реальности уже сейчас тестируется в сегменте электронного обучения. Возможно, уже через 10 лет мы увидим, как лекции в престижнейших вузах мира будут проходить в виртуальных аудиториях.
Автор: Гриценко Анатолий Григорьевич, проректор по электронному обучению Московского финансово-промышленного университета "Синергия". Кандидат экономических наук. Окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в 2002 году. Эксперт в области качества электронного обучения.