Российский рынок EdTech в дополнительном профессиональном и дополнительном образовании взрослых

Москва. 3 марта. ИНТЕРФАКС – Доля России в структуре мировой EdTech-индустрии составляет около 1%, однако темпы роста национального рынка очень высоки  и по итогам 2020 года емкость российского рынка EdTech может достичь 60 млрд руб. Такие выводы были сделаны в ходе исследования рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории, проведенного Интерфакс.

Ключевые выводы исследования

Объем и структура рынка

  • В структуре мировой EdTech-индустрии Россия занимает около 1%, но темпы роста национального рынка очень высоки (20-25% в год). Если в 2019 году емкость российского рынка EdTech можно оценить в 45-50 млрд рублей, то к 2020 году она должна достичь уже 55-60 млрд рублей.
  • Сейчас EdTech в России реализуется в основном в сегменте дополнительного образования. Объем рынка EdTech ДПО и ДО взрослых, включая языковое образование, в 2019 году составил около 22-25 млрд рублей — это 50% всего EdTech-рынка. Ожидается, что в 2020 году объем этого сегмента достигнет 27-30 млрд рублей.
  • Основные сегменты ДО и ДПО для взрослых — это обучение digital-профессиям, прикладным профессиям,изучение иностранных языков, а также ниша разработки методов и средств корпоративного обучения. Лидеры рынка в первой категории — онлайн-университет Skillbox (оценочная доля рынка ≈ 6,5%), GeekBrains и "Нетология-групп" (по 5,3% доли рынка в сегменте). В сегменте прикладных профессий лидирует GetCourse (3,5-4%) и "Инфоурок" (≈3%). Лидеры языкового обучения — SkyEng (≈19-21%), Lingualeo (4,3-5%) и PuzzleEnglish (≈3%). Лидером в нише программ, создающих ПО и платформы для корпоративного обучения, является “Мираполис” с долей ≈7,2%), также eQueo и iSpring с долями по 5,3%.

Тенденции развития

  • Преобладание взрослой аудитории: в России технологические решения развиваются в первую очередь в сфере образования взрослых — в то время как в мире большинство цифровых обучающих платформ сконцентрировано в области школьного образования.
  • Повышение популярности онлайн-платформ: программами ДПО и ДО в России пользуется 15% трудоспособного населения и более 1% пенсионеров. По данным ВЦИОМ, большинство россиян положительно относится к онлайн-обучению; образовательные онлайн-ресурсы, наиболее известные среди населения — национальная платформа "Открытое образование", платформа "Современная цифровая среда России" и онлайн-университет Skillbox.
  • Рост затрат на образование: затраты на образование в России с 2016 по 2021 годы должны увеличиться с 1,8 до 2 трлн рублей (темпы роста — 1,5-2% в год).
  • Сотрудничество онлайн-платформ и университетов: по мнению экспертов, цифровые платформы могут эффективно сосуществовать с традиционными учебными заведениями. В 2020-е модель смешанного образования (blended learning) получит широкое распространение. Например, онлайн-площадки будут предоставлять контент и подбирать методы работы с учениками, а вузы будут объединять практикующих специалистов, представителей академических наук и самих студентов.

Перспективы рынка

  • Прогноз на 2035: согласно планам Агентства стратегических инициатив (АСИ), к 2035 году оборот российских компаний на рынке составит не менее $20 млрд.
  • Конкуренция на глобальном уровне: в 2020 году на мировом рынке EdTech должно продолжиться соревнование между компаниями всего мира за венчурное инвестирование и Private Equity (PE). Ряд лидирующих национальных игроков должны улучшить свои позиции в международных списках технологических компаний с помощью привлечения инвестиций на внутреннем рынке.
  • Внутренний ресурс инвестиций в EdTech в России должен заметно увеличиться благодаря реализации национальных проектов "Цифровая экономика", "Образование", "Наука", "Экология".
  • Преимущество на развивающемся рынке получат те компании и университеты, развивающие образовательные технологии, которые встроятся в создание Научно-Образовательных центров (НОЦ) мирового или национального уровней.

Посмотреть полностью: Исследование рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории